сообщение ТриоД56
Ну всёж может кто разжуёт ?
Только ещё раз прошу, без лирики.
ОК. Голимая физика.
В самые подробности вдаваться не буду, постараюсь объяснить на примерах.
И прошу прочитать внимательно, прежде чем критику наводить!
Основа тут в том, что силы трения не могут быть бесконечными!!! Сила трения равно произведению веса машины, приходящейся на данной колесо и коэффициента трения.
Поэтому когда колеса находятся на грани проскальзывания, сила тяги (направленная вперед при разгоне и назад при торможении) на них практически равна силе трения, а боковые силы трения (вправо-влево) стремятся к нулю, т.к. вся сила тяги, основанная на трении, "ушла" на эту тягу.
Пример 1. Старт с пробуксовкой колес.
При этом заднеприводную машину "водит" право-влево, причем именно заднюю часть. Передок нагружен и колеса не крутятся, у них хватает сцепных свойств, поэтому передок не дергается в стороны. В то же время торможение справа-слева у передних колес неодинаковое. А торможение там есть! Разные силы трения в подшипниках, разное покрытие под колесами, немного повернутый руль, подклинивающие колодки и т.п. вещи создают это самое разное торможение.
Машину достаточно легко можно развернуть, стукнув (толкнув) сбоку в задней части.
Особенно хорошо это заметно при старте (или при попытке резкого разгона) на скользкой дороге. Задняя часть машины гуляет ну очень заметно!!!
У переднего привода ведущие колеса больше загружены. Поэтому его меньше водит. Но все равно боковые колебания (вправо-влево) есть! Но водитель при этом рулем корректирует траекторию. Поэтому все не так заметно.
Пример 2. Торможение. На заднем приводе.
Рассмотрим для начала крайний случай
А его крайность заключается в том, что водитель включил заднюю передачу и пытается таким образом резко затормозить.... Предположим, что передачу ЗХ он все-таки включил. Ему "повезло" и он это сделал. И при этом отпустил сцепление и двигатель не заглох.
Что произойдет? Даже на асфальте, не говоря уже про скользкую дорогу, произойдет следующее. Колеса начнут вращаться в обратную сторону, а машина едет вперед............. Многоточие потому, что это будет равноценно попаданию большого количества масла (или льда) именно под задние колеса. А так как передок немного подтормаживает (о причинах я уже написал), то машину может легко развернуть. А если еще при этом водитель с перепугу нажмет тормоз и заблокирует передние колеса и/или дернет руль, то в каком направлении полетит машина - одному черту известно. Но в первом приближении она развернется на 180 градусов и задом наперед куда-то будет лететь, вплоть до полной остановки.
Кстати, когда я попал в аварию на Ниве, моя мама задала вопрос, а мог ли бы я резко затормозить, если бы включил заднюю передачу..... Я даже сначала и не знал, как ей объяснить, что это был бы самый верный путь насмерть разбиться. Причем гарантированно.
Пример 3. Ситуация у Бирюка. Торможение на заднем приводе с большой скорости, усугубленная поворотом руля.
---
?Дорога до поворота очень хорошая, шел где-то 130. Перед поворотом увидел как по кювету едет мотоциклист и зная непредсказуемость такого транспорта в деревне, я начал торможение двигателем на 5-й (снял ногу с педали газа). Легонько повернув руль на лево (чуть ?чуть) Почувствовал ,что начался МАНДЕЦ, машину начало заносить против часовой, задняя часть машины стала двигаться вперёд, а траектория движения стала уходить в лево?.
---
Это случай не такой тяжелый, как в примере 2
, но в чем-то похож. Судя по всему, произошло следующее. При торможении двигателем сила трения на задних колесах была близка к максимальной. Да еще при торможении передняя часть машины приседает, а задняя часть приподнимается. На задние колеса приходится меньшая нагрузка, следовательно, сила трения у них с дорогой уменьшается.
В итоге боковой силы трения уже практически не было.
Далее, Бирюк повернул руль. Влево. Передние колеса выполнили его волю. Машина получила некий вращательный импульс... Но задние колеса не могли уже препятствовать этому. И в итоге Бирюк "почувствовал ,что начался МАНДЕЦ, машину начало заносить против часовой, задняя часть машины стала двигаться вперёд, а траектория движения стала уходить в лево". То есть задние колеса скользили в сторону на самом деле. Даже без масла, воды и пыли на асфальте.
Конец всем примерам.
Триоду: у меня описание заноса из самого первого сообщения не вызвало никакого отрицания. Почему - см. Пример 3. Все вполне логично и "концы с концами сходятся".
Выводы:
1. Думать надо!
:D:D О чем именно - см. далее.
2. При таком торможении НЕ НАДО резко убирать ногу с газа!!! Только плавно, чтоб торможение было, но планое.
3. Ставить другую резину.
4. И правильно расчитывать скорость при вхождении в поворот. Лучше уж двигаться более медленно, чем быстро лететь по диагонали
Иначе потом могут медленно понести
Как говорят умные люди, "лучше перебдеть, чем недобдеть"
5. Нельзя допускать срыва колес в скольжение. Торможение "на юз" весьма опасно, особенно на больших скоростях!!! И тем более на хорошей скорости на скользкой дороге. Машина вполне может превратиться в "гроб на колесиках".
Триод, Бирюк! Надеюсь, я свои мысли донес вполне понятно? Хоть и замучился все это настукивать
:D:D
PS. Именно в силу всего вышеописанного резкое торможение да на полном приводе, да на скользкой дороге представляет из себя вообще непредсказуемое явление. Колеса друг с другом связаны весьма замысловатым способом и невозможно заранее сказать, какое из них сорвется в скольжение, а какое будет тормозить. Поэтому хоть полный привод и позволяет зимой хорошо разгоняться и хорошо рулить, но ведь иногда и тормозить приходится...
Что из этого получиться может плохого, можно
посмотреть на моем сайте. Особенно там, где написано про
экстренное торможение.