«С бюджетом есть ограничения»: все дороги России могут стать платными в 2030 году
«Растет стоимость строительных ресурсов, содержания», — объяснял на форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо» представитель Росавтодора неизбежность ввода платы за километры для накачки деньгами дорожных фондов. Выросло и число легальных неплательщиков с электромобилями и гибридами, снижается расход топлива в авто с обычным ДВС. И так не только в России, но и в мире. «Дорожное хозяйство попало в бюджетное финансирование, потому что 100 лет никто не знал, как собрать деньги на дороги», — объяснял Михаил Блинкин. Но теперь появились цифровые инструменты и это можно сделать технически. О том, как и почему все федеральные дороги могут стать платными, — в материале «БИЗНЕС Online».
Федеральные трассы: платность с 2027 года?
Громкими заявлениями в сфере транспорта отметился минувший вечер на форуме Kazan Digital Week в «Казань Экспо». Речь шла о дорожных фондах, которые сегодня наполняют топливными акцизами, транспортным налогом и с помощью системы «Платон» — с 1 февраля 2025 года тариф за километр поездки на федеральных дорогах составляет 3,34 рубля. Платить за пройденные километры в перспективе предлагают по всем автомобильным дорогам, а отслеживать — по камерам. Чем чаще ездишь — тем больше платишь, мало ездишь — мало платишь.
Такой подход может появиться уже к 2030 году, сообщил замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства «Росавтодор» Денис Кирюхин.
Тема смены способа пополнения дорожных фондов давно будируется в транспортных кругах, но теперь названы и сроки:
2025 год. Внедрить специальный режим работы для снижения влияния средств подавления спутникового сигнала системы «Платон» (такие устройства РЭБ уже применяют бизнесмены, не желающие платить по тарифу). Алгоритмическая достройка маршрута грузовиков с устройствами РЭБ работает с 1 сентября. Создать дополнительную контрольную инфраструктуру, в том числе за счет взаимодействия с автоматизированными постами весогабаритного контроля.
2027 год. Распространить систему взимания платы на опорную сеть автодорог, ввести платность на федеральных автодорогах. Создать комбинированные устройства, объединяющие функционал бортовых устройств, систем тахографии, устройств внесения платы за проезд. Развивать контрольную инфраструктуру за счет дополнительных средств фотовидеофиксации.
2030 год. Создать единую контрольную инфраструктуру для обеспечения принципа «пользователь платит». Ввести единое устройство для всех транспортных средств. Создать общую информационную базу для всех аспектов работы транспортного комплекса.
«К 2030 году можем перейти к некоей социальной справедливости с принципом „пользователь платит“, который зафиксирован в транспортной стратегии, — сказал Кирюхин, уточнив, что пока это в „рамках обсуждения“, а Росавтодор в перспективе может стать концедентом платных дорог. — Будет бесшовная система, по всей стране мы в силах внедрить „свободный поток“ (система взимания платы без шлагбаумов — прим. ред.) и не городить огород различных систем, контрольной инфраструктуры, обмениваться данными с ГК „Автодор“, регионами».
Тремя словами описал ввод платы за километры депутат Госдумы, член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Сергей Еремин: смело, перспективно и справедливо.
«К 2030 году можем перейти к некоей социальной справедливости с принципом „пользователь платит“, который зафиксирован в транспортной стратегии, — сказал Кирюхин, уточнив, что пока это в „рамках обсуждения“, а Росавтодор в перспективе может стать концедентом платных дорог. — Будет бесшовная система, по всей стране мы в силах внедрить „свободный поток“ (система взимания платы без шлагбаумов — прим. ред.) и не городить огород различных систем, контрольной инфраструктуры, обмениваться данными с ГК „Автодор“, регионами».
Тремя словами описал ввод платы за километры депутат Госдумы, член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Сергей Еремин: смело, перспективно и справедливо.
Главные преимущества перехода на плату за километры:
Выход на баланс спроса/предложения услуг дорожного хозяйства.
Ликвидация законных неплательщиков дорожных налогов.
Перспективы поэтапного вывода основных сегментов дорожного хозяйства из системы бюджетного финансирования. «Господа, дорожное хозяйство попало в бюджетное финансирование, потому что 100 лет никто не знал, как собрать деньги на дороги», — подчеркнул Блинкин.
Управление спросом на пользование автодорогами в городах путем повышения стоимости километра в часы пик. «Плату за пробег по Бульварному кольцу я бы увеличил радикально, а по сельской дороге вообще обнулил», — уточнил этот пункт Блинкин.
Адекватная компенсация ущерба, наносимого тяжелыми грузовыми автомобилями дорожной сети и искусственным сооружениям.
Назвать покилометровую оплату в России ученый предложил ямским сбором, который появился в XVII веке и был поверстовым. «От яма до яма! Ям — это не дырка на дороге, а там, где меняют лошадей. Если такое будет введено в России, то это можно будет называть ямским сбором», — резюмировал Блинкин.
https://m.business-gazeta.ru/article/683195?ysclid=mfr1f5zzup142771668