Снятие и разборка головки блока цилиндров

Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя.

Работу выполняем на смотровой канаве или подъемнике.

Если необходимо заменить прокладку или демонтировать шатунно-поршневую группу на автомобиле, то головку снимаем в сборе с выпускным коллектором, впускной трубой, топливным насосом и карбюратором, как показано ниже.

Сливаем охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Отсоединяем кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач и, отвернув гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору, сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора (см. «Снятие приемной трубы на автомобиле с двигателем УМПО-331» ).

Отсоединяем провод от датчика температуры охлаждающей жидкости (см. «Замена датчика температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов на автомобиле с двигателем УМПО-331»). Снимаем воздухонагнетатель (см. «Снятие воздухонагнетателя и вентилятора отопителя» ).

Ослабляем хомут крепления верхнего (подводящего) шланга радиатора к патрубку головки блока цилиндров.

Снимаем шланг с патрубка.

Ослабляем хомут крепления байпасного шланга системы охлаждения к патрубку головки блока цилиндров.

Снимаем шланг с патрубка.

Отсоединяем от карбюратора тросы привода воздушной и дроссельных заслонок (см. «Снятие троса привода воздушной заслонки карбюратора», и «Снятие троса привода дроссельных заслонок карбюратора») и провода от микровыключателя ЭПХХ (см. «Снятие микровыключателя»). От штуцеров впускной трубы отсоединяем: трубку электропневмоклапана системы ЭПХХ, шланг вакуумного усилителя тормозов и шланг отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения. Отсоединяем трубку подвода разрежения от штуцера вакуумного регулятора опережения зажигания (см. «Снятие распределителя зажигания» ).

Ослабив хомут, отсоединяем гибкий топливный шланг от подводящей топливной трубки.

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления провода «массы» к щитку передка.

Снимаем цепь со звездочки привода распределительного вала (см. «Снятие цепи привода распределительного вала» ).

Головкой «на 19» отворачиваем десять гаек шпилек крепления головки блока цилиндров.

Снимаем головку блока цилиндров вместе с впускной трубой и выпускным коллектором.

При снятой головке блока цилиндров нельзя проворачивать коленчатый вал двигателя, так как гильзы цилиндров могут подняться со своих мест за счет трения поршневых колец. Это может привести к тому, что под упорный нижний торец гильзы попадут посторонние частицы, и рубашка охлаждения блока цилиндров разгерметизируется.

Снимаем прокладку головки блока цилиндров.

Для разборки головки блока снимаем впускную трубу (см. «Снятие впускной трубы»), выпускной коллектор (см. «Снятие выпускного коллектора») и топливный насос (см. «Снятие топливного насоса на автомобиле с двигателем УМПО-331» ). Расконтрив и отвернув на несколько оборотов регулировочные винты механизма привода клапанов,...

...снимаем наконечники стержней клапанов.

Выворачиваем регулировочные винты из коромысел.

Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления упорного фланца распределительного вала...

...и снимаем упорный фланец.

Если снимать коромысла и их оси нет необходимости, распределительный вал можно извлечь из постелей головки блока цилиндров, проворачивая и сдвигая вал вперед.

Если при этом шейка или кулачок вала упирается в коромысло, сдвигаем коромысло по оси, преодолевая усилие поджимной пружины,...

...или, упираясь отверткой, сжимаем пружины клапана, приподнимая носок коромысла.

Если необходимо демонтировать коромысла и их оси, то помечаем коромысла и распорные втулки, чтобы при сборке установить их на свои места.

Оправкой из мягкого металла выбиваем оси коромысел из посадочных отверстий в головке блока цилиндров...

...и снимаем коромысла, поджимные пружины и распорные втулки.

На осях коромысел впускных и выпускных клапанов нанесены метки ВП и ВЫП и стрелки, направленные к задней части головки блока цилиндров.

Оси коромысел, коромысла, поджимные пружины и распорные втулки.

Вынимаем распределительный вал из постелей головки блока цилиндров.

Для рассухаривания клапана подкладываем под него деревянную проставку.

Вставляем в крепежное отверстие головки блока цилиндров болт подходящего размера и навинчиваем на него гайку. Заводим за гайку зацепной рычаг рассухаривателя клапанов, а подпятник рассухари-вателя упираем в тарелку пружин клапана.

Нажимая на рычаг рассухарива-теля, сжимаем пружины клапана и извлекаем пинцетом сухари.

Снимаем тарелку, защитный колпак клапана, наружную и внутреннюю пружины.

Снимаем опорную шайбу пружин.

Снимаем резиновую уплотнительную шайбу тарелки пружин со стержня клапана.

Вынимаем клапан.

Аналогично демонтируем остальные клапаны.

Удаляем нагар и проверяем состояние и износ стержней клапанов и их направляющих втулок, рабочих фасок тарелок клапанов, их седел и клапанных пружин. Тарелки клапанов не должны иметь трещин, прогаров и деформации (коробления). Поврежденные и изношенные клапаны, сломанные и ослабленные пружины заменяем новыми. Изношенные и поврежденные седла клапанов и направляющие их стержней рекомендуется заменять на СТО.

Собираем и устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности. Перед установкой клапанов смазываем их стержни моторным маслом. Устанавливаем новые уплотнительные резиновые шайбы тарелок пружин клапанов. Рабочие поверхности распределительного вала, коромысел и их осей смазываем моторным маслом.

Очищаем приваленные плоскости головки и блока цилиндров от остатков старой прокладки, масла, нагара. Устанавливаем новую прокладку головки блока цилиндров. Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров затягиваем предписанным моментом (см. «Приложения», ) в порядке, показанном на рис. 2.

Рис.2. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров