Georg
Гость
|
|
« : 21 Июня 2011, 04:29:18 » |
|
Сперва плесну ковшик эмоций для подогрева читательского интереса. Ровно 92 года тому, произошло событие в высшей степени героическое и достойное. Если вам надо что-то про честь офицера, про доблесть моряка, про величие духа - это как раз сюда. Если вам надо про блестяще спланированную и точно проведённую военную операцию - это сюда же.
Довольно эпитетов, перейду к делу. 21 июня 1919 года на военно морской базе Британского Королевского Флота Скапа Флоу был в полном составе затоплен германский Флот Открытого Моря.
Флот был интернирован в Скапа Флоу в соответствии с условиями перемирия, до дальнейшего решения его судьбы, а затоплен накануне подписания Версальского мира, иными словами - капитуляции.
Спланировал и руководил операцией адмирал фон Ройтер. Так как война была безоговорочно проиграна, а сдача в плен представлялась недопустимо унизительной, иного выхода, кроме затопления флота, не было. А главное, это был единственный способ спасти честь не проливая ничьей крови.
Операция планировалась несколько месяцев. О подготовке этой операции написаны десятки трудов, всего здесь не пересказать, однако главные моменты перечислить стоит: была налажена секретная связь между кораблями германского флота (английское командование лишило корабли средств связи и запрещало контакты между экипажами); планово проводилось сокращение численности экипажей (дисциплина на германском флоте накануне поражения отсутствовала, часть моряков открыто бунтовала и не подчинялась приказам офицеров), тем самым англичане обеспечивали принципиальную небоеготовность кораблей (а английское командование ждало каких-либо сюрпризов), а фон Ройтер избавлялся от «неблагонадёжного элемента». Кроме того, была налажена и некоторая разведка: для затопления был выбран день проведения учений британского флота. На базе оставались только неисправные и не боевые суда.
В 10 утра на всех кораблях германского флота, в нарушение условий перемирия, были подняты Имперские военно-морские флаги, после чего на всех кораблях были открыты кингстоны. Англичане не сразу поняли что происходит, а поняв – офигели от такой наглости.. Флот вышедший на учения был срочно возвращён на базу, но помешать самоубийству англичане уже не могли. Несколько легких кораблей и один линкор, однако, удалось отбуксировать на мель, остальные корабли затонули. С некоторыми английскими моряками приключилась истерика: известны случаи обстрелов немецких команд находящихся на судах и уже эвакуировавшихся с судов в спасательные шлюпки. Однако дисциплина на британском флоте была образцовой и обстрелы были немедленно прекращены после соответствующего приказа.
Настроения в британском обществе были самые озлобленные: им не дали вкусить всю тяжесть унижения немецкого флота, однако вскоре большинство осознало, что с затоплением флота сама собою решилась очень серьёзная, казавшаяся трудноразрешимой проблема его дальнейшего раздела. Тем более, что в мирное время, ни одной из стран-победительниц дополнительные боевые корабли были даром не нужны, свои бы куда девать.
Фон Ройтера собирались судить, но оказалось, что в его действиях не было преступления: за нарушение условий перемирия и осуществления тем самым акта войны, после подписания капитуляции судить как-то глупо, за неподчинение приказу – фон Ройтер присягал кайзеру Вильгельму, а не королю Георгу V, хотели даже вменить ему уничтожение имущества, но до подписания капитуляции всё военное имущество юридически считалось немецким. Таким образом, фон Ройтер вернулся на родину героем спасшим честь флота.
Похожие истории случались и до и после. Годом ранее, в Новороссийске, после подписания большевиками позорного Брестского мира, была затоплена часть русского флота базировавшегося там, а двадцатью тремя годами позже в Тулоне французы затопили свой флот под угрозой его захвата немцами, но это уже совершенно другие истории.
|