В России появятся машины для бедныхМинистерство промышленности и торговли РФ заявило о намерении запустить льготную программу приобретения машин для малоимущих слоев населения. В нее смогут войти только автомобили, произведенные в России. Эти льготы станут своеобразной заменой завершившейся программе утилизации, которая продлеваться не будет.
Как сообщил журналистам директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов, вопрос о запуске новой программы по аналогии с утилизационной может быть разработан совместно с Минздравсоцразвития. Из подробностей пока известно лишь, что войти в нее смогут лишь автомобили отечественного производства. А получить скидку на их приобретение, вероятно, позволят лишь людям, обладающим определенным и небольшим уровнем дохода.
Это важно для того, чтобы россияне и дальше смогли приобретать доступные машины, несмотря на то, что действие программы утилизации закончилось. В Минпромторге также считают, что автомобилизации поспособствует и выпуск транспорта в низкой и доступной большинству россиян ценовой категории. В частности, как заявил Алексей Рахманов, уже к концу текущего года предполагается выпустить на рынок отечественный автомобиль стоимостью около 220 тысяч рублей.
Скорее всего, речь идет о новой модели АвтоВАЗа – Lada Granta. Именно такой называют возможную цену этой машины в минимальной комплектации «Стандарт». Помимо нее есть «Норма» и «Люкс». Последняя будет стоить в пределах 300 тысяч. Под капотом у «Гранты» будет мотор 1,6 литра в 98 л.с., который, по заверениям разработчиков, способен разогнать машину до сотни за 12 секунд и не прожорлив – заявленный расход в смешанном цикле 7,3 л/100 км. У новинки будет большой межсервисный интервал (15 000 км) и трехлетняя гарантия. Старт серийного выпуска четырехдверки Granta намечен на октябрь этого года, первые машины появятся у дилеров уже в декабре. Сначала на конвейер поставят как раз седан в самой простенькой комплектации.
Пока АвтоВАЗ готовится, вторичный рынок уже предлагает покупателям машины по цене в 220 тысяч рублей, которую чиновники считают приемлемой для малоимущих. К примеру за эти деньги можно купить различные авто – от свежей годовалой малолитражки вроде Daewoo Matiz с пробегом 19 тысяч км до 14-летнего спортивного купе, например, Honda Integra.
Новая модель должна стать спасательным парашютом не только для небогатых покупателей, но и для самого АвтоВАЗа. По итогам июля производитель впервые после завершения утилизационной программы показал падение продаж на российском рынке. В прошлом месяце дилеры Lada снизили реализацию на 3,1% до 50 518 автомобилей, с учетом мелкосерийных моделей «Суперавто» и машин, выпущенных на ИжАвто. По мнению аналитиков агентства «Автостат», снижение продаж АвтоВАЗа обусловлено, прежде всего, «эффектом высокой базы» и прекращением выдачи утилизационных сертификатов. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что завершение госпроекта само по себе рискованное явление для завода.
Как отмечают эксперты, несмотря на то, что реализация автомобилей Lada по ранее выданным свидетельствам утилизации продолжается, доля «утилизационных» машин сокращается уже несколько месяцев. Показательно, что из всего модельного ряда АвтоВАЗа падение продаж показывает только Lada 2107 (в июле – более чем в 1,5 раза), которая пользовалась наибольшим спросом среди участников утилизационной программы.
Все же автомобили, реализованные в рамках этой программы, будут переданы покупателям до конца нынешнего года – всего их должно быть 601 тысяча штук. 512 тысяч из них уже получены. 77% автомобилей, приобретенных в рамках этой программы, пришлись на продукцию АвтоВАЗа.
Несмотря на решение не продлевать выдачу сертификатов, сама утилизация менее актуальной не стала. Именно поэтому ее может сменить программа льготной продажи автомобилей для малоимущих. Перспектива в этом направлении у России есть, так как в настоящее время по дорогам страны ездит примерно 16 миллионов автомобилей старше 10 лет.
Одним из положительных эффектов утилизационной программы стало развитие самой утилизации машин в стране. Как отметил глава Минпромторга Виктор Христенко, в настоящее время в России действует 184 пункта по приему старых автомобилей. Более 100 из них продолжат свою деятельность после завершения переработки старых автомобилей, сданных по программе утилизации.