В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий сделать Правила дорожного движения федеральным законом. Тогда менять его смогут депутаты, а не правительство, устроившее автомобилистам в начале года настоящую головную боль вместо праздника.
Сейчас Правила дорожного движения и любые их изменения утверждаются постановлением правительства России. Неуклюжие и торопливые поправки в ПДД, вступившие в силу с 1 января, показали, насколько процедура несовершенна. Если бы продвинутые автомобилисты и журналисты не обнаружили перед Новым годом свод новых правил, водители смогли бы узнать о нарушениях дорожных законов только от гаишников. Причем в некоторых случаях одновременно с информированием пройти процедуру обмена прав на протокол, чтобы затем в суде лишиться возможности сесть за руль на несколько месяцев.
Изменение ПДД правительством, как и то, что оно устанавливает Правила своим постановлением, противоречит Конституции, уверяет депутат Виктор Похмелкин.
?Власти позволяют себе принимать законы, не информируя об этом граждан, ? возмущается Похмелкин. ? Согласно Конституции, любой закон, ограничивающий права и свободы граждан, должна принимать Госдума, а правила как раз такой документ?. По его словам, если бы свежие поправки утверждали депутаты, для автомобилистов вступление в силу не стало бы неожиданностью. ?Работа Госдумы гораздо неповоротливей, зато более прозрачна, чем деятельность правительства. Мы принимаем законы медленно, все разъясняем и рассказываем, а правительство об этом совершенно не заботится. Всем будет удобнее, если ПДД будет устанавливать Дума?, ? считает Похмелкин.
Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму Похмелкиным, право менять Правила дорожного движения передается депутатам. Если проект будет принят, депутат обещает разработать другие законы, устанавливающие правила автомобильной жизни. Например, правила регистрации и прохождения ТО, которые устанавливает МВД, или методики освидетельствования ?на пьянку?, утверждаемые Минздравом. Похмелкин уверяет, что они это делали незаконно. Перечитав закон ?О безопасности дорожного движения?, законодатель обнаружил, что последние десять лет правила освидетельствования должна была устанавливать Госдума, но депутаты просто не знали о своих возможностях.
?Необходимо объединить все законы, касающиеся безопасности на дорогах, в Кодекс безопасности дорожного движения, который будет принимать Госдума, ? говорит Похмелкин. ? Только это позволит избавиться от бардака в законодательстве?.
Далеко не все депутаты поддерживают законодательный пыл своего коллеги.
?Даже если предоставить Госдуме возможность устанавливать правила пользования ракетными установками или лифтами, это не решит проблем, а только добавит их, ? считает депутат Александр Харитонов. ? Ни в одной стране Правила дорожного движения не устанавливает парламент ? этим занимается именно правительство. Оно может справляться с этим лучше или хуже, но такова процедура, и не стоит ее менять?. При этом Харитонов согласен с тем, что МВД и Минздрав не должны устанавливать свои правила. Но передать их функции он предлагает не Госдуме, а опять же правительству. Его не смущает даже то, что это противоречит Конституции. ?В нашей стране столько законов не соблюдается, в том числе и конституционных, что ПДД ? это просто мелочи. Допустим, сегодняшнее правительство натворило глупостей, но следующий кабинет может оказаться более внятным?, ? строит прогнозы Харитонов. При этом, что делать гражданам, пока ?внятное правительство? не появится, он не сообщил.
Представители ГАИ поддерживают инициативы Госдумы только частично. Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров согласен, что лучше передать утверждение ПДД Госдуме. Впрочем, он сомневается, что такое решение может быть принято, даже несмотря на все предпосылки к этому. Сенатор вспоминает, что предлагал сделать ПДД федеральным законом, еще когда возглавлял ГАИ. ?Но у нас все значимые решения принимаются только по отмашке президента, ? сетует Федоров. ? Так что вряд ли что-то изменится без его распоряжения?.
Похмелкин надеется, что после необходимых согласований законопроект будет рассмотрен в первом чтении через два месяца.
?Газета.Ru? 23 января 2006
http://www.gazeta.ru/auto/2006/01/18_a_520207.shtml