vanfogel ТС
Редкий гость
Карма +8/-0
Offline
Сообщений: 52
Ижевск ИЖ 2126-020
|
|
« : 08 Декабря 2014, 23:32:38 » |
|
Автомобиль был вручен мне в апреле 2013 года. Машина 2000 года выпуска, 50 т.км реальный пробег. Тесть открыл гараж, достал из овощной ямы аккумулятор. Залез под капот, заменил сдохший моторчик омывателя, поставил аккумулятор и подкачал бензин в карбюратор. Автомобиль завелся с третьего раза и пока прогревался, минут через пять заглох. Тесть снова завел его и дал ценные указания.
В машине стояла кассетная магнитола, по бокам два динамика ватта на 3, задние два динамика похрипывали, было 3 кассеты с музыкой из 90-х. При первой же попытке открыть бардачок, я обломил ручку.
У автомобиля был свой запах, который не спутаешь ни с какой другой машиной, от него веяло ретро-романтикой, он словно погружал водителя в прошлое. Своя изюминка была и в выцветших чехлах сидений, и в малюсеньких и неудобных зеркалах, и в процессе открывания/закрывания водительской двери с ключа, и даже в том, что кран включения печки в салоне располагался под капотом.
Поехали, оформили страховку, мною сразу были приобретены знак аварийной остановки, сумка, набор ключей. Годом ранее я был владельцем старой ваз 2111, поэтому с отечественным автопромом был знаком не понаслышке, из дома в машину перекочевали провода прикуривания, трос, набор инструментов.
В первый же день я поменял ставшие деревянными дворники, разбрызгиватели омывателя лобового стекла, свечи. Через неделю поменял масло на полусинтетику 10w40, предварительно промыв двигатель от минералки Лукойл.
Через неделю было уже тепло днем, и мы с другом под пивасик во дворе за два дня смонтировали в автомобиле сигнализацию с двумя актуаторами передних дверей. Теперь двери открывались с кнопки.
МАЙ
Одус вдруг не завелся. Часов пять я ковырялся под капотом, но выяснил только, что причина в отсутствии зажигания и разрядил аккумулятор. Купил свечи и катушку зажигания, но машина все равно не завелась, поскольку причина была в подгоревших контактах прерывателя в трамблере, что мне сказали в автосервисе, до которого автомобиль был транспортирован на галстуке. Катушку удалось вернуть в магазин.
Забирал друга с женой и с ребенком с поезда. Не доехали совсем немного. Просто встал на перекрестке и не заводился. Пассажиры пошли своим ходом, а через час подъехал приятель, и мы на галстуке поехали в ближайший сервис, я кинул там машину и уехал на работу. Мастер позвонил через полчаса, я подъехал – машина нормально заводилась, причина так и не была найдена. Возможно, бензин в бензонасосе закипел.
Мой необъезженный конь брыкался, то и дело, скидывая меня, зеленого и неопытного с седла. Я стал держать в машине заначку – чтобы всегда была возможность бросить все и вызвать такси. Кассеты в кассетной магнитоле быстро кончились, и я купил нормальную магнитолу с двумя передними динамиками. Во дворе под пивасик с другом она была успешно установлена. Вообще говоря, тогда я каждые выходные занимался машиной – заменил потрескавшиеся бензиновые шланги, снял и прочистил от мух задние динамики, поставил на передние сидения чехлы от соляриса (друг отдал).
После зарядки аккумулятора в двух банках плавали какие-то бурые хлопья. Как выяснилось аккумулятору 7 (!) лет. Но на пару раз крутнуть стартер летом его хватало. Вскоре был найден новый аккумулятор.
Внезапно сдох бензонасос. О проблемах с ним меня предупреждал тесть. Куплен и установлен новый, от десятки. Перед установкой новый бензонасос был разобран и промыт от металлической стружки, сняты металлические задиры на клапанах. Узнал, что новые детали еще нужно дорабатывать.
ИЮНЬ
К тому времени я уже активно почитывал форумы 2126.ru, изучал возможные типовые поломки, а Одус проверял мои знания на практике. Начитавшись статей о тюннинге, я захотел установить новый карбюратор солекс от нивы и бесконтактное зажигание.
Карбюратор был найден б/у, разобран промыт. Внутри был сушеный таракан. Тщательно подготовившись, мы с другом снова под пивасик поменяли карбюратор. В процессе установки были приняты следующие инновационные технические решения: замята молотком кастрюля, не позволявшая закрыться капоту, сооружен хитрожопый блок, позволивший обойтись без замены троса газа. Машина завелась и работала, хоть и неровно. Довольные мы взяли еще пива и пошли смотреть футбол.
Карбюратор никак не удавалось настроить. После того, как пару раз заглох на ходу, был снят и выброшен в багажник ЭПХХ. Жиклеры я подбирал, наверное, месяца два. В поисках карбюраторщика, был найден шаромыга-шарлатан, который пообещал мне установить бесконтактное зажигание, отрегулировать клапана, подтянуть цепь и настроить карбюратор. Но по итогу, провозившись день, он не смог не только настроить карбюратор, но и нормально установить зажигание (не знал порядок работы цилиндров). Еще и свечи не те установил, слишком горячие.
Наконец, научившись самостоятельно настраивать карбюратор и зажигание на слух, я настроил Одуса на агрессивную езду. У автомобиля появилась хорошая приемистость ценой расхода 15-16 литров на сотню в городе летом при умеренно агрессивном стиле езды. Зимой расход был под 20л/100км.
После замены карбюратора и зажигания, характер Одуса поменялся до неузнаваемости. Он уже не оставлял впечатления ретромобиля, спокойно трогающегося со светофора, на каких ездят «тошнилы» с огорода с мешком картошки в багажнике. Неплохая приемистость (примерно как у нетюннингованной девятки), трогание с пробуксоном, агрессивная езда по городу.
Стартер не всегда зацеплял бендиксом коленвал. В один прекрасный момент совсем перестал его зацеплять. Снял стартер, разобрал – бендикс был в норме, загнулась вилка. При попытке выправить ее, она сломалась. Хрен с ним, купил новый стартер.
Сильно дергалась стрелка вольтметра на холостых и при движении. Мигал свет. Поменял РН – безуспешно. Похоже диодный мост в генераторе. Почитал, как его менять – плюнул, решил ездить так.
ИЮЛЬ
Как-то друг дал мне купон на бесплатную диагностику ходовой в одном из крупных сервисных центров города. Я пожалел, что съездил. Выявили течь передних стоек, течь главного цилиндра сцепления, доживающий передний ступичный подшипник, подшипник полуоси, опорный подшипник стойки, люфт вторичного вала коробки, течь переднего сальника КВ и сцепление. Разумеется, в том сервисе ничего делать я не стал, а нашел шаражкину контору, закупил новые стойки, ступичные, подшипник полуоси, опорные подшипники, сальники и новое сцепление в сборе.
Поездил день - вдруг на ходу перестало выключаться сцепление, трогался стартером со светофоров до ближайшей парковки, затем загнал машину на бортик и залез под нее – оказалось шаромыги недобросовестно установили рабочий цилиндр сцепления.
Все это время, практически после каждой поездки, постоянно подбираю жиклеры карбюратора, не устраивают провалы при нажатии педали газа на 1500-2000 оборотах.
Как-то ехал с женой, вдруг снова пропало сцепление – сдох главный цилиндр сцепления. Тормозуха вся черная от истершейся резиновой манжеты. Благо рядом был магазин. Часа 3-4 ковыряния код машиной и заменена трубка, шланг и главный цилиндр сцепления. Зато обзавелся ключом для прокачки тормозов.
Не стану описывать всякую мелочевку типа: троение двигателя от того, что потрескалась изоляция ВВ провода и искра била на массу двигателя, или рвавшиеся резинки подвеса глушителя, или резинки полки.
За первое лето багажник автомобиля заполнился запасными деталями, предметами первой необходимости: запасной бензонасос, комплект КСЗ, 2 комплекта свечей, запасные лампочки, коробка с проводами, разъемами, термоусадками, коробка с болтами, хомутами, чемодан с инструментами, различные шланги, бутыль тосола, тормозухи, масла в двигатель и коробку, WD40, сменная одежда для ремонта.
СЕНТЯБРЬ
Наконец нашел нормального, добросовестного шаромыгу. Дело было так. Начало холодать, осень. При прогреве и при езде начал звенеть кардан. Нашел по объявлению автосервис, состоящий из одного мужика, он посмотрел, сказал, что нужно менять весь кардан, подтяжка крестовины не поможет, быстро разболтается. Предложил поменять шаровые, они стучали, а иначе сказал, возьмет денег за диагностику, я согласился. Поменял так же сапун моста.
Нашел кардан, поменял его у этого шаромыги.
ОКТЯБРЬ
В принципе, бродяга к, возможно, первой в своей жизни зиме был готов. Я купил комплект зимней резины, коврики из полипропилена на передние сиденья, щетку со скребком, залил незамерзайку.
Установил две метровые светодиодные ленты на потолке, теперь в салоне так светло, что можно проводить хирургические операции.
НОЯБРЬ-МАРТ
Сдохла контактная группа замка зажигания (не работал ближний свет, печка и т.п.). Поменял, решил разгрузить весной.
В морозы вдруг начала уходить тормозуха: сдох главный тормозной цилиндр, залил вакуумник. Шаромыга сказал поменять еще задние рабочие цилиндры. Тормозуха впитала много воды и замерзла в морозы, порвав манжеты указанных элементов. Вакуумный усилитель тоже заменили.
Надо рассказать и о радостных моментах. Как-то в -20 не смог завестись с третьего раза. Выкрутил свечи – залило. Достал запасенный новый комплект. Завелся сразу.
Зимой уходило много тосола. Машина заводилась туго. Настолько, что когда объявили морозы 20-30 градусов на три недели, я снял аккумулятор и ходил пешком.
Ближе к весне отвалился глушитель с куском трубы резонатора. Заменил обоих, но новый сел только на два крепления из четырех.
В целом, за зиму поломок было мало, и Одус сильно не капризничал.
В марте купили Одусу верхний багажник. Теперь бродяга стал рогатым, мог возить длинную лестницу, чем серьезно помогал на работе.
АПРЕЛЬ
Весенний техосмотр выявил попадание масла на правую заднюю колодку. Причина – когда меняли подшипник полуоси, забивали его и колотили по втулке, оставив на ней множество вмятин. Заменил полуось, сальник и колодки.
Через месяц задние колодки снова были в масле. Но я решил, хрен с ним до следующего техосмотра.
МАЙ-ИЮЛЬ
Сделал разгрузку замка зажигания – навесил две релюхи на контакты 15-1 и 15-2. Кинул перемычку с генератора.
Порвало нижний шланг печки у места крепления к двигателю. Тек тосол и дымился. Заменили. После чего решил поменять все патрубки системы охлаждения. Не стал менять термостат, о чем потом пожалел. Увидел изношенный ремень генератора – заменил.
Сдох выжимной подшипник. При нажатии сцепления – вибрация в ногу. Шаромыга заменил подшипник, направляющую и вилку, диск сцепления не сильно изношенный, оставил старый.
Наступил момент, когда некоторые узлы в автомобиле, я знал лучше, чем любой шаромыга, к примеру, ту же кастрюлю нужно было правильно установить и закрутить, чтобы она не колотила в капот.
Летом внезапно перестал качать бензонасос, запасной почему-то не заработал. Купил новый. Заодно поменял игольчатый клапан.
Как-то вез родственников с дачи – вдруг перестал работать спидометр. Забил.
АВГУСТ
Дело было ближе к осени неожиданно сдох термостат. Понял причину я не сразу, думал, вентилятор не хочет запускаться, сдох датчик, но замена датчика не помогла. В итоге пару-тройку раз вскипятил двигатель. Термостат заменил, но через пару недель на масляном щупе стали образовываться коричневые сопли.
Снова сдох главный тормозной цилиндр, немного попало в вакуумный усилитель.
ЗИМА
Вторая зима пришла внезапно, я не успел особенно подготовить бродягу. Двигатель хреново заводился, очень хреново. Даже аккумулятор разрядил. Поменял масло на более жидкое, зарядил аккумулятор. Стало лучше.
Через какое-то время машина вдруг стала ехать очень туго. Газ жмешь сильно, а едет вяло.
Через день прямо на ходу двигатель заглох. Попытался завестись на ходу – ни хрена. В общем, пропало зажигание. Два дня ковырялся ночью после работы в морозы и обнаружил, что съело латунную шестерню привода трамблера. Заменил.
Через пару дней на масляном щупе снова увидел коричневые сопли, тосол слегка потемнел, а двигатель снова стал очень паршиво заводиться. Я понял – пробита прокладка ГБЦ.
Шаромыга снял ГБЦ, свозил на шлифовку, сняли 0.17мм, поменял прокладку, поменял маслосъемные колпачки, притер клапана и отрегулировал их. Правда, отрегулировал как-то хреново – они зазвенели сразу же. Сказал приехать через неделю, на гарантийную регулировку. При рассухаривании одного клапана рассыпалась пружина. Сняв привод трамблера, оказалось, что шестерня, на которой я ездил три дня, уже съедена наполовину. При вращении с руки она закусывала. Коленвал прокрутить с руки было нереально туго. Мы залили пятиминутку, промыли двигатель, залили новое масло. Шаромыга сказал, что у меня так же сдох вакуумный корректор зажигания. Машина действительно подтупливала, заменил. Через день коленвал нормально проворачивался с руки. Я вздохнул облегченно – шансы провернуть вкладыши минимизировались.
Однако, проблемы не кончились – через два дня сдох бензонасос. Сломался кулачок, в который бьет толкатель. Эта поломка, произошедшая в -20 довольно сильно вывела меня из себя. Заменив бензонасос, завестись все равно не удалось. Почти разрядил аккумулятор. Психанул, снял аккумулятор и уехал. Вечером приехал с другом, прикурили и начали крутить стартер. Как я ни пытался, смог завестись только на одном цилиндре. Выкрутил свечи – три сырые. Поставил старые, валявшиеся в багажнике, более горячие, но почти не пользованные свечи. Летом на них я ловил калильное зажигание, поэтому снял. А зимой оказались в самый раз.
Шаромыга гарантийно отрегулировал клапана и показал мне износ распредвала: некоторые кулачки были съедены где-то на полмиллиметра.
Ода – автомобиль не для всех. Комфорт – это когда машина заводится и ездит. Надежность – это полмашины запасных запчастей в багажнике и заначка на такси. Но надо признать, по-серьезному она меня пока не подводила, на трассе не вставал, а заначка лежит нетронутой уже полтора года.
Ода учит быть терпеливым и спокойным, никогда не паниковать и ко всему быть готовым. Она заставит вас разобраться в устройстве большинства узлов автомобиля, и тогда придет понимание, что это просто конструктор, только деталей побольше. Возможно, вы научитесь решать сложные, казалось бы, задачи, путем разбиения их на маленькие простые.
|