Ты наверное времена Автола вспомнил? Современные масла гудроном не становятся даже при -70. Так вот в индексе вязкости первая цифра(10) означает, что нижний температурный предел эксплуатации -40ºС. И если класс качества не ниже CF, тосмело можно использовать зимой. От себя добавлю, что в автобусы у нас льют Suprema с вязкостью 15W45. Прошлой зимой при -25º заводился прекрасно.
Ахинеич, разогретый гудрон похож на масло, а густое масло на морозе похоже на этот разогретый гудрон. Вот примерно так я представлял себе это сравнение. Сильно торопился - не было времени развернуть формулировку. Но вообще-то я больше на собственном опыте постигаю все эти тонкости с маслами для моторов, потому что опыта у меня конечно не как у тебя.
Первая моя зима была как раз с маслом 15W40. В -20 заводилась машина вполне нормально, но в -30 было уже гораздо тяжелее - с 5-6 попытки.
Дело в том что у меня работа не на машине, а в офисе, и пока работа идет машина стоит и мерзнет на улице. В большие морозы прогревать машину удается не больше 1-2 раз за рабочее время. Но все равно при том что есть утепление снизу, утепление капота и войлок под капотом в мороз -30 за 2-3 часа мотор остывает ниже 0 градусов.
Во вторую зиму залил масло 10W40 - с ним в -30 машина пускалась вполне нормально, легче чем с предыдущим маслом, но все равно тяжеловато для зимних условий.
Потом купил Фабулу (она с ВАЗовским мотором) зимой в январе, тоже было залито 10W40 - картина такая же как на УЗАМе.
Дальше больше ездил на Фабуле - заливал полусинтетику 5W40 или 5W30 (смотря что было, немного экспериментировал). мотор крутиться легко, схватывает почти сразу. Не с первого, так со второго раза.
В прошлую зиму было залито ZIC 5W40 - тогда у нас примерно месяц было около -40 (а то и ниже), а в январе-феврале теплее -30 вообще не было ни одного утра и вечера, а ездить приходилось каждый день. С маслом 15W40 я бы так натрахался со своим режимом работы, а 5W позволило пережить такую суровую зиму сравнительно легко.
Ну и как бы выбор для себя сделал - летом 15W40, зимой 5Wх0. Заранее никогда же не знаешь какая зима будет.
Кто в более теплых краях живет - можно конечно всегда заливать 10Wx0 и не думать про зимнее или летнее масло..