Щас попробую.
Неа, не палучилося!
Двигатель создаёт на своём валу некий крутящий момент, который так или иначе передаётся колёсам и там, на колёсах он (крутящий момент) превращается в окружное усилие. Вот это самое усилие и определяет ускорение, с которым машина начинает двигаться или, если уже движется равномерно, преодолеваемую силу сопротивления движению. Если послать крутящий момент к колёсам напрямую (на иже это 4 передача), то может оказаться, что крутящего момента окажется маловато для разгона. Поэтому в коробке передач есть ещё 3, 2 и 1 передачи, которые за счёт уменьшения скорости вращения увеличивают крутящий момент. На 1 передаче он самый большой. Теперь вернёмся к колесу. Оно прижато силой, образованной частью суммарного веса машины, чудиков, которые туда набились и ихнего барахла. Эта сила, умноженная на коэффициент трения, образует максимальную касательную (горизонтальную) силу, которую можно создать колесом при определённой силе прижатия колеса. Если эту касательную силу умножить на радиус колеса, то получим максимальный реализуемый крутящий момент при данных условиях. Отсюда можно легко заметить, что чем более скользкая поверхность дороги, тем меньше будет реализуемый момент.
Пока согласный, кроме "послать крутящий момент к колёсам напрямую (на иже это 4 передача)" - на Иже 4-я педерача передаёт крутящий момент двигателя к колёсам в соотношении 3,9 или 4,22.
Теперь вернёмся к коробке скоростей. Допустим, что мы нашли величину максимального реализуемого крутящего момента. Предположим, что при каких то конкретных условиях он соответствует крутящему моменту, передаваемому колёсам на 4 передаче при 3200 об/мин.
Вот тут-то и незадача! При каких именно конкретных условиях? Ежели я на 4-й передаче на ровном месте держу скорость, соответствующую 3200 оборотам - это одно дело, крутящий момент будет равен силам сопротивления - трение, аэродинамика... Если я сдуру трогаюсь на 4-й, держа тахометр на 3200 и плавно отпуская сцепление, как тут советовали (и о чём, собственно, и был спор) - это другое. А если снял ногу с педали и торможу двигателем - третье, тут крутящий момент ваще отрицательным будет. Или имеется в виду, что реализуемый крутящий момент на колёсах равен МАКСИМАЛЬНОМУ для этого двигателя моменту (умноженному, конечно, на 3,9 или 4,22)?
Тогда при включённой 3 передаче такой же крутящий момент будет достигаться (здесь и далее очень приблизительно) при 2500 об/мин, на 2 передаче при 1800 об/мин, а на 1 передаче при 1000 об/мин. Т.е. практически на холостом ходу. Понятно, что если хоть както поддать газу, то гарантированно получим юз. На второй передаче мы сможем начать движение, если не будем раскручивать мотор более 1800 оборотов.
Ну дык а я об чём и говорю? То ж самое! Значитца, на четвёртой, тебе придётся отпускать сцепление, пока авто не разгонится до... пусть оборот колеса = 2 метра, а главная пара =4, ладно? - до 3200/4*2 метров в минуту, т.е., до 1,6*60=96 км/час. Бросишь резче - или потеряешь тягу (крайний случай - заглохнешь) или, если добавить газу, буксанёшь. Ой, забыл - я же выше написАл, что на 4-й это максимально возможный момент... ладно, для 4-5-й "буксанёшь" неактуально, а для 1-2-3-й вполне справедливо.
На третьей передаче обороты можно держать 2500, а коэффициент в КПП 1,3 (не судите строго, если склероз). Значит, сцепление ты будешь отпускать, пока не разгонишься до 2500/4/1,3*2=1000 м/мин, т.е., 60 км/ч.
На второй - 1800/4/1,8*2=500 м/мин = 30 км/ч.
На первой - 1000/4/3,2*2=160 м/мин = 9,6 км/ч.
Сколько проходит педаль сцепления от "машина шевельнулась" до полного сцепления? Сантиметра 2-3? Представь, что тебе надо отпускать её на это расстояние в течение минуты - т.е., треть миллиметра в секунду, равномерно. Вот это и будет трогание и разгон на 4-