Снятие и разборка головки блока цилиндровГоловку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя. Работу выполняем на смотровой канаве или подъемнике. Если необходимо заменить прокладку или демонтировать шатунно-поршневую группу на автомобиле, то головку снимаем в сборе с выпускным коллектором, впускной трубой, топливным насосом и карбюратором, как показано ниже. Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Отсоединяем кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач и, отвернув гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору, сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора (см. «Снятие приемной трубы на автомобиле с двигателем УМПО-331» ). Отсоединяем провод от датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Замена датчика температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Снимаем воздухонагнетатель (см. «Снятие воздухонагнетателя и вентилятора отопителя» ). ![]() Ослабляем хомут крепления верхнего (подводящего) шланга радиатора к патрубку головки блока цилиндров. ![]() Снимаем шланг с патрубка. ![]() Ослабляем хомут крепления байпасного шланга системы охлаждения к патрубку головки блока цилиндров. ![]() Снимаем шланг с патрубка. Отсоединяем от карбюратора тросы привода воздушной и дроссельных заслонок (см. «Снятие троса привода воздушной заслонки карбюратора», и «Снятие троса привода дроссельных заслонок карбюратора») и провода от микровыключателя ЭПХХ (см. «Снятие микровыключателя»). От штуцеров впускной трубы отсоединяем: трубку электропневмоклапана системы ЭПХХ, шланг вакуумного усилителя тормозов и шланг отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения. Отсоединяем трубку подвода разрежения от штуцера вакуумного регулятора опережения зажигания (см. «Снятие распределителя зажигания» ). ![]() Ослабив хомут, отсоединяем гибкий топливный шланг от подводящей топливной трубки. ![]() Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления провода «массы» к щитку передка. Снимаем цепь со звездочки привода распределительного вала (см. «Снятие цепи привода распределительного вала» ). ![]() Головкой «на 19» отворачиваем десять гаек шпилек крепления головки блока цилиндров. ![]() Снимаем головку блока цилиндров вместе с впускной трубой и выпускным коллектором. При снятой головке блока цилиндров нельзя проворачивать коленчатый вал двигателя, так как гильзы цилиндров могут подняться со своих мест за счет трения поршневых колец. Это может привести к тому, что под упорный нижний торец гильзы попадут посторонние частицы, и рубашка охлаждения блока цилиндров разгерметизируется. Снимаем прокладку головки блока цилиндров. Для разборки головки блока снимаем впускную трубу (см. «Снятие впускной трубы»), выпускной коллектор (см. «Снятие выпускного коллектора») и топливный насос (см. «Снятие топливного насоса на автомобиле с двигателем УМПО-331» ). Расконтрив и отвернув на несколько оборотов регулировочные винты механизма привода клапанов,... ![]() ...снимаем наконечники стержней клапанов. ![]() Выворачиваем регулировочные винты из коромысел. ![]() Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления упорного фланца распределительного вала... ![]() ...и снимаем упорный фланец. Если снимать коромысла и их оси нет необходимости, распределительный вал можно извлечь из постелей головки блока цилиндров, проворачивая и сдвигая вал вперед. ![]() Если при этом шейка или кулачок вала упирается в коромысло, сдвигаем коромысло по оси, преодолевая усилие поджимной пружины,... ![]() ...или, упираясь отверткой, сжимаем пружины клапана, приподнимая носок коромысла. Если необходимо демонтировать коромысла и их оси, то помечаем коромысла и распорные втулки, чтобы при сборке установить их на свои места. ![]() Оправкой из мягкого металла выбиваем оси коромысел из посадочных отверстий в головке блока цилиндров... ![]() ...и снимаем коромысла, поджимные пружины и распорные втулки. ![]() На осях коромысел впускных и выпускных клапанов нанесены метки ВП и ВЫП и стрелки, направленные к задней части головки блока цилиндров. ![]() Оси коромысел, коромысла, поджимные пружины и распорные втулки. Вынимаем распределительный вал из постелей головки блока цилиндров. ![]() Для рассухаривания клапана подкладываем под него деревянную проставку. Вставляем в крепежное отверстие головки блока цилиндров болт подходящего размера и навинчиваем на него гайку. Заводим за гайку зацепной рычаг рассухаривателя клапанов, а подпятник рассухари-вателя упираем в тарелку пружин клапана. ![]() Нажимая на рычаг рассухарива-теля, сжимаем пружины клапана и извлекаем пинцетом сухари. ![]() Снимаем тарелку, защитный колпак клапана, наружную и внутреннюю пружины. ![]() Снимаем опорную шайбу пружин. ![]() Снимаем резиновую уплотнительную шайбу тарелки пружин со стержня клапана. ![]() Вынимаем клапан. Аналогично демонтируем остальные клапаны. Удаляем нагар и проверяем состояние и износ стержней клапанов и их направляющих втулок, рабочих фасок тарелок клапанов, их седел и клапанных пружин. Тарелки клапанов не должны иметь трещин, прогаров и деформации (коробления). Поврежденные и изношенные клапаны, сломанные и ослабленные пружины заменяем новыми. Изношенные и поврежденные седла клапанов и направляющие их стержней рекомендуется заменять на СТО. Собираем и устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности. Перед установкой клапанов смазываем их стержни моторным маслом. Устанавливаем новые уплотнительные резиновые шайбы тарелок пружин клапанов. Рабочие поверхности распределительного вала, коромысел и их осей смазываем моторным маслом. Очищаем приваленные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, масла, нагара. Устанавливаем новую прокладку головки блока цилиндров. Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров затягиваем предписанным моментом (см. «Приложения», ) в порядке, показанном на рис. 2. ![]() Рис.2. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров |