Сомнения в своей правоте побуждают активнее убеждать других
Нет нужды далеко ходить за примерами того, как люди сохраняют свои верования даже перед лицом многочисленных доказательств обратного. Тысячи людей до сих пор держатся за идею о том, что вакцины вызывают аутизм, или что жизнь была создана несколько тысяч лет назад, или даже, что питье промышленного отбеливателя – это хорошая идея. Посмотрите на комментарии в Интернете, и вы неизбежно найдете легионы людей, которые активно выступают в поддержку этих идей вопреки любым рациональным доводам.
Может быть, это и удручающе, но совсем не неожиданно. Новое исследование Дэвида Гэла и Дерека Ракера из Северозападного университета (США) показало, что если уверенность людей в своих убеждениях пошатнулась, то они начинают еще активнее их отстаивать. Ученые провели три эксперимента, которые были посвящены таким проблемам как опыты на животных, предпочтения в еде и преданность Mac вместо PC. В каждом эксперименте уверенность участников подвергалась скрытым нападкам, и каждый раз это приводило к одному и тому же результату: в случае сомнений, люди начинали отстаивать свою точку зрения еще громче.
Гэла и Ракера вдохновила классическая психологическая работа Леона Фестингера «Когда пророчество не сбывается». Фестингер и его коллеги смогли проникнуть в один американский культ, чей лидер, Дороти Мартин, убеждала своих последователей, что летающие тарелки спасут их от наводнения во время конца света. Многие люди поверили ей и отказались от своей работы, собственности и семьи, ожидая своих инопланетных спасителей. Когда наступила дата объявленного конца света, и ничего не произошло, то члены группы решили, что это их праведность спасла Землю от уничтожения. Хотя ранее они старались не привлекать к себе общественного внимания, после этого они внезапно начали активно проповедывать свои взгляды. Их вера осталась прежней, а полное отсутствие обещанных НЛО превратило их во вдохновенных проповедников.
Это исследование случая легло в основу теории Фестингера о когнитивном диссонансе, то есть о дискомфорте, который испытывают люди, когда пытаются справиться с конфликтующими убеждениями. Фестингер предположил, что люди готовы на многое, лишь бы избавиться от подобного конфликта. Одно из возможных решений – изменить свои убеждения в ответ на новые доказательства. Однако этот вариант не подходил последователям Мартин, так как был связан с серьезными трудностями. В результате, они прибегли к альтернативной тактике – постараться привлечь как можно больше социальной поддержки для своих идей. Если другие люди тоже в это поверят, то это уменьшит их внутренние конфликты.
Фестингер предсказал, что когда человек столкнется с доказательствами неверности своих убеждений, он постарается привлечь на свою сторону других людей, проявляя пародоксальный энтузиазм. Однако как это ни удивительно, прошло почти полвека, а эта гипотеза так и не была проверена экспериментально, по крайней мере, до сегодняшнего момента.
В своем первом эксперименте Гэл и Ракер попросили 88 студентов записать их взгляды на тестирование товаров массового потребления на животных, но только половине из них разрешалось использовать для этого их ведущую руку. Это может показаться не имеющим отношения к делу, но предыдущие исследования показали, что люди теряют уверенность, если пишут не той рукой, которой они привыкли писать. В самом деле, именно это Гэл и Ракер обнаружили в своем исследовании. По данным последующего опроса добровольцы, которые не пользовались ведущей рукой, были менее уверены в своих взглядах.
Тем не менее, именно эти добровольцы больше старались убедить других в своей точке зрения. Когда их просили написать что-нибудь, чтобы убедить других в своем мнении, то те, кто чувствовал меньшую уверенность, написали гораздо более длинные тексты. Когда у них появлялись сомнения, они прилагали больше усилий, чтобы переубедить других.
Гэл и Ракер также обнаружили, что эти дополнительные усилия исчезали, если у добровольцев была возможность предварительно подтвердить свою идентичность. Если их просили назвать свои любимые предметы (книги, города, песни и так далее) до написания текста о тестах на животных, то выбор руки никак не влиял на их попытки пропаганды своих взглядов. Если же их просили описать любимые предметы своих родителей, то эффект влияния руки снова появлялся.
Во втором эксперименте участвовал 151 новый доброволец, и Гэл и Ракер обнаружили тот же самый эффект. На этот раз они влияли на уверенность участников, когда половину из них попросили вспомнить моменты, когда они были абсолютно уверены в себе, а вторую половину добровольцев попросили вспомнить ситуации, когда их преследовали сильные сомнения. После этого добровольцы должны были сказать, являются ли они веганами, вегетарианцами или мясоедами, насколько они уверены в своих взглядах на питание, и насколько важен для них их выбор.
Как и ожидалось, люди, которые вспоминали моменты неуверенности, были меньше уверены в том, что их выбор питания был правильным. И как следствие, эти сомневающиеся в себе добровольцы гораздо активнее отстаивали свои убеждения. Когда их просили представить, что они пытаются убедить кого-то в преимуществах своей диеты, то неуверенная в себе группа писала гораздо более длинные тексты и тратила на их написание больше времени.
Этот эксперимент – с другим методом влияния на уверенность, другой темой обсуждения и другим методом измерения усилий по убеждению других – подтверждает результаты первого эксперимента. Тем не менее, это было верно только для тех людей, для которых выбор питания был важным решением. Это показывает (как и следовало ожидать), что связь между сомнениями и усилиями по пропаганде своих взглядов появляется только в том случае, если речь идет о важных для человека убеждениях.
Третий эксперимент привел к аналогичным результатам c предположительно более тривиальной проблемой. Гэл и Ракер работали со 106 студентами, которые считали, что Mac лучше PC. Снова, двое ученых успешно проманипулировали уверенностью студентов, попросив их вспомнить предыдущие случаи уверенности или сомнений.
Студентов попросили представить, что они убеждают пользователя PC в достоинствах продукции Apple, но на этот раз, половине из них сказали, что они говорят с ярым сторонником Windows, а другим – что они обращаются к партнеру, открытому новым идеям. Как и раньше, студенты прилагали больше усилий, чтобы убедить воображаемого партнера, если их уверенность в себе была ослаблена. Однако это относилось только к тем случаям, когда партнер был восприимчив к их идеям.
Во всех трех экспериментах Гэл и Ракер обнаружили, что сомнения побуждают людей более активно переубеждать других. Более того, исследование показало, что этот эффект сильнее, если под угрозой оказывается идентичность человека, если эти убеждения важны для них, и если они думают, что к ним прислушаются. Все это соответствует паттерну поведения людей, которые начинают проповедывать свои взгляды, чтобы заново укрепить пошатнувшуюся веру.Это исследование также позволяет увидеть действия сторонников каких-либо идей в новом свете. Возможно, что они пытаются изменить взгляды других людей благодаря уверенности в своей правоте, но также возможно, что они пытаются избавиться от собственных сомнений. Как пишут Гэл и Ракер:
«Данное исследование также можно рассматривать как предупреждение для всех, кто становится мишенью сторонников определенных взглядов. Естественно предположить, что настойчивость и энтузиазм сторонника какой-то идеи отражает его уверенность, но на самом деле это может сигнализировать о растущих сомнениях человека».
Оригинал на инглише:
http://blogs.discovermagazine.com/notrocketscience/2010/10/19/when-in-doubt-shout-–-why-shaking-someone’s-beliefs-turns-them-into-stronger-advocates/