Если некоторые детали цилиндро-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. При разборке эти детали следует пометить, чтобы установить на прежние места. Перед демонтажем коленчатого вала проверяем его осевой зазор в блоке цилиндров. Для этого монтажной лопаткой перемещаем коленчатый вал в осевом направлении в одну сторону до упора и замеряем плоским щупом зазор между щекой коленчатого вала и упорным полукольцом. Предельно допустимая величина зазора - 0,45 мм. Головкой «на 19» отворачиваем две гайки шпилек крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала (на фото показано крепление крышки второго подшипника с кронштейном маслоприемника). Снимаем кронштейн маслоприемника... ...и крышку коренного подшипника с нижним вкладышем. Вынимаем вкладыш из крышки. Аналогично отворачиваем гайки шпилек крепления и снимаем крышки еще четырех коренных подшипников. Снимаем среднюю коренную крышку с упорными полукольцами. Снимаем упорные полукольца. Вынимаем коленчатый вал из постелей. Извлекаем из постелей блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников. Съемником спрессовываем с носка коленчатого вала шестерню привода распределителя зажигания и масляного насоса. Молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем из паза коленчатого вала сегментную шпонку, фиксирующую шестерню. Снимаем шпонку и распорную втулку. Съемником спрессовываем с носка коленчатого вала звездочку цепи привода распределительного вала... ...и также извлекаем фиксирующую шпонку. Тщательно промываем детали двигателя в керосине, очищаем от нагара и смолистых отложений и провернем их техническое состояние. Кольцевые канавки и юбки поршней, поршневые кольца и пальцы, зеркала гильз цилиндров, коренные и шатунные шейки коленчатого вала не должны иметь трещин, задиров, глубоких рисок, сколов и прижогов. Поврежденные детали подлежат обязательной замене. Износ деталей, не имеющих явных дефектов, определяем замерами. Поршень (наибольший диаметр юбки) измеряем микрометром с ценой деления 0,01 мм в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Внутренний диаметр гильзы цилиндра измеряем нутромером с ценой деления 0,01 мм. Измерения проводим в четырех поясах (на расстоянии 10, 50, 100 и 125 мм от ее верхнего торца) в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Монтажный зазор между поршнем и гильзой цилиндра (разность между замеренными диаметрами цилиндра и поршня) должен составлять 0,05-0,07 мм. Если максимальное значение зазора больше 0,17 мм (предельная величина износа), то заменяем поршень с гильзой. Зазор по высоте между поршневой канавкой и поршневым кольцом проверяем, вставив кольцо в соответствующую канавку и вводя плоский щуп между торцом кольца и поверхностью канавки. Предельная величина зазора составляет: для верхнего компрессионного кольца - 0,13 мм; для нижнего компрессионного кольца - 0,12 мм; для маслосъемного кольца - 0,11 мм. Зазор в замке поршневого кольца измеряем плоским щупом, установив кольцо в ту гильзу, в которой оно работало, на расстоянии 20-30 мм от нижнего торца гильзы. Предельная величина зазора для каждого из колец составляет 1,20 мм. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала измеряем микрометром. Если износ или овальность шеек превышает 0,03 мм, шейки следует прошлифовать до ближайшего ремонтного размера. После шлифовки шеек коленчатого вала необходимо промыть масляные каналы в шатунных шейках вала для удаления остатков абразива. Для этого... ...ударной отверткой отворачиваем заглушки масляных каналов. Прочищаем каналы проволокой, тщательно промываем керосином и продуваем сжатым воздухом. Устанавливаем заглушки и зачеканиваем каждую кернером в трех-четырех местах. Промываем и очищаем от нагара масляные каналы блока цилиндров двигателя, удаляем остатки старых прокладок, а также герметик с посадочных мест гильз цилиндров и продуваем блок сжатым воздухом. Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников номинального или ремонтного размеров в постели блока цилиндров и смазываем моторным маслом рабочие поверхности вкладышей. Устанавливаем на носок коленчатого вала ведущую звездочку привода распределительного вала, шестерню привода распределителя зажигания и укладываем коленчатый вал в постели блока цилиндров. Крышки коренных подшипников обрабатываются заодно с блоком цилиндров двигателя и маркируются... ...цифрами 1-5, считая от привода распределительного вала. Маркировка наносится на треугольный прилив в середине тыльной стороны крышки, при этом вершина треугольника указывает вперед (на привод распределительного вала). Устанавливаем крышки коренных подшипников с вкладышами, смазанными моторным маслом. При этом замки верхнего и нижнего вкладышей должны находиться с одной (левой) стороны блока цилиндров (глядя по ходу автомобиля). Устанавливаем крышку среднего коренного подшипника с упорными полукольцами так, чтобы поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на этих поверхностях выполнены канавки для подвода смазки) были обращены к щекам коленчатого вала. Полукольца предварительно смазываем моторным маслом. Затягиваем гайки крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. «Приложения» ). Гильзы цилиндров и поршни выпускаются пяти размерных групп (соответственно по внутреннему и наружному диаметру); А, Б, В, Г и Д через 0,01 мм. На гильзах цилиндров размерная группа обозначена цветной полосой: группа А - зеленый цвет, Б - желтый, 8 - красный, Г - синий и Д - черный. Размерная группа поршня указана (выбита) на его днище. Подбираем поршни к гильзам цилиндров так, чтобы каждая пара соответствовала одной размерной группе. Поршни сортируют по массе на четыре группы, маркировку которых (1, 2, 3 и 4) наносят на днище поршня. Все поршни, устанавливаемые на двигатель, должны быть одной весовой группы. Устанавливаем гильзы цилиндров в блок, осторожно обстукиваем их верхние торцы молотком через деревянную проставку для более плотной посадки. Проверяем величину выступания верхних торцов гильз над поверхностью блока цилиндров. Для этого устанавливаем лекальную линейку по очереди на верхний торец каждой гильзы и плоским щупом проверяем зазор между линейкой и привалочной плоскостью блока цилиндров. Величина зазора (выступания гильзы) должна находиться в пределах 0,01-0,08 мм. После проверки помечаем расположение гильз в блоке и вынимаем гильзы из блока цилиндров. Поршневые пальцы, поршни и шатуны (по размерам их отверстий под поршневой палец) сортируются на четыре размерные группы, отличающиеся по диаметру на 0,0025 мм. Каждая группа маркируется цветом: красным, белым, зеленым или желтым. Цветовая маркировка наносится на одну из бобышек поршня, внутреннюю поверхность поршневого пальца и на тело шатуна вблизи верхней головки. Для установки на двигатель подбираем детали одной размерной группы. Правильно подобранный поршневой палец, смазанный моторным маслом, в вертикальном положении не должен выпадать из верхней головки шатуна, а шатун должен свободно поворачиваться относительно пальца. Перед сборкой шатуна с поршнем нагреваем поршень в воде с температурой 60-70°С. Ориентируем поршень так, чтобы... ...стрелка, выбитая на днище поршня,... ...и выступ на шатуне были обращены в одну сторону. Вставляем смазанный моторным маслом поршневой палец в отверстия бобышек поршня и верхнюю головку шатуна и устанавливаем в проточки бобышек поршня стопорные кольца. Устанавливаем на поршень поршневые кольца. При этом... ...проточка («скребок») нижнего компрессионного кольца должна быть обращена вниз,... ...а фаска на внутренней поверхности верхнего компрессионного кольца должна располагаться сверху. Располагаем поршневые кольца на поршне так, чтобы замки колец находились под углом 120° по окружности относительно друг друга. Устанавливаем новые верхние вкладыши шатунных подшипников номинального или ремонтного размеров в нижние головки шатунов и смазываем вкладыши моторным маслом. Смазываем также зеркала гильз цилиндров, поршни и поршневые кольца. Наносим на посадочные места гильз цилиндров герметик и устанавливаем гильзы в блок цилиндров - каждую на свое место. Обжимаем поршневые кольца на поршне регулируемой оправкой и осторожно, чтобы не поцарапать зеркало цилиндра, вводим в гильзу нижнюю головку шатуна и юбку поршня. Поршень в гильзе располагаем так, чтобы стрелка на его днище была направлена вперед (в сторону привода распределительного вала). Упираясь в днище поршня рукояткой молотка, проталкиваем поршень через оправку в глубь гильзы цилиндра, пока нижняя головка шатуна (с вкладышем шатунного подшипника) не установится на соответствующую шатунную шейку коленчатого вала. При этом шатунная шейка вала должна находиться в НМТ. Можно также вставить поршни с шатунами в гильзы цилиндров перед установкой гильз в блок цилиндров. При этом поршень с кольцами вводится в гильзу со стороны ее нижнего установочного пояска. Затем гильза с поршнем и шатуном устанавливается в блок цилиндров. Вставляем в крышки шатунов и смазываем моторным маслом нижние вкладыши шатунных подшипников. Устанавливаем крышки с вкладышами на болты соответствующих шатунов. На боковых поверхностях шатуна и крышки нанесены метки, которые должны совпадать и располагаться с одной стороны. Затягиваем гайки крепления крышки каждого шатуна равномерно предписанным моментом (см. «Приложения» ). После установки гильзы с поршнем в блок цилиндров при повороте коленчатого вала гильза может выйти из своего посадочного места за счет трения поршневых колец о зеркало гильзы. Чтобы этого не произошло, необходимо закрепить гильзы планками-держателями, установив их на шпильки крепления головки блока цилиндров, как показано на рис. 4. Дальнейшую сборку двигателя выполняем в последовательности, обратной разборке, заменяя новыми уплотнительные прокладки и сальники. Рис. 4. Закрепление гильз в блоке цилиндров двигателя фиксирующими планками |