2.01.
1213
Встали мы на час раньше, чтобы выехать заранее. Одевались там же и в то же. Одевались и грузились гораздо быстрее- сказывалась вчерашняя тренировка. Только поехали в другую сторону. И уже ехали в сопровождении двоих экскурсоводов и на вторых санях ехали мешки с едой.
На полпути остановились, чтобы сфотографироваться на фоне горы. Это самая крутая и высокая гора в данной местности. И на ней вышка сотовой связи.


Оказалось, что быстро и приятно ездить в санях можно только по озеру- когда в горку поехали, стало качать, полозья противно скрежетали по камням, и ехать приходилось зигзагами.
Но оленей таки мы нашли. Правда, в вместо обещанных 600 шт, их было несколько десятков. Мужик остался распаковывать корм, а молодой парень уехал на снегоходе куда- то. Потом поменялись- мужик уехал, парень остался. Олени жрали корм. Это, оказывается спецательный безумно полезных для оленей корм. Пипец, как дорогой. И вообще, стадо не ихнее, а их друзей, которые позволяют показывать стадо за деньги. Тоже большие деньги. Прям не дружба, а симбиоз какой- то. В общем, пока организаторы занимались непонятными разъездами, мы фоткались.




Олени пугались наших костюмов и шлемов. Нам предложили надеть шапки. Шапки были с оторочкой из собачьего меха. Я спросил у парня не из хасок ли шапки? И не поэтому ли мы не можем покататься на собачьей упражке, что всех собак пустили на шапки. Это был жесткий прикол. Парень поменялся в лице, пока соображал, что я ему хотел сказать на ломаном «руслийском», а потом с жаром начал убеждать, что шапки привезены давно из центральной Финляндии, и к ездовым хаскам не имеют отношения. Я извинился, и сказал, что это была шутка. Что думал о такой шутке парень, я не знаю. Но в шапках дело пошло бодрее. Олени перестали дичиться.



Мы только вошли во вкус… Олени тоже- мы даже их за рога хватали… Как из-за бугра показался снегоход, а за ним еще олени. И много так… Парень сказал, что основное стадо было за бугром, и они скоро будут здесь. Олени выскочили с разных сторон, как кавалерия при маневре охвата. Точнее «оленерия». Звери были голодные и агрессивные. Не к нам- в людях они не видели конкурентов, а к тем оленям, кто добрался до корма раньше. А то, попробуй ка наешься тем, что из-под снега выкапываешь…

Давай других пихать, пинать и драться на рогах. Наклоняться к ним было страшно- нефиг делать, глазом на рог наткнуться.
Для большей зрелищности нам предложили погрузиться в сани и проехать. Нам то что, мы согласились. В пути со снегоходов рассыпали корм. Ехали зигзагом, поэтому отъехав на приличное расстояние стало видно, как олени выстроились цепочкой и едят. Оказывается в корм добавлен ароматизатор, и они выкопают все до последней крошки.



Красавцы.

Кстати, я так и не разобрался, как финны отличают где чьи олени. Вроде на них никакой тамги я не видел, краски тоже, уши вроде без бирок… ХЗ.
Тем временем, рассыпав корм, наши провожатые начали готовиться к привалу- выбрали пригорок, развели костер, соорудили в санях закуток от ветра для газового примуса. Дети к тому времени замерзли, и с удовольствием грелись у костра под присмотром бдительной бабушки.

На многозначительный вопрос, чем бы нам «погреться» простоватые финны предложили нерпичьи рукавицы. Надо ли говорить, что они ничего не поняли из наших многозначительных улыбок. Я, кстати, рукавицы не взял. Что тоже вызвало некоторое удивление. Ну не знакомы они с российским вольклором…


Кофе опять же удался на славу. Очень было вкусно и оригинально. Мы с собой взяли несколько пачек.

Потом свернулись, и на закате приехали в деревню. Все долго находились под впечатлением. Дети до сих пор вспоминают… Особенно много улыбок провожатых вызвали вопли детей «Гуд бай дэндиа!!!!»- что значит «До свидания, северный олень!». Кстати, в той же снежной пустыне живет зверь, которого называли «вульверинг» или «вульферинг». Он похож на маленького медведя, но не спит зимой, а охотится на оленей. Самого зверя мы не видели, только его следы. Очень похожие на медвежьи. За сим все про этот день.