kyl
Новичок
Карма +0/-0
Offline
Сообщений: 5
|
|
« Ответ #35 : 27 Июня 2005, 11:46:03 » |
|
Итак, двигатель УЗАМ (Уфимский Завод Авиационных (?) Моторов), стоящий на Москвичах. Ведет свою историю от моторов БМВ, является дальнейшим развитием мотора Москвича-412, имея много общих с ним деталей, что, кстати, частенько облегчает ремонт в провинции. Это двигатель с "мокрыми" гильзами, т.е. гильзы снаружи омываются непосредственно охлаждающей жидкостью (в природе существуют и "сухие" гильзы). Гильзованность сильно облегчает процедуру ремонта, вызванного износом поршневой группы, т.к. позволяет просто заменить пришедшие в негодность детали, не трогая тех цилиндров, где все нормально (это когда неприятность случается только в одном цилиндре), и не требует производства механической обработки (расточка и хонингование моторов ВАЗ), кроме возможной проточки шеек коленвала. Изначально на Москвич ставился двигатель УЗАМ331.10, который являлся почти точной копией двигателя 412, изменены были только те детали, которые не давали поставить родной 412-ый под капот М2141, ну и за компанию несколько изменили головку блока в угоду экономичности. Диаметр поршней так и оставался 82 мм, что при ходе поршня в 70 мм обеспечивало рабочий объем двигателя 1.478 литра, или, округленно, 1.5 литра. Моторчик был явно маловат для такой машины, что закрепило за Москвичем звание "дачной" машины, т.е большой и относительно вялой. В те времена машинка получалась несколько менее резвой, чем вариант с двигателем ВАЗ2106. Но время шло, УЗАМ не просто выпускал моторы, но и думал над их улучшением. На базе 331.10 был создан вариант с объемом 1.6 литра. Получался он из полуторного заменой коленвала (с ходом поршня 75 мм) и изменением формы поршней (необходимое условие использования более длинноходного вала). Этоот моторчик ставился на "Орбиты", насколько мне известно, на М2141 серийно не ставился. Под капотом же М2141 поселился следующий вариант - УЗАМ3317. Он стал младшим членом серии моторов, где был изменен уже блок цилиндров. Хотя изменение было опять вынужденным, и не являлось глобальным - новый диаметр поршня (85мм) потребовал, для сохранения исходной толщины стенок гильз, увеличения диаметров посадочных отверстий под гильзы (оговорим сразу, что позже выяснилось, что стенки были рассчитаны с запасом, что позволяет ставить в блоки от 331.10 новые гильзы с проточенными посадочными местами). Опять же уточним - двигатели 3317 существовали в двух вариантах, различаясь формой поршней и головками блока. Так называемый переходной вариант имел диаметр камеры сгорания 85 мм, т.е. равный диаметру поршня, более поздний вариант комплектовался "универсальной" головкой, которая имела диаметр камеры сгорания 82 мм и увеличенный диаметр одного из клапанов (диаметры на впуске и выпуске почти сравнялись). Этот факт является несколько печальным для владельцев переходных моторов 3317, т.к. при возникновении проблем с головкой (перегрев или разрушение), требующих ее замены, они вынуждены искать или строго аналогичную головку (достаточно редкий гость в магазине и на рынках), или менять также и поршневую группу. При проблемах же с поршнями автоматически возникали аналогичные вопросы, правда тут они были вызваны тем, что при замене поршней на поршня от более поздней модификации объем камеры сгорания получается больше, т.е. меньше степень сжатия. Следующим шагом был мотор 3318/3313. Отличие от 3317 - в коленвале, ход поршня у этих моторов равен 80 мм. При этом диаметр поршней остался без изменений - 85 мм, головка использовалась только "универсальная". Двигатель 3318 в природе почти не встречается, двигатель 3313 значительно более массовая модель. Изначально машины с такими движками шли в такси. Главное отличие от других двигателей УЗАМ этого семейства - в том, что 3313 рассчитан на использование бензина А-76, хотя он без особых последствий питается и 92-ым, не предъявляя при этом требований к высокому качеству топлива. Большинство двигателей уже на заводе комплектовалось МикроПроцессорной Системой Зажигания (МПСЗ), которая, увы, в заводских условиях установки и учитывая "плавающие" от экземпляра к экземпляру характеристики двигателя, а также то, что при отказе на дороге большинство водителей ничего с системой сделать не могли, показала себя не с лучшей стороны. Хотя, при условии правильной настройки машинка получалась очень даже неплохой. И последний серийно выпускаемый двигатель этой серии - УЗАМ 3320. Ход поршня - как у 3313, т.е. 80 мм, а увеличение объема было достигнуто очередным изменением диаметра поршня, он стал 88 мм. Правда тут конструктора натолкнулись на ограничения, вызванные маленьким межцентровым расстоянием у цилиндров, поэтому гильзы пришлось делать тонкостенными, т.е. в блок от 331.10 они уже не встанут. Этот мотор серийно на М2141 не ставился, но комплекты для переделки до него двигателей 3317 и 3313 в магазине есть почти всегда. Также возможны варианты с коленвалом, обеспечивающим ход поршня 85 мм (именно так кстати делаются спортивные двигатели 2.0 литра), но такой вариант заводом не выпускается, т.е. коленвал придется заказывать ан стороне. С ним предельно возможный объем - 2.1 литра, по слухам, вариант реализован, но про его надежность лично мне ничего не известно. Теперь о мелочах. Начиная с 1993 года исчезли металлические прокладки под гильзами двигателей 331.10, начиная примерно с 1995 года выпускается несколько другая прокладка головки блока, отличающаяся количеством, формой и расположением отверстий для охлаждающей жидкости. На 3317, 3313, 3318 используются одинаковые прокладки. Все модели имеют полностью одинаковые шатуны. "Универсальная" головка подходит на все модели (за исключением переходных 3317).
|