А прояснить кто и что не стал. Интересно почему?
А надо было? Мне просто понравился сюжет картины, которую описывал художник в романе, вот и все. И я этим местом поделился. Никакой конспирологии, совершенно! Но ведь художественное произведение одним нравится, а другим нет. Вот вы стихи выложили, верно? Они вам нравятся, вы написали. А другим нет, и это совершенно нормально.
Александр Исаевич всегда собирал, отбирал те факты, которые играли ему на руку. Сравните описание (из цитаты) и эскиз, ныне хранящейся в Третьяковке. Вот весь тут Солженицын - видит на эскизе то, чего там и нет, но как художественно описано!
Теперь о фактах. Вы говорите, что описание картины не соответствует эскизу, я правильно понял? Т.е. автор романа от факта отошел? Но ведь это художественное произведение, Роман, вы об этом не забыли? Явно нет, раз пишете, что описано художественно… Какие оттуда надо проверять факты? Вы в курсе, что была не одна версия этого романа? Пытаясь напечатать его, автор очень, очень сильно его менял, причем в самых ключевых моментах! Если не знаете – почитайте историю его создания. Т.е. имеем Роман, худ. Произведение, чисто авторский произвол, а вы про какие-то несоответствующие, с вашей точки зрения, факты. На этом сразу бы можно было поставить точку в дискуссии, но мы не такие, мы дальше пойдем.
Факты в романе есть и довольно много. Хотя бы описание шарашки, которая существовала в действительности, даже с тем же названием. Фамилии Абакумова и Сталина тоже соответствуют. Но вот когда автор описывает то, о чем думает Сталин, или любой другой персонаж, почему вы его не ловите на слове, не говорите о том, что все было совсем не так? Т.е. вы допускаете, что автор может что-то и домыслить по своему разумению? Да не так ли в любом худ. Произведении? Это же не справочник, не учебник, даже не диссертация. А сотни и тысячи других художественных произведений? Книги, фильмы, картины…о революции, гражданской войне, Отечественной Войне и множестве других реальных событий? Вы считаете, что в них одни только факты и никакого авторского домысла нет? Да возьмите просто ЛНТ, «Война и мир», там есть реальное событие, война 1812 года, верно? Есть реальные, жившие в то время персонажи… А все остальное, что? Вы зацепились за проходной, явно не определяющий, разговор в романе Солженицына, о НЕ написанной картине и сделали смелую экстраполящию о всем творчестве автора. Не верю, что в науке вы так же мыслите, не верю.
Вернемся к картине. Честно говоря, я думал раньше, что разговор в романе о картине вообще вымысел, вы мне глаза открыли, что был такой художник Корин. Я почитал про него и про его картины. Статья, что вы привели пишет примерно о том же, что и я прочитал. Но вот теперь чистые факты о ней. Эта картина так и не была написана, да. Холст под нее так и стоит у него в мастерской. Корин очень долго о ней размышлял, но так и не написал. В порядке подготовки к ней был написан ряд портретов и эскиз. На написанных портретах изображены разные люди – священники, миряне…Далее цитата:
…Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Сам художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями культа стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.
Так что еще раз – картины Не было! Поэтому зэкам из романа могло быть известно только вот это, цитирую из описания картины Корина:
широко известное в советское время название – "Уходящая Русь" ("Русь уходящая") – было дано произведению А.М.Горьким и стало для Корина своеобразной "охранной грамотой". Интересно, "охранной грамотой" от чего, или кого? И почему это он не стал писать этой картины, на которой множество священников? И как раз в те годы, когда этих священников выводили под корень, вместе с Верой и разрушением Храмов? Может в этом и разгадка, почему картина так и не была написана?
Так что вполне зэки могли и домыслить ее содержание. Ведь их наверняка не водили в мастерскую Корина и не устраивали там показов. Более того, было бы смешно, если бы в романе они точно знали – что изображено на картине, эскизы которой они не могли видеть.
Надеюсь, мысли свои изложил понятно.