В далеком 1990 году в журнале «За рулем» мой батя показал мне фото перспективной машины Ижмаша с кузовом универсал с непривычным для глаза симпатичным горбиком на крыше. В последствии через 24 года эта перспективная модель воплотилась в серийный автомобиль ИЖ 21261-030 «Фабула». Батя мечтал иметь такую машину ровно 24 года и журналы «ЗР» за 2003 год с отчетами об эксплуатации предсерийных Фабул зачитывал до дыр. Особенно его срубила фотография Фабулы 4х4 темно-зеленого цвета на литье 14 размера и в обвесе. В 2004 году в апреле его мечта осуществилась. Мы с мамой в тихую от него решили сделать бате подарок: купить ему его мечту. 24 апреля 2004 года к дому я пригнал из салона его мечту красавицу темно-зеленого цвета с номером кузова 1098. Я этот день запомнил на всю оставшуюся жизнь: сияющие безумной радостью батины глаза и в то же время в них стоят слезы, его эмоции, как он ходил вокруг нее поглаживал, первый раз сел за руль и тронулся с места, а потом взахлеб после первой поездки рассказывал мне , что это лучший автомобиль в мире и его шестерка с ней рядом не стояла (на тот момент у него в эксплуатации был шестерка 1991 года выпуска (родители успели тогда купить новую шестерк в ноябре 1991 года до отпуска цен в 1992)!!!! Тогда бате было 68 лет. Окрестили ее Фаней.
С 28.04.2004 Фаня пробежала 58 000 км. Эксплуатировалась круглогодично, в год набегала в среднем по 15 000 км. С сентября 2007 по сентябрь 2008 года стояла в гараже. С сентября 2008 по сегодняшний день пробежала еще 13 000 км.
По гарантии были заменены:
1) реле-регулятор на 4 тысяче пробега;
2) вторичный вал Омской КПП на 3 тысяче пробега - лопнул хвостовик вторичного вала на котором сидит резиновая муфта сочленения карданного вала;
3) заменен уплотнитель пятой двери (все равно пришлось его заливать герметиком - лужа после хорошего дождя или мойки стояла в багажнике)
4) замена тросика привода дроссельной заслонки – порвался в месте крепления к педали проушины крепления были сдавлены и его закусывало и перетирало в этом месте
5) устранена течь масла в КПП через винты–заглушки штоков переключения передач
После первых трех тысяч заменили охлаждающую жидкость с полной промывкой системы охлаждения. В салоне в расширительном бачке ОЖ была синей. а потом превратилась в светло-коричневую жижу. В КПП и мосту замена масла на синтетику 75W90.
В промежутке между 30 000 и 32 000 км потек главный цилиндр сцепления. Замена на оригинальный ничего не дала, потек примерно через 1 000 км. В магазине посоветовали взять от 412 Москвича белорусского производства по моему фирма «Фенокс» и к нему преходник. Поставили и забыли про него. Замена штатного пластмассового крана отопителя на металлокерамику.
Родные гофры от воздушного фильтра к черепахе заменили на гофры от Соболя, ходят дольше и надежнее, чем родные.
На 48 тысяче был куплен ремкомлект рулевой рейки и новые рулевые наконечники. Донимал стук в ней, регулировки ничего не давали. После переборки все в стало в норме. Заменили промежуточный и основной глушитель, заводские просто сгнили. Замена диска сцепления и передних тормозных колодок. Замена штатного топливного насоса на пекаровский.
.Вот пожалуй и все косяки, которые произошли за 58 000 км пробега
ТО выполняется регулярно через каждые 10 000км с заменой всех расходников, в городе расход 10л на сотню на трассе около 6,5-7л при 90 км в час, угар масла в пределах допустимого. На 58 тысяче замена летней резины на новую.
Плюсы «Фабулы»
1) Широкий салон (классика и весь передний привод ВАЗа нервно курят в сторонке и отдыхают)
2) Автобусная удобная посадка
3) Разрезные спинки задних сидений
4) Грузоподемность и вместительный грузовой отсек
5) Достаточно высокий клиренс и проходимость
6) Рулевое реечное управление сравнимое с передним приводом ВАЗа
7) Эластичная омская КПП

Самый лучший отопитель, в салоне зимой – Ташкент! Сбалансированная система охлаждения и вентиляции салона, тепла хватает и пассажирам, и двигателю при минус 25 даже на трассе, радиатор никогда зимой не закрываем и не утепляем, задние стекла не затягивает в усмерть, через минут двадцать все стекла чистые после выхода двигателя на рабочую температуру
9) Жесткая подвеска (плюс и минус одновременно)
10) Отличный обзор через заднее стекло
11) Умеренный расход топлива
12) Возможность ремонта вне сервиса в гараже
13) Не плохая стойкость к коррозии
14) Машина не безликая. в ней есть свой шарм, ни с кем не перепутаешь , в потоке ловишь взгляды и на стоянке подходят и спрашивают, что это за автомобиль.
Минусы
1) Очень шумная машина, шумоизоляция и выброизоляция почти на нуле, но решаемая задача наличие на сегодняшний день шупоизолирующих и виброизолирующих материалов выше всяких похвал
2) 1-я. 2 –я передача голосистые
3) Редуктор подвывает, но можно с ним справиться.
4) Течь через уплотнитель стела пятой двери и задние фонари, решить можно
5) Тугие стеклоподъемники передних дверей, но тоже решаема проблема
6) Нерегулируемые подголовники передних сидений, подголовник правого мешает обзору справа при повороте налево, есть мертвая зона.
7) Пластик и обивки салона - без комментариев

Неразрезная подушка заднего сидения в отличии от его спинок
9) Кран отопителя находится в моторном отсеке, но то же решаемо.
10) Передние дворники и задний - варианты решений широко предложены в журналах и здесь на форуме
11) Малый угол открытия задних дверей
12) Дубовые тормоза
В общем, плюсов, то больше, чем минусов. Начинал кататься я на ВАЗ 2101 1977 года выпуска после службы в армии в 1988 году., а с 98 года по сегодняшний день в основном эксплуатировал различные Тойоты: универсалы Спринтер Кариб в 95 кузове 88г.в. и в 117 кузове 98г.в. (оба зажигалки полнолапые), универсал Короллу (дизель полнолапый), микрик Таун Эйс 94 г.в. (турбодизель полнолапый), джип Сурф 2003 г.в.(европейский аналог Тойота 4 Ранер ) тоже турбодизель полнолапый. Да вот пришлось его продать и пересесть ненадолго на Шниву 2007 г.в., так как нужно было расширить жилплощадь, а ипотеку брать не хотелось. Фабула перешла по наследству мне, т.к. батя ушел из жизни в 2008 году.
В общем, мне есть с чем сравнивать. Автомобиль в целом неплохой и достойный, есть в нем своя изюменка. При хорошем уходе прослужит долго и верно. Меня он полностью устраивает. Как говорил батя: «Народно - хозяйственные задачи выполняет, значит автомобиль отличный, а Тойота – хорошо, но мне на ней не интересно, все как то пресно спокойно и прогнозируемо и ощущение что, чего то не хватает». Так что с Фаней я не расстанусь, не взирая на все ее минусы. Использую ее и в городе и за городом для поездок на природу отдохнуть и на дачу.
Жаль, что завод угробили, гнобили его что при коммунистах, что при демократах. Ведь могли довести все семейство ИЖей до ума да и задумок у заводчан много было. Вон в салонах очередь на ТАЗы 2105 и 2107, а Ижмаш выплыл на Одах в 2001-2004 годах, да и сейчас бы выбрался.