но когда термобарический баланс нарушается кавитацией???
Квитация ( образование газовых пузырьков, локальное кипение жидкости) возникает в местах резкого изменения направления и скорости потока жидкости (на ребрах гребных винтов, крыльчатках помп), что приводит к резкому локальному понижения давления, вплоть до ниже атмосферного. Когда теромобарический баланс находится на грани, а в системе охлаждения на прогретом двигателе он поддерживается за счет избыточного давления повышающую температуру закипания атифриза, достаточно нагреть двигатель до температуры 120 градусов, в этом случае любое снижение давления приведет к резкому вскипанию, и начнется оно именно вокруг крыльчатки помпы, образуя провую пробку, затем резкое вскипание содержимого рубашки блока, и образовавшиися там парам некда деваться кроме выхода в патрубки выталкивая ОЖ наружу везде где только получится. Именно поэтому при вскипании теряется очень много ОЖ.
У меня был случай когда в лесу вскипел на козлике, открыл капот, оставил остужать на ХХ. Через пару минут он сорвал пробку (она сверху на радаторе), фонтан был выстой около 6 метров (3 высоты автмобиля), длился пару секунд. Воды из ручья потом поместилось в СО около 12 литров, т.е. выкинуло ВСЁ.