Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет.
Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.
Читать полностью:
http://yablor.ru/blogs/feyk-ili-net-o-kolbase-v-post/130761