Это моя первая машина - весной получил права "АВ" (до этого 3 года ездил на мотоцикле с категорией "А" ). Бюджет был до 150 тыр (кредит на 5 лет) и мне все советовали купить что-нибудь из переднеприводных ВАЗов. Но в указанной сумме были экземпляры, в которые нужно было вкладываться, ремонтировать и т.д., а мне хотелось "купил и ездишь". Тогда я обратился к непопулярным маркам машин. Беглый осмотр выявил марку Иж, модель Ода хэтчбек (как наиболее симпатичная по дизайну), причем довольно в неплохом состоянии такие модели можно купить в пределах 50 - 80 тыр. В общем, в газете нашел я экземпляр с одним хозяином, только с летней эксплуатацией и маршрутами "дом-работа-дача" с пробегом 19700 км (впоследствии, правда, выяснилось, что в одометр лазили, но об этом ниже) и годом выпуска 12.2002. Купил я Оду с двиглом и КПП 5-ступка от ВАЗ-2106 за 60 тыр в июле 2008 года. Кстати, как оказалось, именно с шестерочными агрегатами Иж-Ода явлется наилучшим выбором (я же выбирал абсолютно случайно), т.к. двигатель УМПО считается капризным, а омская КПП не выдерживает самых обычных нагрузок (съедает шестерни и шлицы валов).
Товарищ, тоже владелец Оды, послушал работу мотора, посмотрел выработку тормозных дисков (на предмет реального пробега при таком годе выпуска) и сказал - "Бери, вполне рабочая тачка".
И вот я стал автовладельцем. Машинка по состоянию действительно соответствовала принципу «купил и ездишь». В силу того, что я в 2008 году еще затеял и учебу в ВУЗе, то, естественно, деньги были нужны в первую очередь на учебу. Из-за этого я не ездил зимой по вполне понятным причинам - нужно было купить резину и повышенный расход бензина в это время года тоже сказывается на кошельке. С апреля по октябрь наезжал максимум 5-6 тысяч км – больше просто физически не получалось (90% пробега по городу).
За 6 лет эксплуатации (в том числе первая зима 2012-2013гг) выявились как достоинства, таки недостатки этой модели.
Начну с достоинств:- большой и просторный салон (как у Волги, по отзывам волговладельцев);
- хорошая обзорность;
-умеренный аппетит – 8,5 л/100 км в смешанном цикле;
- реечное управление, а не червяк, как на классике;
- задний привод (субъективно);
- простая и неприхотливая – ни разу так не было, чтобы вот взяла и встала на месте;
- дешевизна ремонта – например, самый крупный ремонт (вся ходовка по кругу с заменой амортизаторов и патронов в передних стойках, сайлент-блоков) обошелся в 8600 рублей с запчастями и работой, а кузовщина с покраской после ДТП (правка порогов и средней стойки с заменой задней левой двери) в 12500 рублей;
- неугоняемость – угонщики ею не интересуются, а от пионеров спасает сигналка вкупе с механическим блокиратором руля «Гарант»;
- высокий клиренс 160 мм позволяет довольно неплохо пролазить по относительному бездорожью и перепадам ландшафта, а загрузка багажника мешком песка зимой превращает зимнюю езду в почти летнюю и относительно легкий проезд по нечищеным дорогам после сильных снегопадов, в гололед (особенно на подъем, когда передний привод нет-нет да и шлифанет в горку);
-зимой в машине тепло – печка мощная, но это ощущается в долгой поездке.
Теперь о недостатках:- в первую очередь – вой заднего моста в диапазоне скоростей 90-100 км/ч из-за нарушения регулировок зазоров в главной паре (это болезнь большинства Ижей и она практически неустранима ничем и регулировки со снятием заднего моста помогают ненадолго). Я с этим воем езжу с самого начала и после нескольких бесплодных попыток найти спецов, просто «забил» на эту проблему;
- задний привод в ледяной колее – зло, которое немало напрягает даже и с неплохой зимней резиной Nokian Nordman 4;
- отсутствие хотя бы нормальной шумоизоляции (мягкая обшивка потолка серьезное препятствие для шумки потолка), но люди делают и это;
- карбюраторный мотор, а не инжектор;
- крайне неохотно берут на ремонт в автосервисах. Я ремонтируюсь у одного частного мастера в Тимашево (мастер мне достался от прежнего хозяина – он дал мне его телефон), а запчасти беру у одного и того же человека на авторынке на ул. Свободы-Интернациональной, а недавно нашел сервис именно по Москвичам и Ижам – напротив ТЭЦ-2 через «пьяную дорогу» в Инорсе;
- по мелочи случаются иногда неисправности, которые раздражают, но устраняются при наличии времени;
-в цивильных магазинах именно по Ижам ничего нет, все запчасти на рынке (покупаю только качественное и новое) и с авторазборов (кузовщина) ;
- «сверчки» живут где только есть, особенно в панели приборов и бардачка – громыхают при проезде крупных неровностей, но если руки приложить и есть время, то можно поковыряться;
- реечное управление вкупе с задним приводом на больших скоростях (110-120 км/ч) повышают утомляемость в управлении, т.к. неточное руление заставляет машину вилять передком (слишком чувствительный руль) и, соответственно, напрягаться. В городских скоростях рейка, наоборот, плюс – повышается точность управления из-за меньшего количества движений рулем. Поэтому комфортная скорость на Иже в городе 60-70 км/ч, а на трассе 80-100 км/ч;
- немного сопливящие маслом двигатель и КПП с задним мостом, но это, конечно, особенность отечественного автопрома;
- через несколько лет запчасти все будет трудней и трудней найти.
За 6 лет эксплуатации было заменено или отремонтировано: - АКБ в 2012 году – сдохла из-за недозаряда;
- в одометре срезало ведущую шестерню, пробовал делать, но хватало ненадолго – забил. При устранении этой неисправности обнаружил, что в одометр уже лазили (может пробег был смотан, не знаю). Так он и остановился на 25700 км – теперь пробег считаю из расчета 8,5 л/100 км (сейчас пробег примерно около 40 тысяч);
- стартер - после безуспешных попыток устранить заедания при включении, был заменен на редукторный болгарский ELDEX (редуктор планетарный, как у шуруповерта);
- вся ходовка по кругу, которая просилась на ревизию еще год назад, да все руки не доходили ;
- установка электронного зажигания;
- замена мембранного бензонасоса на поршневой, т.к. устал каждый раз подкачивать перед запуском после стоянки нескольких часов (клапана не держали бензин);
- замена генератора на более мощный 75 А, т.к. у прежнего лак на обмотках отвалился из-за перегрева (выявлено при осмотре);
- полностью заменена проводка зарядных цепей с обжатием и пропайкой всех наконечников, т.к. АКБ толком не заряжалась;
- заменены тормозные колодки (не прошел ТО – разность тормозных усилий);
- заменены тормозные шланги (потрескались – не прошел ТО);
- замена помпы – потекла;
- замена переднего сальника коленвала двигателя
- замена прокладки клапанной крышки;
-замена рабочих тормозных цилиндров;
- замена ручника – заржавел, сейчас опять просится на замену (через 2 года);
- а также работы по системе отопления – расширительный бачок (треснул), печка (треснула), замена по кругу всех шлангов и патрубков – подтекали и треснутые были.
Было поставлено доп.оборудование – ДХО по ГОСТу, в задние полки вмонтированы кулеры от компа для обдува и устранения запотевания, а также для ускорения оттаивания заднего стекла зимой,
установлена СиБи рация и
в крышу врезана антенна, установлена сигнализация и механический блокиратор рулевого вала «Гарант».
Из рабочих жидкостей: в мотор лью п/синтетику ZIC 10W40, в КПП – ZIC 75W90, в заднем мосту пока ТАД-17, в тормозах - РОСДОТ. Бензин – АИ-92.
Резюме для автомобиля Иж-Ода.Это тот самый автомобиль, который прекрасно послужит в качестве первой машины из-за своей дешевизны, неприхотливости и ремонтопригодности. Это рабочая лошадка, которая будет вам служить верой и правдой, при условии своевременного ремонта, причем не неожиданного, а долго-долго намекаемого. Его надежность я уже для себя подтвердил зимней эксплуатацией (не подводила и в ней тепло), выносливостью (
выдергивал ШНиву из песка, таскал пустую ГАЗель на гололеде на легком подъеме), относительно хорошей
проходимостью для монопривода да еще и заднего. Конечно, не сравнить ее с новой машиной (да еще и с иномаркой, даже дешевой), но низкая цена владения с лихвой окупает этот момент для тех, кто не хочет обременять себя кредитом (я из их числа). Иж-Ода – это действительно народный автомобиль по всем параметрам, который, к сожалению, перестал выпускаться в 2004 году.
Иж-Ода – Искреннее Желание Обладать Достойным Автомобилем!