30 апреля 2011. Актюбинск. Казахстан.
Из Байконура я вернулся на поезде № 33 «Алмаата – Актобе» в 12.50 астанинского времени (по Екатеринбургу), или в 11.50 местного, или 10.50 мск.
Впечатления от Байконура были противоречивыми: с одной стороны практически все осталось по прежнему, с другой, - кое что качественно изменилось «внутри» - в администрации, в подходах к приезду в город и космодром туристов. Все стало проще, но прагматичнее. Старт РН Союз с Прогрессом для меня прошел как то очень быстро и даже обыденно, хотя, как всегда, в момент старта я смотрел на него с таким же восторгом и трепетом, как и в первый раз, около 30-ти лет назад, с этого же места, с этой же площадки, на которой прослужил два года. С тех пор здесь многое изменилось, почти все здания, где мы работали – уже законсервированы, или снесены, хотя кое что осталось – даже та самая курилка, которая стояла в те годы. Еще практически то же антенное поле, где все еще стоит антенна родной станции «Трал»…
На старте было довольно много народу, в том числе несколько больших детских делегаций, в том числе из Иркутска. Они очень бурно реагировали на происходящее, но все, как по команде замерли, когда ракета стала отходить от стартового стола и огромный грохот накрыл все вокруг... И, когда Союз в конце концов стал превращаться в маленький огненный факел и произошло разделение третей ступени – заорали (типа в знак восторга и восхищения) – фальцетом. Ну откуда взялась эта мерзкая привычка – орать фальцетом?! Ненавижу! Я же, и еще несколько человек, которые реально знали – когда нужно аплодировать, продолжали ждать до 422-й секунды, когда, наконец, отработали все ступени и корабль вышел на орбиту. Вот теперь все нормально, можно аплодировать….
Кстати, смотровые трибуны значительно расширили, точнее «вытянули» от козырька – вперед. Места стала значительно больше, а козырек перестал мешать смотреть на ракету вверху… Также появилась новая традиция у всех делегаций фотографироваться на задней площадке у трибун. Ну и конечно знаменитая «тусовка» после старта, где, пользуясь случаем, многие пытаются поговорить с оказавшимся здесь начальством, или просто пообщаться в неформальной обстановке. Только все как то буднично и быстро стало. Раньше после старта стояли еще с полчаса, а то и больше. А тут – уже через 15 минут торопили на автобус…
В самом городе снова удивили цены, особенно на товары казахстанского происхождения: сигареты «Кент» за 35 рублей, чай «Липтон» 0,5 литра – 20 рублей, да в общем то и обед стоит в среднем около 150 рублей, что весьма и весьма недорого, а такси – 20 рублей в любой конец города…
Перед самым отъездом смог даже побывать на открытии фестиваля авторской песни «Белое солнце пустыни», на который приехали барды даже из Москвы и Питера…
Но, Байконур позади, в впереди – дорога назад - в Ростов-на-Дону. Байконуровцы посоветовали мне ехать другой дорогой – после Уральска повернуть на Атырау (Гурьев), а уже оттуда к границе, вдоль Каспия – к Астрахани, а затем на Элисту и Ростов. Доводы были простыми: бензин в Казахстане дешевле, разрешенная скорость – 110 и самое главное – дорога здесь качественнее, даже если и чуть длиннее. Я решил проверить.
После приезда сразу пошел к ежику, который стоял весь в пыли, проверил утечку масла в районе заднего правого колеса – вроде нет пока, привел его в порядок, поменял еще рубли на тенге с расчетом на бензин до Астрахани (около 1200 км, это более двух заправок), прикупил немного еды, много питья (становилось жарко).
При этом я реально понимал, что самый первый отрезок пути будет плохим (до 150 км), и старался ехать небыстро, но очень аккуратно, далее – отличная дорога вплоть до Уральска (еще около 350 км), и также очень хорошая дорога до Гурьева – на юг – примерно 450 км. Там, на повороте на Астрахань, я надеялся ночью найти кемпинг, или поспать прямо в ежике, так как температура ночью там была уже более 10-ти градусов, правда с небольшим дождем.
Итак, поехали. Время московское.
12.45, 0 км – выезд из Актюбинска. Солнечно, около + 20. Дозаправка – 38,1 литра.
13.18, 14,8 км – выезд из Актюбинска
15.03, 115 км – Кобда (бывшая Новоалексеевка кстати). Здесь есть АЗС и даже кемпинг. Тут поворот на Соль-Илецк, а до Оренбурга на север менее 100 км, хотя по окружению и не скажешь – еще те «ебеня». Из 100 км всего около 10-ти – нормальной, а все остальное я ехал почти все время по обочине…
Здесь впервые уже серьезно обратил внимание на уже очень частые сбои в работе втягивающего реле стартера, срабатывает, особенно при нагретом двигателе только через раз и это похоже прогрессирует!
15.40, 135 км – начало хорошей дороги! Наконец то!!! Перед тем как погнать решил постоять 10 минут и тут же помог одному русскому мужику на побитом мини-вэне с насосом.
17.35, 310 км – МОРЕ ТЮЛЬПАНОВ!!! Я такого никогда не видел – передо мной лежал огромный желто – красный ковер. Ну просто грех было не остановиться и устроить маленькую фото-сессию. Правда рядом с ежиком было немного тюльпанов, но вот чуть подальше – фантастика!
18.05, 342 км – Джамбейты, поворот на Аксай. Кстати дорога туда никакая, успел посмотреть. Вообще, здесь дорога только одна, а вправо – влево смотреть просто страшно, туда даже на тракторе соваться небезопасно!
19.35, 426 км – Уральск. Дозаправка 36 литров. Остановка на выезде на Атырау – 25 минут, небольшой перекус. Вечереет уже… Сижу думаю: вот нормальные люди сейчас бы думали об отдыхе и ночлеге, а у тебя опять все через жопу – только середина пути…Ээээххх…
21.35, 606,2 км – Чапаев. Очистил стекла ежика от множества трупов, совсем плохо видно стало, потоптался минут 5-10. Кстати тут АЗС. Пост ГАИ. Есть мотель. Кстати, впервые видел оригинальный знак поста ГАИ – не как у нас, где написано «пост ГИБДД», а нарисован чел в фуражке и с жезлом. А еще как то необычно смотреть ограничения на трассе, где внутри красного круга написано: 90! Дорога – действительно отличная.
1 мая 2011 года
02.10, 926 км – развилка Гурьев – Астрахань. Перед ней помотался минут 10-15 по какому то поселку Махамбет, разыскивая там мотель, но не нашел, а нашел аккурат после него – именно перед развилкой. Еле достучался, предложили за ночь 2000 тенге, я предложил 1000 тенге, сторговались на 1500 (300 рублей). Кстати, здесь можно торговаться, имейте это в виду! А комплексный обед стоит здесь всего 400 тенге (примерно 80 рублей)… В мотеле было прохладненько, но терпимо. Быстро перекусил, хлопнул бутылку «Шемкенского» и спать.
10.20, 926 км – выезд из мотеля
11.10, 971 км – проехал «перемычку» между дорогой с Уральска на Гурьев и с Гурьева на Астрахань. А дорога то так себе, дождик немного шел, пасмурно и ежик снова грязный…Накарябал пользуясь появлением грязи, на борту «Байконур – Ростов».
Обратил внимание на еще неполадку: вентилятор охлаждения двигателя стал срабатывать позднее – где то после 95 градусов, что приводит к излишнему нагреву…
11.40, 993 км – Аккыстау. Ну ебеня и ебеня. Но где то здесь, по легенде, шел товарищ Сухов из Гурьева на Астрахань, а оттуда до Самары, как известно, рукой подать… Добил все оставшиеся тенге – 2400, заправил 22,6 литра – бак снова почти полный…
Дорога то однако снова стала почти полное гавно…То есть вот если от Ершова до Уральска – полное гавно длиной примерно 200 км, то тут «просто гавно», но длиной более 300 км. По усти – разница невелика. Но посмотрим что будет дальше. Встретил какой то не то памятник, не то могилу, решил сфотать. Подъезжаю, а там дохлая корова лежит… Ну вот что ни на есть у нас в России дури хватает, но чтобы дохлые коровы валялись у дороги – эт перебор…
13.30, 1115, 3 км. РОВНО ПОЛВТОРОГО! И аккурат рядом немного заросший бархан, вдали видны нефтяные качалки и бочки для нефти. Вышел, взял саперную лопатку, включил видео и сделал «ремейк «Белого солнца пустыни»», воткнув в песок лопатку и сказав сакраментальное «Полвторого!...а мы еще с ежиком хрен знает где!!! И даже подумать страшно, что сегодня же мы должны быть в Ростове!!». Остановка на 30 минут, прогулка по барханам…
И кстати здесь же и далее до самой границы встречалось множество из верблюдов, которые с любопытством заглядывали в кабину …
14.20, 1150 км – Ганюшкино. Последний большой населенный пункт Казахастана перед границей. На выезде в сторону границы есть кемпинг, АЗС, кафе, выглядят прилично.
15.10, 1194 км. ГРАНИЦА КАК ВСЕГДА НА ЗАМКЕ!
Казахский фрагмент прошел всего за 20 минут, хотя пытались докопаться – типа у меня просрочена миграционная карта (дается на 5 дней), но я тут же парировал, что я был на Байконуре, а это российская территория! В подтверждение показал командировочное удостоверение, после чего все вопросы были сняты…
А вот перед российской таможней был форменный кошмар, где сформировались целых четыре очереди: русских и казахов – легковые машины, русские и казахи – грузовые, машины прочих государств и еще одна, отдельная и самая многочисленная – ТОЛЬКО УЗБЕКОВ! Их тут – огромное количество и все едут на заработки в Россию, это ужас…спят на земле, толпятся на дороге, ну просто жалко их…
Стояли без движения вообще около получаса, потом стали потихоньку двигаться и где то через час- полтора я оказался внутри таможни. Что там творилось – лучше и не вспоминать, но все таки реально два-три человека с рациями на въезде и выезде (девушка с российской стороны и парень с казахской) как настоящие регулировщики, с нервами, криками, но разбирались с ситуацией. Встал на проверку у пограничников – ну че, проверяйте, да я поехал… Капитан посмотрел так на меня: - Да езжай ты! …ну я и поехал …
17.20, 1208 км – выезд с таможни! УРА!!! Рядом с ней, кстати, течет очень симпатичный ерек с чистыми и удобными берегами и нежной зеленой травкой. Называется – «Кондаковский»…
Впереди – Астрахань!
18.20, 1265 км – Астрахань – центр! Общие параметры движения по городу: въезд 1255 км, выезд – 1275 км. Общее время движения по городу – 55 минут. Движение немного затруднено пересечиением многочисленных мостов через притоки (оттоки) Волги, ереки и атк далее. Я сначала их считал, а потом просто сбился со счета – более 40-ка – это точно! Один раз даже была … понтонная переправа, за которую я заплатил 80 рублей. Альтернатива – путь по объездной длиной почти в 60 км. КСТАТИ! Рекомендую всем ехать по Астрахани почти через центр, через старый Трусовский мост, а не следовать «тупо по стрелкам», получается во первых короче примерно на 30 км, а во вторых интереснее. Мне удалось даже издалека увидеть кремль, поболтать с местными таксистами, попытаться найти местную воблу и сделать кучу фото. Здесь же меня единственный раз за всю дорогу остановил молодой гаишник.. А воблы я так и не нашел… Зато сколько народу сидит на берегах уютных ереков! Шашлыки, пивко, солнышко..красота…Вот бы щас с кем то за компанию здесь посидеть то! А мне еще пилить да пилить!!!
В общем в Астрахань надо как нибудь съездить. Очень интересный и необычный город!
А вот надпись на въезде, или хоть какой то знак «Астрахань» - отсутствует. Незачот.
20.10, 1374 км, граница Астраханской области и Калмыкии. Вот тут стела есть, сфоткались с ежиком на самом закате. Дорога классная и забегая вперед скажу, что до самого финиша проблем с качеством дорог не было, разве что немного потрясло около Усть-Донецка.
КСТАТИ, когда едешь по дороге в Калмыкии, то реально понимаешь, что Земля действительно круглая - они там какие то «выпуклые» и идут по верхушкам продолговатых склонов степей, оригинально в общем…
20.50, 1437 км, однако казахский бензин то кончается, а Лук-Ойла нет, а ведь в Астрахани был! Зря это я… Пришлось заправиться чем есть – 22 литра, чтобы доехать до Элисты.
22.30, 1580 км, Элиста. Вот где не ожидал задержки – так это здесь! Во первых – пришлось дополнительно проехать 7 км в один конец на Лук-ойл, добил до полного – 38 литров. Потом обратно. Во-вторых, дорога через центр была перекрыта в связи с праздником и пришлось дать круг по объездной около +20 км, ну и так далее – чистка стекол, небольшой перекус в виде двух пряников и глотка холодного чая. С этого момента мне нельзя есть до самого финиша вообще ничего, только пить и курить!
…и опять обратил внимание на кислые понторылые рожи расиян на «типа крутых тачках». Действительно, тотальный запор у наших граждан, даже тошнит. Ну привет, привет еще раз – немытая…
23.30, 1609 км – выезд на Ремонтное - в сторону Ростовской области. Начинается ночной драйв и первая схватка со сном….Постепенно наращиваю скорость, не даю возможности расслабиться, выход из машины через каждые 30 минут.
01.40, 1781 км – Зимовники. Прошлый раз мы были тут с Женей Кондаковым и заблудились, пытаясь проехать на запад через Кутейниково. В этот раз я поступил проще – сначла решил поехать по трассе в сторону Сальска, а затем повернуть на северо-запад в сторону Семикаракорска. Решение оказалось верным! Иначе мне бы здесь и пришлось заночевать.
…а народ то гуляет! Дискотека, пацаны такие…жесть
![Wink](http://2126.ru/forum/Smileys/oldsmilies/wink.gif)
02.10, 1810 км – поворот с трассы на Сальск на Большую Мартыновку. Дорога отличная! В этом районе ростовской области дороги надо сказать меня больше радуют, чем огорчают. Но до чего обидно, что я здесь снова еду ночью! Надо бы и днем как то бы…В общем напрашивается, напрашивается путешествие к Астрахани…И звездное небо, тишина, обалдеть! Пальцы только чета плохо шевелятся, ширинку еле вот застегнул…ладно, дальше, дальше… А первая волна сна окончательно ушла, начался «первый бодрячок», с помощью которого я должен успеть вернуться домой.
02.50, 1860 км – Большая Мартыновка. По пути дорогу перебежали два зайца, один жырный такой!!! Ну чуть не успел я его… (шучу), лиса еще была вдалеке. В общем зверье тут есть. Перед станицей увидел один указатель, автоматически прочитал, но до сознания дошло только через 5 минут, потом ржал минуты две. Написано было следующее: «Невеселовка – 3 км». И ниже – «Несмеяновка – 5 км». В самой Мартыновке обалденный, освещенный ночью храм.
03.15, 1892 км – Большая Орловка, поворот на Константиновск. А вот я и проехал уже тоже расстояние, когда ехал туда – до Актюбинска, то есть этот путь однозначно – длиннее, причем понятно, что намного!
03.47, 1928 км – Константиновск, последний шлюз на реке Дон, нерестовый канал…забираем все севернее и севернее. Это явный крюк, но деваться некуда, следующий мост через Дон только у Аксая, а это еще дальше. А паромы начинают движение только в 6 утра…
03.55, 1937 км – выезд на трассу Цимлянск – Шахты, - финишная прямая! Ну, вперед, ежик!
Долгий, как мне показался и злой такой финишный рывок. И снова меня стали подрезать по встречке ростовские хамы. Один даже, в районе границы Усть-Донецкого и Октябрьского районов, обгоняя 3-4 машины, просто пер на меня в лобовую с дальним светом фар, нисколько не собираясь уходить на свою полосу! Но, когда он увидел мой дальний свет и что я тоже вроде как не собираюсь – все таки ушел вправо, но разминулись мы с ним буквально в считанных метрах! Второй хам никак не хотел выключать дальний (впрочем, их тут таких – обычное дело) - пришлось проучить и, включив дальний, перейти на его полосу. Тут же включил ближний…
Ростовчане, мать вашу!!! Ну будьте вы вежливее!!! Ну достали вы уже со своим хамством!!
05.15, 2062 км. Новочеркасск. Финиш.
Поставил ежика на нейтраль, выключил двигатель и еще минут 10-15 сидел без движения. В ушах звон и невесть откуда то возникшая злость. Достал бутылочку Шимкенского, сделал пару глотков, полегчало…
ПРИМЕЧАНИЕ: так ездить не надо
![Wink](http://2126.ru/forum/Smileys/oldsmilies/wink.gif)
Только в случае острой необходимости и желательно не в Ростовской области.
ВЫВОД ПО ДОРОГЕ: тому кто с Ростова и севернее, ехать все таки лучше через Саратов. В конце концов лучше в дневное время аккуратно перетерпеть тот участок, но, все же, лучше там. Наихудшие отрезки – в Саратовской области Актюбинской области. С бензинов проблемы есть (в плане Лукойла) только в Астраханской области и Ростовских ебенях. Гаишники самые злые в Саратовской области, самые инфантильные – в Казахстане, вообще нуль внимания на нас!
Менталитет на дорогах: наихудший – Ростовская область (хам на хаме и хамом погоняет), наилучший – Казахстан – Актюбинск, Байконур (просто предел вежливости!).
Кемпинги: самые дешевые и неплохие – севернее Саратова и у Ершова, в Казахстане. Самые дорогие и непонятно почему – на объездной Саратова, в Волгоградской и Ростовской областях.
Общая оценка дороги: туда – 3 балла, обратно 3,5. Так себе, но ехать можно.
Достопримечательности – да навалом, особенно на обратном пути.