Раф
Редкий гость
Карма +0/-0
Offline
Сообщений: 42
02 (Башкирия)
|
|
« Ответ #20 : 23 Марта 2005, 09:17:44 » |
|
Ведомости 23.03.2005, ?50 (1332) Интервью: Михаил Добындо, генеральный директор ?ИжАвто? ?Мы напрямую зависим от ?АвтоВАЗа? Глеб Столяров САМАРА ? Два года назад Михаил Добындо был уволен с должности вице-президента по производству ?АвтоВАЗа? без перемещения ?по горизонтали?, чего раньше на ?АвтоВАЗе? никогда не делали. Но без дела он не остался. Самарская группа ?СОК? доверила Добындо управлять ?ИжАвто? ? заводом, который известен как производитель самых дешевых автомобилей, прозванных в народе ?ежиками?. Перед гендиректором ?ИжАвто? стоит задача, использовав последние ресурсы рынка дешевых машин, начать сборку иномарки. Для начала ? корейской KIA Spectra. ? Как вы объясните, что в 2002 и 2003 гг. ?ИжАвто? удалось достичь рекордных показателей роста продаж автомобилей ?Иж? и вазовской ?классики?, а в 2004 г. он не смог выполнить план. Помешало повышение цен? ? Нет, цены здесь ни при чем. В 2004 г. ?классика? (я имею в виду автомобили классической компоновки ? вазовские ?шестерки?, ?четверки? и ижевские ?Ода? и ?Ода Fabula? по цене от $3500 до $5000) подорожала на столько же, на сколько и в 2003 г., ? в среднем по модельному ряду на 9,9% (в 2003 г.) и 8,6% (в 2004 г.). Да, летом 2004 г. мы значительно подняли цены на Иж-2126 (?Ода?). Но в 2003 г. каждый автомобиль приносил нам убыток в 12 800 руб. и производить его при таких ценах было бессмысленно. В итоге случилось то, что случилось. Но по сравнению с ростом потребительских цен на 11% и промышленных ? на 28% мы повысили цены незначительно. В 2004 г. ?АвтоВАЗ? повысил объем производства своей ?классики? на 17 000 автомобилей дополнительно к плану. Летом их производство резко пошло вверх, и у нас именно в это время объемы продаж стали падать. В итоге в прошлом году ?АвтоВАЗ? выпустил дополнительно 17 256 машин, а мы недоделали 17 333. ? То есть можно сказать, что вы в какой-то степени зависите от ?АвтоВАЗа?. ? Мы напрямую зависим от ?АвтоВАЗа?, а не в какой-то степени. Любое увеличение выпуска ?классики? на ?АвтоВАЗе? автоматически вызывает снижение объемов на ?ИжАвто? на то же число машин. ? Почему покупают не ваши, а вазовские автомобили? ? У ?АвтоВАЗа? более раскрученный брэнд. Брэнд ?ИжАвто? за 90-е гг. просто потерялся. Новую модель нужно было ставить так же, как и ?десятку?, в середине 90-х гг., а, по сути, ее поставили только с приходом группы ?СОК?, в 2001 г. ? Эксперты объясняют снижение объемов производства ?классики? снижением спроса на дешевые машины. Как вы сами оцениваете перспективы продаж ?классики?? ? Емкость рынка ?классики? не меняется с 1999 г. и, по нашим прогнозам, не будет меняться еще несколько лет. Ежегодно в России покупается от 260 000 до 280 000 машин классической компоновки. ? Но ведь сейчас аналитики говорят о росте благосостояния населения, что вызовет снижение спроса на ?классику?. ? Я что-то этого пока не замечаю. За чертой бедности находится 27% населения. По прогнозам Минэкономразвития, номинальная начисленная зарплата к 2010 г. составит 15 700 руб., а в 2004 г. этот показатель составил 6900 руб. Даже если прогнозы сбудутся, на более дорогие автомобили пересядет лишь часть населения. В конце 2004 г. на 1000 россиян в среднем приходилось 163 машины ? против 300 и 420 машин в Восточной и Западной Европе, так что рост платежеспособности должен привести к росту спроса на машины по ценам от $3500 до $5000. Ижевскую ?классику? мы и дальше будем позиционировать в нише ?автомобилей первой покупки?. К освоению более высокой ценовой ниши мы уже приступили, заключив соглашение с KIA Motors о сборке KIA Spectra. А осенью мы объявим о производстве еще одной модели KIA. ? Вы не планируете собирать на ?ИжАвто? переднеприводные автомобили, которые будут сниматься с конвейера ?АвтоВАЗа?? ? С ?АвтоВАЗа? мы брать ничего не планируем. Мы сосредоточимся на корейском проекте и производстве ?классики?, в первую очередь ?универсалов? (?четверка? и Fabula). ? Сейчас объем продаж в России ? около 1,5 млн машин в год, из которых только 1,1 млн ? русские. А через несколько лет, по прогнозам, будет продаваться 2-2,5 млн. Кто обеспечит прирост предложения? ? В первую очередь нишу будут заполнять автосборочные заводы, работающие в России. Вся политика государства должна быть на это направлена, потому что завозить автомобили из-за рубежа при наличии в стране всех необходимых ресурсов ? это неправильно. Все страны с сильным автопромом пользовались на этапе его создания запретительными пошлинами. В Китае пошлины до сих пор 38%, несмотря на то что они вступили в ВТО. А были больше 55%. В Иране пошлина больше 100%, в Корее. А мы? Если бы мы проводили такую же политику, наши заводы выпускали бы уже не по 130 000 иномарок в России, а по 300 000. А у нас ввозная пошлина ? всего 25%. ? Какую позицию вы занимаете в споре по поводу ввозных пошлин на автокомпоненты? ? Я смотрел только проект постановления, но я так понимаю, что вопрос уже решен и пошлины будут обнулены. Конечно, это серьезный удар по производству автокомпонентов в России. Хорошо, что обнуление пошлин касается только комплектующих для промышленной сборки, а пошлины на запчасти либо останутся на том же уровне, либо будут повышены. Но если государство не проконтролирует соблюдение новых правил, будет беда. ? И все-таки что будет выпускаться в России ? иномарки или отечественные автомобили? ? От традиционных отечественных машин уже надо понемногу избавляться. По-хорошему наша ?классика? достаточно архаична. Но мы будем ее выпускать, пока она будет соответствовать минимальным требованиям по безопасности и по экологии и пока люди будут ее покупать. ? Сколько это еще продлится? ? В 2008 г. нужно будет переходить на требования ?Евро-3?, что повлечет за собой очередное удорожание автомобилей. Поэтому к 2008-2009 гг. производство ?классики? придется сворачивать. ? Что будет делать ?ИжАвто? дальше? ? Сейчас наша задача ? 1 ? успешный запуск KIA Spectra. А дальше посмотрим. Сейчас мы собираем KIA Spectra только по лицензии и без инвестиций с корейской стороны. Возможно, мы расширим рамки партнерства с KIA или найдем другого партнера. ? Правда ли, что сейчас ?СОК? ведет переговоры о партнерстве с несколькими иностранными концернами? ? Переговоры не ведутся. По крайней мере я про них ничего не знаю, а если бы они велись, я бы знал. Но ?ИжАвто? ? компания, открытая для переговоров. Со стороны KIA Motors мы в этом смысле никакими обязательствами не связаны. Так сложилось, что мы стали мультибрэндовым предприятием ? выпускаем автомобили марок ?ВАЗ?, ?Иж?, KIA. И я не исключаю, что завтра мы будем собирать еще какой-то брэнд. ? По KIA Spectra заявлялся объем инвестиций в $60 млн. ? Так и есть ? $62-63 млн. 28% от этой суммы уже освоено из собственных средств автозавода. Дополнительно нужно еще $2-3 млн на придание современного дизайна существующей инфраструктуре. ? Как будет локализоваться KIA Spectra? ? Не подлежат локализации узлы и детали, влияющие на безопасность, и некоторые элементы электроники из Германии и Японии. А в 2006 г. мы планируем локализовать производство аккумуляторов, шин, колесных дисков, антенн, бамперов, панелей приборов, сидений, некоторые позиции крупной штамповки. Сейчас наши предложения о производстве компонентов для KIA Spectra получили 150 предприятий. Это поставщики ?ИжАвто? и смежники заводов Ford во Всеволожске, ?Автофрамос?. Претенденты пройдут аудит со стороны KIA. ? В последнее время было несколько публикаций в СМИ о том, что проект KIA неудачный для ?СОК?. Вы заметили? ? Разговоров действительно много. Из 400 000 иномарок, проданных в прошлом году, 300 000 проданы в сегменте KIA Spectra. Основные конкуренты нашей машины ? это Chevrolet Viva, Hyundai Accent, Hyundai Elantra, Ford Focus и др. Но мы сознательно идем в эту ценовую нишу ? от $10 000 до $15 000, чтобы в ней побороться. ? Ваш проект считают неудачным из-за высокой цены, а также из-за того, что KIA Spectra ? это устаревшая модель. У вас есть что на это возразить? ? Nissan Maxima не меняет своего внешнего вида уже семь-восемь лет и при этом пользуется хорошим спросом. Корейские автомобильные брэнды в России уже нормально воспринимаются. Hyundai занял 1-е место по продажам, KIA пока седьмая. Европейский автомобиль класса KIA Spectra стоит сейчас на 30% дороже ? тот же Ford Focus. А в 2002 г. KIA Spectra, которую мы будем собирать, была признана автомобилем года в США. Опытная партия (в 2004 г. ?ИжАвто? собрал 596 автомобилей) разошлась очень хорошо, причем по высокой цене. За исключением 144 автомобилей самой дорогой комплектации с автоматической коробкой передач. Эту партию мы продавали по цене от $13 500 до $16 500. ? Сколько будут стоить серийные KIA Spectra? ? Официально цену мы назовем в конце апреля ? начале мая. ? У ваших конкурентов достаточно низкие цены ? например, новый Ford Focus продается по цене от $12 800. ? Я сейчас тоже могу сказать, что в минимальной комплектации, той самой, которая в пробной партии продавалась за $13 500, цена на ижевскую KIA может начинаться от $10 000. Но такой комплектации уже не будет. Уже в базовой комплектации машина будет оснащена двумя подушками безопасности, центральным замком, гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, стеклоподъемниками и пакетом ?плохая дорога?. Всех этих опций набирается дополнительно примерно на $1300. ? Как вы позиционируете KIA Spectra и как будете ее продвигать? ? Основная группа потребителей этой машины ? мужчины от 20 до 40 лет, полная семья, доход на члена семьи ? $300-500. Мы будем развивать потребительское кредитование, лизинг, продажи trade-in. Будем делать продуманную рекламную кампанию. Мы уже посмотрели, как раскручивался этот автомобиль в Штатах. ? Кто будет продавать KIA Spectra? ? Пока мы опираемся на существующих дилеров компании ?KIA-Сандол?, их 23, ведем переговоры с дилерами ?Автотора? ? это еще 43 дилера. Кроме того, ?СОК? планирует открыть до 14 новых автоцентров в городах-миллионниках за два года. У всех дилеров ижевской KIA Spectra будет представлена вся линейка автомобилей KIA. KIA Motors будет контролировать продажи, раньше представительство KIA в Европе было одно ? в Варшаве, а теперь и в России. Усиление связано с тем, что KIA Motors поставила цель продать в 2008 г. 100 000 автомобилей в России, включая машины российской сборки. О КОМПАНИИ Автозавод ?ИжАвто? (г. Ижевск) входит в группу ?СОК?, занимает 2-е место по производству легковых автомобилей в России. Объем производства в 2004 г. вырос на 3,2% до 96 497 автомобилей. Доля продукции ?ИжАвто? на внутреннем рынке ? 8% (оценка Альфа-банка). Выручка в 2004 г. составила 10,4 млрд руб., валовая рентабельность ? 12% (против 3,5% в 2003 г.). В августе 2005 г. ?ИжАвто? начнет серийную сборку автомобилей KIA Spectra. До конца года завод планирует выпустить не менее 8000 автомобилей KIA, а к 2007 г. выпускать 40 000 автомобилей в год. Срок окупаемости проекта ? 3,5-4 года. БИОГРАФИЯ Михаил Добындо родился 20 ноября 1950 г. в г. Чесноковке (Алтайский край). В 1979 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт в Москве. В 1971 г. после службы в армии устроился на Волжский автомобильный завод (ВАЗ) фрезеровщиком. В 1996 г. назначен директором сборочно-кузовного производства ?АвтоВАЗа?, в 1999-2003 гг. ? вице-президент ?АвтоВАЗа? по производству. В ноябре 2003 г. назначен директором, а в апреле 2004 г. ? генеральным директором ?ИжАвто?.
|