Писал НЕ я. Взято тут:
http://battery.newlist.ru в архивах рассылок. Вот отдельный раздел по автомобильным аккумуляторам:
http://battery.newlist.ru/battery_car.htm.
P.S. К вышеуказанному сайту отношения не имею. Но информация, ИМХО, будет интересна многим.
----------------------------------------------------------------------------------------
Статья посвящена методам выявления дефектов свинцово-кислотных аккумуляторных батарей и может быть полезна всем владельцам автомобилей.
1. Снижение уровня электролита ? свидетельство работы батареи в условиях постоянного перезаряда.
2. Повышенная плотность при нормальном уровне электролита ? признак доливки кислоты или электролита вместо дистиллированной воды.
3. Пониженная плотность при нормальном уровне лектролита?свидетельство:
3.1. эксплуатация батареи в состоянии глубокого разряда;
3.2. низкого уровня зарядного напряжения, ниже 13,9 В;
3.3. утечек тока в системе электрооборудования, приводящих к хроническим
глубоким разрядам при ночных стоянках;
3.4 присутствие примесей солей металлов и органики, которые загрязняют электролит, приводят к отравлению (экранированию) части поверхности электродов (пластин), снижению ёмкости и энергоотдачи, повышенному саморазряду во всех аккумуляторах, где загрязнён электролит.
4. Доливка кислоты или электролита ведёт к:
4.1 ускорению коррозии решёток;
4.2 ухудшению работоспособности (экранированию) отрицательного электрода;
4.3 усилению сульфатации.
5. Содержание в электролите осадка бурого, коричневого, чёрного цветов?свидетельство разрушения положительных пластин (электродов).
5.1 Положительные пластины подвержены двум разрушающим воздействиям:
5.1.1 коррозия решётки (токоотвода);
5.1.2 оплывание (оползание, деструкция) активной массы.
5.2 Причины разрушения положительных пластин:
5.2.1 эксплуатация батареи в условиях постоянного перезаряда, т.е. при зарядном напряжении выше 14,5 В;
5.2.2 повышенная температура электролита;
5.2.3 повышенная плотность электролита;
5.2.4 токовые перегрузки при разряде и частые разряды.
6. Содержание в электролите осадка серого цвета?свидетельство разрушения отрицательных пластин (электродов). Причины разрушения отрицательных пластин:
6.1 длительная эксплуатация батареи в состоянии глубокого разряда;
6.2 низкий уровень зарядного напряжения, ниже 13.9 В и, как следствие, разрыхление активной массы;
6.3 утечка тока в системе электрооборудования при ночных стоянках;
6.4 присутствие примесей солей металлов и органики, которые загрязняют электролит, приводят к отравлению (экранированию) части поверхности электродов (пластин), снижению ёмкости и энергоотдачи, повышенному саморазряду во всех аккумуляторах, где загрязнён электролит.
7. Повышенный саморазряд. Следует различать два случая:
7.1 повышенный саморазряд в одном аккумуляторе является признаком внутреннего короткого замыкания (КЗ);
7.2 повышенный саморазряд в нескольких или во всех аккумуляторах батареи?следствие попадания в них примесей, отравляющих (экранирующих) отрицательный электрод при заливке некачественного электролита с примесями или при доливке недистиллированной воды.
8. Обрыв цепи.
Проявляется в невозможности заряда батареи от выпрямителя и её разряда на нагрузочную вилку. Величина напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) незначительно отличается от нормальной.
9. Короткое замыкание.
Проявляется в значительно заниженной величине НРЦ полностью заряженной батареи и интенсивном газовыделении (?кипении? электролита) в одном или нескольких аккумуляторах при разряде на нагрузочную вилку.
10. Переполюсовка пластин (электродов)?изменение полярности.
Следует различать два случая:
10.1 переполюсовка в отстающем аккумуляторе при разряде неисправной батареи;
10.2 переполюсовка, возникающая при сборке батареи?проявляется в заниженной величине НРЦ полностью заряженной батареи.
11. Перезаряд и его последствия.
Признаки перезаряда.
При длительном перезаряде (более одной недели), т.е. при зарядном напряжении выше 14.5 В, на пробках и горловинах в местах сочленения, на поверхности крышки около вентиляционных каналов, на верхней части стенок моноблока образуется плотный слой бурой двуокиси свинца, которая выносится из раствора электролита аэрозолем (обильное газовыделение, ?кипение? электролита). Кроме того, положительные решетки могут быть частично или полностью прокорродированны.
Это и служит доказательством работы в условиях перезаряда при вскрытии батареи для экспертизы.
12. Сульфатация пластин в одном или всех аккумуляторах.
Причины сульфатации:
12.1 недоформирование пластин при изготовлении. Устраняется выравнивающим зарядом. Гарантийный случай;
12.2 наличие примесей в электролите. Не устраняется. Не является гарантийным случаем;
12.3 внутреннее КЗ. Гарантийный случай. Подлежит замене после точной диагностики;
12.4 длительная эксплуатация батареи в разряженном состоянии. Не является гарантийным случаем. Определяется осмотром при вскрытии по состоянию (цвет и консистенция) активной массы.
Причина, указанная в п.12.4 проявляется во всех аккумуляторах. Остальные могут иметь место как в одном, так и в нескольких или во всех случаях.
13. Коррозия решёток (токоотводов) ведёт к:
13.1 разбуханию активной массы;
13.2 увеличению линейных размеров токоотводов;
13.3 разрыву жилок и рамок токоотводов;
13.4 деформации (короблению) токоотводов;
13.5 снижению ёмкости ниже допустимой.
Не является гарантий случаем. Определяется осмотром при вскрытии.
14. Деформация (коробление) пластин?свидетельство работы в условиях, как перезаряда, так и в глубоких запредельных разрядах, в тяжёлых стартерных режимах.
Причины деформации:
14.1 увеличение силы зарядного тока;
14.2 короткое замыкание;
14.3 пониженный уровень электролита;
14.4 частые и продолжительные включения стартёра;
14.5 глубокие запредельные разряды в тяжёлых стартерных режимах (неисправность стартера, несоответствие батареи типу автомобиля и т.д.).
15. Выпадение активной массы из решётки.
Причины:
15.1 образование трещин в активной массе, вследствие коррозии решёток и деформации (короблении) пластин;
15.2 нештатное крепление аккумулятора, когда он начинает испытывать дополнительные удары и вибрации;
15.3 замерзание воды в электролите глубоко разряженного аккумулятора.
Не является гарантийным случаем и определяется осмотром при вскрытии.
16. Виды взрывов и определение их причин.
16.1 Причины взрыва:
16.1.1 возникновение искры внутри батареи;
16.1.2 возникновение внешней искры;
16.1.3 избыточное давление газов, не успевающее сброситься через газоотводные
(вентиляционные) каналы при перезаряде;
16.1.4 засорение газоотводных каналов.
16.2 Виды взрывов:
16.2.1 если цепь батареи не нарушена и при вскрытии не обнаружено поломки мостов или пластин?это доказывает отсутствие внутри неё причины, спровоцировавшей взрыв, и свидетельствует о нарушении условий эксплуатации. Это правило не зависит от размеров и степени разрушения при взрыве.
16.2.2 если цепь разорвана, а в месте разрыва большая часть сечения покрыта бурой двуокисью свинца, это следует признать дефектом производства, т.е. гарантийным случаем. Определяется осмотром при вскрытии.
17. Ресурс батареи выработан ранее гарантийного срока?свидетельство постоянных разрядов до 50% с последующими зарядами.
При таком режиме работы батарея может потерять более 60% ёмкости за 4-5 месяцев, что, например, объясняет быструю выработку ресурса батареи, эксплуатирующейся на автомобилях, работающих в режиме ?ТАКСИ?.