Ездили, правда, не на Иже, но отчетик размещу здесь, для всеобщей пользы, тем более, что отчётом уже интересуются.
Аппарат — Nissan Note;
Пройденный маршрут: Москва — Смоленск — Минск — Кобрин — Мокраны-Доманово — Ковель — ЧЕРВОНОГРАД — Львов – УЖГОРОД — Чоп — БУДАПЕШТ — через Австрию (Грац) по автобану в Италию — Удине — ВЕНЕЦИЯ — ГЕНУЯ — Сан-Марино — Монако — Ницца — ГРАС — Гренобль — Лион — ДОЛИНА ЛУАРЫ — ПАРИЖ — Амьен — Гент — АМСТЕРДАМ – ну и домой, по Е30, с ночевками в Польше в безымянном мотеле, и в Бресте. (Выделены места, где мы останавливались, хотя бы для ночёвки).
экипаж — 3 человека:
я — бессменный пилот
жена — штурман
и ребенок — радист (только он разбирается в радиоприемнике Ниссана)
Продолжительность экспедиции: 18 дней
Пробег: без малого 9000 км.
Израсходовано:
over 15ти литров дешевого красного вина
немеряно дорогого европейского бензина.
То, что ездить на такие расстояния машиной — идиотизм, я понимаю. Просто для меня отдых начинается, когда я на казенном принтере распечатываю карту страны и карандашиком начинаю прорисовывать нитку маршрута. С этого момента начальство может что-то говорить, давать мне любые задания… я, конечно, сделаю, но на самом деле буду далеко-далеко. /Поет/ «Но меня уже нету, меня уже не-ету!»
Как известно, для поездки в страны Шенгенского соглашения нужна виза. Было принято решение требовать визы в Венгерском консульстве, причем, не беспокоя турагентства, т.к. их цены были признаны негуманными ни разу. С помощью booking.com в Будапеште была забронирована гостиница, которая и прислала приглашение (нужна кредитная карта). Венгерское консульство хорошее, годное — визы мы получили без проблем за 35 евро с носа. Кроме этого, были приобретены в гаевне международные права (не пригодились): 1100 р. + мед.справка 1000 р. /борьба с коррупцией потому что/ и Зеленая карта (ОСАГО) за 3000 руб. (Требуется в консульстве, проверяется на границе!) А также медицинская страховка за 2000 на всех, для консульства.
Почему через Венгрию? А потому, что по скучной дороге надо добраться только до Львова, а дальше начинаются собственно красоты и можно глазеть по сторонам. Была дилемма: ехать ли сразу на Украину, или так, как мы поехали. Мы выбрали путь через Белоруссию из-за качества тамошних дорог и честности ментов. Ну, так вот: выбор оказался неверным: то есть все вышеизложенное имело место в полном объеме, но на украинской стороне после перехода Мокраны-Доманово (где белорусы опять проверили Зеленую карту, а украинской пограничнице вдруг понадобился российский паспорт, дескать машина по доверенности, а в доверенности указан российский паспорт — как ее перекорежило, когда я достал из штанов краснокожую паспортину!) нас ждала ловушка.
Я там проезжал уже лет пять назад — дорога была терпимая. Но в этот раз там таился пушной зверек. К тому же, обычно я езжу по карте, а тут черт меня дернул взять навигатор. То есть, то ли эта тварь криво проложила маршрут, то ли там все дороги теперь такие… я так никогда и не узнаю. Короче, на границе львовской и волынской областей глубокой ночью мы внезапно влетаем обоими колесами в глубокую вые… выбоину, отчего одно колесо спускает сразу, а другое постепенно. В мертвенно-бледном свете диодной лампы видно как качественно погнуты оба диска. Воздух со свистом вырывается из щелей. Ночь. Луна выглядывает из-за туч. И только одинокий вопль ночной птицы прорезает тревожную тишину. А мы меняем колеса. Для тех, кто не знает, у Ниссана не запаска, а такое велосипедное колесо, (сэкономить хотели, что ли?) на котором европейская домохозяйка легко доедет от супермаркета до сервиса. По украинским дорогам передвигаться на нем не дай бог никому. Вот так со скоростью 30 км в час, объезжая ямы размером с джакузи, останавливаясь, чтобы подкачать другое колесо, мы продолжаем двигаться в никуда, подгоняемые навигатором. Так мы доехали до Червонограда, где волшебным образом нашелся мотель, а на следующее утро (воскресенья!) еще и шиномонтаж, где хлопец (дай Бог ему здоровья!) за 70 грн. выправил мне диски, на которых я потом и проехал еще тысяч семь километров почти без остановок. Никому не пожелаю ехать по той дороге, особенно ночью, тем более на гражданской машине.
Таким образом, убив полдня на ремонт колес, мы к вечеру следующего дня из Червонограда доехали до Ужгорода, где заселились в гостиницу Интурист-Закарпатье. Гостиница хорошая, годная. По дороге нам открывались такие виды:
Но времени погулять по Ужгороду осталось немного, поэтому фоток не будет. А жаль. Ужгород я очень люблю, только никак мне не удается провести там больше половины дня. Судьба, наверное. А там есть замечательные развалины замка и вообще сам тихий городок прекрасен: такая вечная окраина империй.
Проснувшись не поздно, мы направились на переход Чоп, хотя, думается, в тот день надо было бы на Береговое. Простояв два часа в очереди, мы со свистом прошли таможню и взяли курс на Будапешт по великолепному венгерскому автобану. На таможне есть один нюанс: отдав паспорт, нужно ПОПРОСИТЬ в окошке такую бумажку:
и заполнить ее, чтобы не задерживать себя и очередь.
Прежде чем въезжать на автобан следует приобрести Матрицу. Она выглядит так.
За семь евро она дает право кататься по Венгрии 4 дня. Мы приобрели ее в обменнике уже в городке, почти сразу после КПП, слева по ходу движения, там хороший курс. Тетенька, правда, попыталась зажать пару сотен форинтов, но на*!%ть руссо туристо – это утопия! Проверяется ли Матрица – неизвестно, но менты стоят, камеры тоже имеются. По дороге завернули в городок Эгер. Там в пещере на въезде в город разливают вино. Потеряли полчаса, а приобрели 3 литра красненького по цене 3 евро за литр. Венгерское мерло по вкусу напоминает компот. Нам его хватило до Венеции.
Вот мы уже с вином.
В Будапеште мы провели три дня. Катались на кораблике по Дунаю за 9 евро с человека (с апреля, когда откроется государственная навигация, должно быть дешевле), осматривали достопримечательности, посетили купальни Сечени:
Стоит удовольствие 3100 форинтов с тела в день в общем зале. В кабинках дороже. Выходить нельзя – обратно не пустят, но в купальнях разливают пиво, и выходить-то и не нужно никуда. Обедали в разных ресторанчиках. Цены гуманные. Вот типичный счет.
Кстати, эту таверну на набережной могу рекомендовать: я хотел ее посетить еще в свой первый приезд в Будапешт, потому что там всегда была толпа народу, а едальню в незнакомом городе следует выбирать именно по этому признаку. И я не ошибся. Осторожно, большие порции.
Короче, Будапешту зачот!
Замок напротив купален (имитация). Копия какого-то настоящего замка. Был построен из фанеры к какому-то празднику, но так понравился горожанам, что они попросили правительство возвести его в камне.
Парламент.
Хотели еще заехать на термальное оз. Хевиз, но обломались. Поперли сразу через Австрию в Италию. Взяли курс на австрийский городок Грац – так все ездят. При въезде в Австрию купили австрийскую Матрицу. Она стоит тоже где-то десятку, но по ней можно кататься по Австрии аж 10 дней. Хотя, если десятку жалко, можно и даже нужно передвигаться по бесплатным дорогам, которые дублируют платные, потому что виды с них открываются великолепные. (С автобана, впрочем, тоже нехреновые: такую красоту не спрячешь.)
Кстати, еще я был оштрафован на 30 евро за превышение скорости на 26 км. Штраф взимается на месте, и выписывается квитанция вот такого образца.
Культурно и эффективно. Полицай, кроме этого, проверил права (внутренние его удовлетворили) свидетельство о регистрации (не знаю уж, чего он там разобрал) и, походу, Матрицу – она клеится на стекло. Также, нас видимо с той же целью притормозили на выезде в Италию.
В Италии мы таки съехали с автобана, и добирались до Удине по бесплатным горным дорогам.
Италия, она такая:
От Удине до Венеции (уже смеркалось) мы снова воспользовались автобаном за 8 евро. В Местре (это материковая часть Венеции) мной на сайте booking.com было примечено несколько дешевых гостиниц в районе вокзала, и мы направились по адресам. Следует заметить, мы никогда не заказываем гостиницы заранее, и тем более не оплачиваем их, потому что наше будущее нам неведомо. В первой нас ждал облом в виде 70 евро за трехместный номер (на сайте – 55). Во второй все было нормально, как и написали на сайте – 60. Но на следующий день, а была пятница, хитрые венецианцы подняли цену до 80 – типа выходной. Я походил 15 минут по окрестностям, нашел за 70, но переезжать за десятку мы посчитали нецелесообразным, однако, рекомендовать эту гостиницу к проживанию теперь не считаю возможным. Однако в холле нам повстречался добрый человек, который рассказал, что в Венеции непременно следует попробовать вот что:
Первое это такой коктейль, который может быть сладким и… несладким, а второе – бутербродики. Мы все попробовали… и неоднократно. Ничего так, миленько. И недорого.
До Венеции мы добирались на поезде за 1 евро с человека.
Вот такой билетик, по-хорошему, следует приобрести в кассе и затем прокомпостировать в желтом ящике на вокзале, но можно со всем этим не заморачиваться: там две остановки.
В Венеции нам не сильно понравилось, хотя городок сам по себе симпатичный, но там давно уже офис музей, а мы, как Маяковский, ненавидим всяческую мертвечину, обожаем всяческую жизнь.
Утомленными вниманием экскурсоводов, очередями, как в Эрмитаж, официантами, переполненными достоинством, так что иногда кажется, что они хамят, толпами туристов, городок напоминает Санкт-Петербург.
В общем, мы потусовались, покатались на кораблике за 6,50, в музей, увидев такую толпу, не пошли.
В очереди постоять и дома можно найти где. На следующее утро, решив, что в Венеции уже все видели, мы взяли курс на Геную. Проезд по платной дороге обошелся нам в 26 евро. Платили наличными. В отличие от Венеции, Генуя — это настоящий большой итальянский город, а итальянцы — жизнерадостные, искренние и радушные люди: нас накормили восхитительной жареной рыбой с вином в пляжном кафе под названием «Последняя гавань» (Last Bay), кажется, а на чаевые (!) налили ликера «Лимончелло». В общем, расстались настоящими друзьями.
Ах! В Генуе уже лето, на улицах зреют мандарины, поэтому мной было примечено пара кемпингов для ночлега. Один не работал, зато второй, недалеко от моря в черте города (или пригорода), был готов принять нас с палаткой. Проживание там стоило 25 евро за все. А вот на что приходилось ставить палатку!
Рядом стояли два веселых немца, и мы чудесненько провели вечер, купив вина в овощном. В общем, Генуя нам понравилась больше всего, но на следующее утро мы съехали, потому что начинался дождь, и нас уже ждали замки Луары. Было принято решение не пользоваться платными дорогами, по вышеизложенным причинам, а дорога вдоль побережья из Генуи до Ниццы вообще красивейшая и известнейшая. Вот такая:
По пути заехали в Монако, но дождь разошелся, поэтому не останавливались и особо не впечатлились, хотя да, роскошно, конечно.
Проехав Ниццу, мы снова доверились навигационной программе, но уже другой, называется CoPilot. Мы стали называть ее Фатима, потому что у нее странный акцент и, в отличие от Навитела, если проехать поворот, она не говорит: «Вы ушли с маршрута», а покорно его перекладывает, сука! Это мы уже потом поняли… в глубокой заднице. Дорожек она знает гораздо больше, чем мишленовский атлас. Только некоторыми из них пользовались в последний раз галлы, когда им надо было зайти в тыл римским легионам.
Из городов зато выводит хорошо. Нас подкупило то, что она на раз нашла нам кемпинг в Генуе. Короче, попросили мы ее довести нас из Ниццы в Тур по кратчайшему пути, избегая платных трасс, и поехали. А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи… Еще и туман. В 30 метрах ничего не видно. Скорее, не туман даже, а облака это были. Качественный горный серпантин, повороты не менее 90 гр., подъемы и спуски такие, что то и дело приходится переходить на первую передачу. С одной стороны нависают скалы, с другой, как и положено, пропасть. Дорога проложена через арки неаккуратно вырубленные в породе, приходится уворачиваться от выступов, неожиданно появляющихся из-за поворота. А где мы, — спрашиваю я Штурмана. — А я не слежу, — отвечает Штурман, — я боюсь!
Оказалось, что мы проехали 27 километров… часа за два. Целесообразнее было бы их проспать. Стали искать, где можно переночевать. Гостиниц там уже нет, есть частные дома, которые предлагают койки. В одном нам не понравилась цена. Едем дальше. Закончились и частные дома. Дорога стала напоминать украинскую. То есть, быстроногая галльская конница проходит нормально, а Ниссану непривычно. Не думал я, что во Франции могут быть такие дороги… Впрочем, мы продолжали ехать, покуда не уперлись в плакатик, сообщавший, что движение с такого-то по такое-то число запрещено, а в остальное время может осуществляться на свой страх и риск. Тут команда взбунтовалась, и мы повернули назад. В деревне спросили, как отсюда выбираться? Нам ответили, что мы далеко от всего, но если переехать через перевал, и там налево, то найдем город Грасс. Между прочим, столица парфюмерии. За три четверти часа доедете. Ну, мы доехали не за три четверти, конечно, а часа за два и не в Грасс, а в какой-то городок неподалеку. Где и заночевали. 75 евро за номер (штраф за тупость). Еще выяснилось, что у нас нет ни капли выпить. Обычно я вожу с собой фляжку для таких вот именно случаев, но ведь мы ехали во Францию, страну виноделия… и фляжка оказалась предательски пуста. Зато поутру, когда распахнули ставни, нам открылась неописуемая красота.
В тот день мы через Гренобль (опять по серпантину, но уже чисто по карте),
Лион и далее по указателям на Тур почти доехали до долины р.Луара, где расположены знаменитые замки. Перенесенные нравственные страдания требовали немедленной компенсации, и в первом же придорожном супермаркете было куплено 5 литров прекрасного бургундского по 2 евро за литр и разнообразные холодные закуски. С заходом солнца было принято решение искать кемпинг. Один был закрыт. (Большинство кемпингов открывается в апреле, самое раннее). Другой, который нам подсказали добрые люди, тоже, по всей видимости, не работал, но был открыт. Я предложил не разбираться в юридических тонкостях, а явочным порядком открыть сезон. Но команда меня не поддержала, тем более что накрапывал дождь. Стали искать гостиницу и, что характерно, быстро нашли за 60 евро. Думаю, поискав подольше, нашли бы и за 40, такие там есть, но в тот день не работали. На следующее утро, прекрасно выспавшись, мы продолжили свой путь. Посетили пару замков. Шенонсо – определенно заслуживает внимания.
Шамбор тоже, но мы в него не попали, поскольку опоздали. (касса до 16.30). Внутри, однако, может быть и неинтересно, я уже не помню.
и еще один безымянный, но прикольный. И в тот же день, если не ошибаюсь, доехали до Парижа.
В Париже мы планировали задержаться с целью посещения Диснейленда и вообще осмотра достопримечательностей, поэтому вопрос проживания мною был проработан более тщательно. Кемпинг на опушке Булонского леса работает круглый год и цены известны. Вот счет из кемпинга и общий вид лагеря.
Вот такое неласковое лето.
Все время, пока мы были в Париже, с перерывами шел дождь, но, благодаря бургундскому, мы этого не заметили. Диснейленд нам всем понравился. Вот чек за троих и за парковку.
Париж предсказуемо не очень. Огромный грязный город для работы, в котором никому ни до кого нет дела, как прости-господи в Москве. Ненормальные цены, впрочем, везде можно найти, где поесть за 5 евро на человека. Есть, конечно, несколько красивых зданий, да где их нет? Залезли на Эйфелеву башню, посетили Нотр-Дам (единственное, что рекомендую), просто шлялись по улицам.
Опоздали на последний автобус от Порт Нейи и пришлось шуровать ночью, через Булонский лес, километров пять. Видели зайчиков и проституток. Они совсем не боятся людей и прямо выскакивают из леса на дорогу. В Булонском лесу днем.
В Париже мы с удовольствием провели три дня и направились по бесплатным дорогам в Амстердам через Амьен и бельгийский город Гент. В Амьене есть огромный собор, похожий на парижский Нотр-Дам, где находятся мощи Иоанна Крестителя (якобы). А Гент просто игрушечный городок со своим замком. Но туристы там тоже всех уже задрали. Фоток нет, потому что сели батарейки. Погуглите сами, кому интересно.
Платные дороги Франции непригодны для туристических целей. Они очень дорогие, идут в объезд городов (с них ничего не увидишь). На дублирующих бесплатных национальных дорогах скорость ненамного ниже, а пейзажи живописнее, правда, изредка встречаются населенные пункты, где приходится снижать скорость. Зато можно увидеть настоящего пейзана рыхлящего мотыгой каменистую французскую землю. В любом случае, всегда предусмотрена возможность уйти на платную магистраль.
В Амстердам мы попали к вечеру. С правилами езды в Амстердаме я знаком не понаслышке, поэтому, заехав более-менее в центр, я воткнул машину в первое свободное место и подорвался искать гостиницу. Неадекватные цены для неадекватных людей — вот, что нужно писать на рекламных плакатах Амстердама! У меня был целый список хостелов, но они все либо оказались фул, либо стоили от 30 евро за место. Да и обстановочка там, я вам скажу, слишком раскованная для семейного проживания: я говорю, что нас трое, а рыжая бестия мне отвечает — коек осталось только две, но вообще-то … это Амстер, детка! Впрочем, после полутора часов поисков нашлась гостиница за 60 евро. Рядом с кварталом красных фонарей, ага. Вот эта.
Мы жили в каморке как у Карлсона под самой крышей. Мне места не хватило, но дали дополнительный матрасик. Удобства в коридоре, но они есть.
Ребенок сразу вырубился, а мы, переглянулись, заперли его на два оборота, скатились вниз и, конечно же… дунули. Потом пошли искать гостиницу. Долго и не без удовольствия вертели в руках карту и весь мир, пытаясь их совместить, между тем прохожие над нами угорали. Нет, чтобы помочь. Нашли сами.
На следующее утро у нас был запланирован парк цветов Кьёкенхоф. По утрам Амстердам очень приличный, умытый и даже немного застенчивый. Городок, приятный во всех отношениях.
Специально для присутствующих здесь дам фотографии из Кьёкенхофа:
К вечеру, когда мы вернулись, остро встал вопрос с парковкой. Ночью, как известно, парковка в Амстердаме бесплатная. Но до 24:00 надо как-то продержаться. О том, чтобы поставить машину вблизи гостиницы речи не шло. Просто поставить где-нибудь! Объехав город два раза, заодно разобравшись с его кольцами, пришлось заехать на подземную парковку. За 50 мин. – 4 евро, за час сорок – 12, всего за день может достигать пятидесяти. Вот такие они, голландские педерасты! Внезапно, освобождается место у гостиницы. Штурман с Радистом занимают оборону, а я бегу за машиной (тут так принято). Парковочный билет на вечер на улице стоит двадцатку. Платить картой. Я попал всего на 4 евро! Билет на парковку выглядит так, кладется под стекло.
По этому билету она еще и на следующий день там полдня стояла, пока из меня выходило то, чем я нагрузился накануне. Смылись только тогда, когда приехал хмырь на мотике и начал выписывать всем штрафы. Надо сказать, некоторые путеводители утверждают, что если вы в чем-то нарушите правила парковки, вашу машину немедленно заблокируют или эвакуируют. Это ложь, звездёжь и провокация! В реальности, во-первых, далеко не сразу, а во-вторых, ограничиваются вот этим.
Понятно, что пугать русского человека такой квитанцией все равно, что ежа голой жопой, поэтому, будете в Амстердаме, не повторяйте моих ошибок. Но и наглеть, конечно, не следует. Также, некоторые путеводители утверждают, что оставлять машину на улице нельзя ни в коем случае. Наша стояла со всем барахлом и ничего. Может, потому что рядом с полицейским участком? Разобравшись с парковкой, пошли погулять. Пиво по 6,50 за бокал решили не пробовать, ведь у нас с собой была продукция французских виноделов! Ребенок позаимствовал чей-то велик.
Мы ему ничего не сказали, потому что жена в тот момент курила большую папиросу, а я вообще ничего такого не помню. Потом он, говорят, еще минут сорок играл в футбол пустой жестянкой из-под пива на каком-то мосту. Разогнал арабов, которые там сидели и орали противными голосами, мешали спать толерантным голландцам.
Нет, в который раз убеждаюсь: прекрасный город Амстердам!
Заключение. (В хорошем смысле) Германия – Польша – Беларусь.
Германия
Все хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наше путешествие. Теперь нам осталось только по знаменитым немецким автобанам пересечь Германию, через Польшу (говорят, там построили новые дороги) доехать до Бреста, а там уже союзное государство, можно сказать, Родина. Выезжаем не рано, обедаем в Брауншвейге. Германия – всё!
Польша
/ТУТ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ДВЕ СТРАНИЦЫ ЧИСТЕЙШЕГО МАТА/. В двух словах: ничего они не построили. А за кусок платной дороги, на которой мы, правда, разгонялись до 180-и, безбожно дерут: 13 злотых за каждые 15 минут. Вот чек.
У меня таких шесть. Хорошо еще, что они не ввели в эксплуатацию участок от Конина (кажется) до Лодзя, то есть ехать уже можно, а платить пока нет. Но это ненадолго. И потом всё равно все, кто радостно летел по автобану, выстраиваются в очередь на однополоске до границы. Полицаи такие же подлые, как на Украине или у нас. Как было десять лет назад, что Польшу надо проходить ночью, так и осталось. Хотя ночью тоже жопа, я гарантирую. Не надо ездить через Польшу без острой необходимости, и всё.
Беларусь
О-о! Беларусь встречает нас своеобразным юмором на границе! Но мы уже дома. Это знают и погранцы, и мы. Заезжаем в знакомую гостиницу: Оп-па! За пять лет сильно поднялись! Гостиница меньше, цены больше. Проезжаем весь Брест — указателей не набюдаем. Последняя надежда — нафигатор. Да, в 2,5 километров есть гостиница аэропорта "Мечта". Родина нам компенсирует всю ту тесноту, которую мы испытывали в прижимистой Европе! За 30 баксов мы получаем двухкомнатный номер, по площади суммарно превышающий все изведанные нами отели. Памятник советской роскоши: ковры везде, кроме туалета. Туалет, впрочем, напоминает гараж. Это же с какой жопой... Спокойно! Хотя, раздолбано все до неприличия. Кухня есть, но ничто не работает. На плите, однако, удобно устанавливается керогаз. Горячей воды нет: лето, фиг ли?! Отопления, понятно, тоже. (Реально не напрягало)
Гостиницу можно рекомендовать сборной по серфингу: в номер без труда влезут все их доски с парусами; или большой веселой компании панков: они не смогут здесь больше ничего сломать или испачкать. Кроме шуток, нам понравилась кубатура и чистое белье.