Это мануал к установке, скопированный с журнала Кувалдыча
http://www.drive2.ru/l/1914674/Обсуждение бустера, а так же любые жаркие споры и прения устраивать здесь
http://2126.ru/forum/index.php?topic=99790.0Преамбула
Эта проблема известна всем владельцам российского автопрома и многим бюджетным иномарочникам (на машинах с датчиками дождя и прочими электронными наворотами в дворниках, скорее всего такой проблемы нет). Это дворники. Иногда они начинают ползать очень медленно. Но даже если у вас новый авто и дворники в идеале — они все равно не достаточно эффективны на гоночных трассах и в экстремальных условиях.
От дворников зависит наша безопасность. Они должны быстро очистить стекло предоставив обзор. И чем больше скорости и хуже условия движения — тем быстрее и четче должны работать дворники.
Далее мы будем говорить конкретно о дворниках системы ВАЗ-2108 и далее, они же ИЖ-2126. Отличия от ежа в общем только в нумерации колодок — она у нас почему-то разная с ВАЗ и ГАЗ, хотя электрика у нас на базе ВАЗ-2109-2115.
Проблема
Изучив электросхемы дворников, мы обнаружили, что силовые и управляющие цепи не разделены, более того, силовая цепь на двигатель электромотора дворников включает в себя более 15 (пятнадцати!) разъемных соединений и контактов.
Схема электрическая принципиальная стеклоочистителя ИЖ 2126
Посчитаем например клеммы и контакты в цепи питания электродвигателя стеклоочистителя в самом простом режиме — первая непрерывная скорость? В этом режиме не задействован концевик редуктора и схема реле стеклоочистителя. И так, идем от электродвигателя:
1. Клемма 6 колодки Ш1
2. Клемма 13 в Ш11
3. Клемма 17 в Ш3
4. Клемма 53 в подрулевом
5. Контакт 53-53а подрулевого
6. Клемма 53а а подрулевом
7. Клемма 11 в Ш3
8. Клемма 18 в Ш11
9. Клемма 2 в Ш1
10. Контакт термопредохранителя
11. Клемма 1 в Ш1
12. Клемма 17 в Ш11
13. Клемма 3 в Ш1
14. Клемма 15/1 замка зажигания
15. Контакт замка зажигания
16. Клемма 30/1 замка зажигания
Каждое соединение это сопротивление. В зависимости от чистоты и качества — небольшое или большое. Сопротивление расходует протекающий по нему ток на свой нагрев, отбирая мощность у нагрузки, и плавя контакты. Не получая положеную ему мощность — двигатель дворников работает медленно и неэффективно. А контакты и разъемы обгорают и еще больше портятся. А полтора десятка контактов — это уже очень много. К тому же, две скорости дворников в общем совершенно не понятны зачем нужны. Особенно при наличии реле стеклоочистителя с программируемой паузой.
Решение
— Разнести управляющие и силовые цепи дворников.
— Минимизировать потери тока в силовой цепи двигателя стеклоочистителя путем сведения числа разъемов и контактов к минимуму.
— Задействовать только одну — высокую — скорость стеклоочистителя, в том числе и в прерывистом режиме.
Требования к исполнению
— Отсутствие изменений в стоковых узлах и проводке автомобиля
— Простая реализация устройства из подручных деталей
— Возможность снятия устройства и восстановление штатной работы стеклоочистителя
— Повторяемость реализации неспециалистом
Версия
Пообсуждав в теме на форуме, проведя теоретические и практические изыскания, пришли к разным вариантам схемы. Здесь я описываю схему, реализованную мной лично.
Схема стеклоочистителя
Посчитаем теперь клеммы и контакты в цепи питания электродвигателя стеклоочистителя в непрерывном режиме:
1. Клемма 5 колодки Ш1
2. Клемма 30 колодки реле
3. Контакты реле
4. Клемма 87 колодки реле
5. Клемма 1 в Ш1
6. Контакт термопредохранителя
7. Клемма 2 в Ш3
Достоинства схемы:
— Стоковые детали без изменений
— Корректное завершение работы (парковка) прерывистого режима после выключения зажигания
— Автоматическая парковка дворников в непрерывном режиме после выключения подрулевым переключателем после выключения зажигания
— Динамическое торможение мотора стеклоочистителя в точке парковки осуществляется
— Термопредохранитель задействован
— Дальнее положение подрулевого переключателя (в стоке вторая скорость) не задействано и оставлено в резерве на будущее
— Устройство исполнено в виде переходника, включаемого в разъем кабеля двигателя стеклоочистителя.
ВНИМАНИЕ! В этой схеме для задействования термопредохранителя без снятия его проводов на редукторе (у меня он вообще спрятан далеко под пластиковой крышкой) используется "обратное" его подключение по сравнению со стоком. Т.е. в разъеме на его бывший выход идет вход +АКБ, а не его бывшем входе — силовой выход на разгрузочное реле. Это возможно только на версиях моторедуктора в которых термопредохранитель висит на плюсе питания. Внешне это проявляется в виде занятия проводами всех 6 контактов в разъеме. На версиях моторредуктора типа ВАЗ-2110 термопредохранитель висит на массе. Соотвесвенно в разъеме будет только 5 проводов и одна пустая дырка. Моя схема с таким мотором работать не будет — требуется по другому реализовать подачу силового плюса. Как — лень было думать
У меня оказался "правильный" мотор — с 6 проводами, т.е. термиком на плюсе.
Реализация
Потребуются комплектующие:
Комплектующие
— Колодка разъемная автомобильная 6-ти контактная под широкие контакты (такая как на моторчике дворников) — 1 шт 30р
— Реле автомобильное 5-ти контактное — 1шт 80р
— Колодка под автомобильное реле — 1 шт 30р
— Клеммы широкие "папа" и "мама" — по десятку 20р
— Кусочки проводов 1.5-2.5мм кв — 0-100р
Итого: 160-260р
Собираем девайс по схеме, должна получится примерно такая штука:
Собранное устройство
На этом фото отсутствует один провод — силовой провод на +АКБ от контакта 2 левой колодки "мама". Его цепляем "по месту".
Синий хвостик с клеммой "кольцо" — провод массы, должен быть надежно закреплен (у мотора масса есть, но плохая, так как мотор стеклоочистителя крепится к кузову через резиновые сайлент-блоки). Этот провод я закрепил под левый болт крепления "черного ящика".
О нумерации контактов. На схемах ИЖ 2126, и на моей схеме соответственно, на колодку смотреть со стороны штекеров ("папа") и со стороны проводов ("мама"). Ключем (выемка в корпусе колодки) вверх, скосами (по углам) вниз. Нумерация слева-направо-сверху-вниз. Пример на фото: колодка справа со штекерами перемычка из красного провода между 1 и 2 контактами. На левой колодке желтый провод с контакта 1, а синий с кольцом с контакта 3. На реле контакты подписаны возле ножек.
Готово к установке
Подключаем провод к +АКБ в контакт 2 колодки "мама", кольцо провода массы прикручиваем к кузову, разъединяем разъем электродвигателя и подключаем наше устройство:
Установлено
На фото установленного устройства моток провода — это времянка к +АКБ. Надо причесать по месту. Не размещайте сборку за "черным ящиком" — у нас там проходят тяги к водительскому дворнику и они у меня разъединяли разъемы. В приципе, в переходнике всего два связующих провода — от концевика редуктора и управление двигателем. Так что можно смело удлинить по месту. Я делал короткие провода для компактности устройства. Хотя можно еще короче или наоборот.
Тестирование
Садимся в машину и играемся дворниками в разных режимах. Если пошел дым и что-то заискрило — значит что-то не так собрали
У меня после установки устройства изменилось парковочное место дворников. Так как мотор стал работать по полной — дворники успевают проскочить дальше, до этого парковались вдоль резинки стекла:
Неверная парковка дворников
Парковку проверять на мокром стекле! Хотя если трапеция не разбита, с этим устройством почти без разницы.
По камасутре —
www.automnl.com/model/iz_oda/16/, если дворники при парковке делают движение дальше, или при включении дворников делают в начале небольшое обратное движение — значит неверно выставлен кривошип на электродвигателе стеклоочистителя. Даем дворникам поработать на мокром стекле, отключаем, после парковки дворников смотрим положение кривошипа:
Неверное положение кривошипа
Так и есть. Кривошип по отношению к тяге прошел крайнее положение, когда кривошип и тяга соосны. Отвинчиваем гайку на оси редуктора, расшатываем кривошип (он слегка закусан шлицами на валу), далее поднимаем поводки дворников и, вращая поводки руками и двигая тяги и кривошип, выставляем его так, чтобы он полностью разместился под левой тягой (штурманской) и был с ней на одной оси. В моем случае — довернуть его против часовой стрелки. Фотку выставленного правильно не даю (после тестового прогона все равно чуток кривовато кривошип был, но парковка исправилась), вот схемка с указанной камасутры как должно быть:
Правильное положение кривошипа
Если после выставления кривошипа, включая тестовые прогоны, дворники паркуются не там где хотелось бы, но при этом при выключении и включении не совершают лишних движений — снимаем поводки дворников и выставляем их так как нужно.
Результаты
Все работает просто превосходно! Дворники летают быстрее автомобиля! Воду не размазывают, а буквально стряхивают со стекла. Видео с регистратора сниму и приложу позже — когда дождь выловлю. Паркуются отлично, в том числе если выключил зажигание при работающих дворниках (как меня это иногда доставало!)
Попытался заснять видео работы дворников на мобильник:
Смотреть на YouTubeЗ.Ы. от 07.10.2013
Так как полевые испытания девайса оказались успешными, реализовал в машине версию "компакт-эдишен":
Дворник-бустер компакт-эдишен
Отличие от обычной версии в том, что реле вживляется прямо в жгут Ш11, в его существующий разъем. Т.е. одной деталью меньше. Схема та же, только удален разъем дворника справа от реле. В итоге к реле от Ш11 остаются только два провода. Два синих провода в косе — это масса и +АКБ чтобы не болтались. ЭПХХ у меня ампутирован, поэтому от него проводов в жгуте нет.
Цена вопроса: 260 рублей