Неразборные стойки и методы борьбы с ними

Автор выражает благодарность следующим лицам, из Конференций ИЖ и Москвич сервера Auto.ru, без которых данный труд не появился бы вообще или появился в неопределённом будующем 8о): Fine Gosha, NVV, Starter_, TERRA_INC, Ray, Алексадр627 а так-же всем внимательно следившим за муками творчества и поддерживавшим морально.


 !!! 

Все доработки заводом не проверялись и не тестировались, поэтому следовать этим путём можно только на свой страх и риск, хотя у меня как у инженера-конструктора 2-й категории, изучавшего «сопромат» и «детали машин», сомнений по поводу прочности конструкции не возникло.

Часть 1. Исторически-вводная.

В 2003 году ИЖМАШ авто перешёл на новую конструкцию стоек передней подвески – неразборную. Однако, по сравнению со старыми, разборными прорыва в качестве изделия, вопреки обещаниям, не произошло. Более того, если раньше ИЖевладелецы могли выбирать – перебирать штатный амортизатор или поставить несколько более приличный патрон от Питерской фирмы ПЛАЗА то теперь в массе своей они обречены на замену дохлых амортизаторов на новую Ижевскую стойку сомнительного качества. Впрочем, Плаза освоила выпуск комплектов под переделку, однако они требуют качественных сварочных работ, что не всем доступно. Вариант установки импортных амортизаторов описанный на www.izhauto.ru при таком раскладе становится неосуществимой мечтой.

Часть 2. Конструктивная.

Итак. б/у неразборные стойки были приобретены в обмен на пиво и вскрытия тела состоялось. Для этого берём «болгарку» , аккуратно срезаем завальцовку стараясь снять минимум металла по длине трубы и извлекаем «патрон». Разобрав его и сравнив конструкцию с конструкцией разборной стойки сразу становится ясно что при имеющихся допусках нормально работать такой амортизатор не может в принципе и подклинивание штока амортизатора вещь неизбежная.

 

 

 

 

 

 

 

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Узел поршня сильно упрощён - вместо канавки с колечком как в старом разборном патроне имеем одну широкую очень мелкую проточку (диаметр буртиков поршня 31,4 мм, диаметр самого поршня 30,0 мм ) в которую вставлена пластиковая ленточка толщиной 0,75 мм. (см. фото 2.)

Диаметр трубы 31,8 мм. В результате всё вроде бы хорошо, но ПЛАСТИКОВАЯ ленточка опирается о буртики на поршне стороной в 0,5 мм плюс ЖУТКОЕ качество самой трубы. А ещё следует помнить, что толщина ленты у краёв меньше, так что и 0,5 там по факту нет. Результат - в амортизаторе, который я разобрал, края у уплотнительной ленты стёсаны под конус и при рабочих ходах лента клином входила между поршнем и трубой !!!. И, если при больших нагрузках вся эта заклинившая конструкция так или иначе работает (причём когда её сдвигаешь усилие резко падает за счёт низкого трения пары пластик-металл, да ещё и смазанной) то при малых (а чтобы сдвинуть шток мне пришлось приложить усилие порядка 50 кгс !!!) мы фактически имеем ШТЫРЬ вместо амортизатора, или полностью отсутствующую подвеску как таковую!!!

Кстати то что у ОБОИХ стоек картина по нагрузкам практически одинакова (разница около 10 кгс) позволяет судить о том что положение довольно хреновое...

(Позднее дополнение. После 4-5 «итераций» второй патрон окончательно заклинило !!!. Больше ни промять своими 80-ю килограммами, ни вытащить шток я уже не смог!!! )

Ещё одно «попутное» открытие – ход штока у неразборной стойки примерно на 1,5 см меньше чем у разборной. В подвеске НИКАКИХ мер не принято – то есть завод просто взял и уменьшил ходы подвески. (фото 3.)

Часть 3. Доработки.

Вариантов доработки два:

  1. Использование в неразборной стойке амортизаторов фирмы ПЛАЗА. Шток у Плазовских патронов очень толстый, а гайка имеет внешнюю резьбу М50 что для неразборных стоек диаметром 52 мм критично. Поэтому идём двумя путями - либо изготавливаем новую гайку аналогичную гайке от М2141 либо ищем оригинальную, – например б/у у Москвичеводов – кому что проще и тогда всё получится: по длине трубы более чем хватает, – придётся ещё и укорачивать по месту. Штатную гайку используем как донора для изъятия оригинального сальника.
    Плюсы – не надо больше никаких переходников. При дальнейшем использовании можно опять ставить плазу или переходить ко второму варианту 8о)))
    Минусы – не всем они нравятся, и требуют поиска или гаек или места где их изготовить – отдельно, к сожалению их не продают.

  2. Использование импортных амортизаторов от 2108

    Плюсы – большой выбор надёжных моделей

    Минусы – требуется изготовление переходника под верхнюю опору стойки и уменьшается ход подвески. Впрочем, по сравнению с неразборной стойкой ход подвески остаётся прежним. Уменьшится он по сравнению с плазовским патроном или разборной стойкой.

При обоих вариантах дорабатывается стойка просто,– укорачиваем трубу стойки по месту и нарезаем резьбу М52х1 под гайку от передней стойки М2141. При втором варианте можно либо укоротить трубу до размера патрона от 2108 либо вложить в стойку цилиндрическую проставку, для компенсации разницы длинны.

Следствие укорачивания стойки – уменьшение высоты стойки примерно на 2 см, поэтому данную процедуру желательно совместить с проточкой или обрезанием пружин.

Часть 4 – Практическая

Итак.

  1. Берем молоток и нежно сбиваем со стойки «шляпу» непонятного назначения («Шляпа» скорее всего предназначена для удержания на месте резинового пыльника штока стойки. Прим. Andruishka):


  2. Болгаркой (углошлифовальной машинкой) срезаем часть трубы в районе завальцовки, стараясь снять как можно меньше металла по длине трубы – это упростит дальнейшую подгонку амортизаторов по месту и даст гарантию что труба не окажется короче чем надо:


  3. Извлекаем начинку и сливаем некую грязную субстанцию, которую на заводе, наверное, по недоразумению назвали «амортизаторной жидкостью»

  4. Примеряем новый амортизатор и обрезаем трубу стойки «по месту»:



    Корпус «патрона» должен выступать из трубы стойки на 3-4 мм.

  5. Берём плашку М52х1 и нарезаем резьбу на длине 20 мм.:

    Нарезаем резьбу…..
    ВАЖНО!!! Резьбу необходимо нарезать за один проход на всю длину, измеряя её не снимая плашки – из-за мелкого шага при повторном надевании плашки её легко перекосить и, не заметив перекоса, «перерезать» уже нарезанную часть резьбы тем самым, ослабив её.


    А вот и она...

  6. Дальнейшие пути расходятся в зависимости от того, какие амортизаторы планируется установить.

    • Устанавливаем в стойку амортизатор фирмы Плаза и закрываем его гайкой от аналогичного амортизатора предназначенного для М2141 (при использовании б/у гайки предварительно поменяв в ней сальник взяв его из «родной» гайки).

      Собственно чертёж гайки выполненный на основе Плазовской гайки от М2141 – отличия не принципиальны: Следует учитывать, что автор не проверял точность посадки самодельной гайки ибо купить б/у оказалось проще чем заказать новую. 8о)

    • Устанавливаем в стойку амортизатор от ВАЗ-2108 предварительно установив в днище проставку для компенсации разницы длины штатного и ВАЗовского патронов. (В данном случае была использована втулка рычага передней подвески ЗАЗ подрезанная по высоте по месту – просто валялась в гараже ). Корпус стойки закрываем штатной гайкой от стойки М2141.
      Перед сборкой на конец штока необходимо установить переходник:

      Чертёж заимствован с сайта «IzhAuto.RU». Там же можно позаимствовать чертёж нижней опоры амортизатора в стойке, соответственно изменив по месту размеры.

  7. Справа налево:

    Штатная гайка М2141, переходники и подшипник верхней опоры для адаптации амортизатора ВАЗ2108 и гайка под «Плазу» от М2141.


     !!! 

    ВНИМАНИЕ !!! При использовании амортизаторов от ВАЗ-2108 необходимо дополнительное центрирующее кольцо в верхней части стойки. Я использовал амортизаторы “Delphi” просто подогнав имеющиеся на них пластиковые кольца по диаметру напильником!!!
    Сами амортизаторы надо выбирать с максимально длинной резьбовой частью, иначе верхнюю гайку штока придётся либо менять либо просто перевернуть наоборот.


     

  8. Любуемся результатом:

     

©, Дмитрий (a.k.a. Ежик в Тумане), 2005-2006.



Rambler's Top100