Выгодное дело
Киностудии подали в суд на пользователей торрентов
The Hollywood Reporter 30 марта опубликовал эксклюзив: организация US Copyright Group, представляющая интересы независимых кинопродюсеров, обвинила в нарушении авторских прав сразу 20 тысяч американских пользователей файлообменников. Те, по утверждению US Copyright Group, незаконно распространяли в торрентах целых пять фильмов.
Речь идет о следующих лентах: "Steam Experiment", "Uncross the Stars", "Gray Man", "Call of the Wild 3D" и "Far Cry". Все это низкобюджетные фильмы. Самые известные из них - "Call of the Wild" (фильм Ричарда Габаи по мотивам "Зова предков" Джека Лондона) и "Far Cry" режиссера Уве Болла, снятый по одноименной компьютерной игре. В российском прокате он называется "Фар Край".
В Сеть, к сожалению, не попали тексты всех пяти исковых заявлений - по каждой из лент. Но иск обладателей прав на бессмертное творение Уве Болла просочился в THR. Истцы требуют устранить нарушения, допущенные каждым из ответчиков. В частности, отовсюду убрать незаконные копии скачанных фильмов и, конечно, покрыть судебные издержки истца. Естественно, продюсеры не возражают и против выплаты компенсации - но это уже как решит суд.
В US Copyright Group обещают в случае удачного завершения 20 тысяч разбирательств направить в суды иски, касающиеся других пяти фильмов, против еще 30 тысяч пользователей.
Возникает сразу два вопроса. Во-первых, к искам прилагаются имена пользователей. Как они получены? Как доказать, что именно эти люди скачивали и распространяли пиратские фильмы?
В материале The Hollywood Reporter указывается, что US Copyright Group для идентификации пиратов воспользуется немецкой технологией, разработанной компанией GuardaLey IT. Эта технология позволяет отслеживать потоки данных и фиксирует IP-адреса участников файлообмена. Отмечается, что в Германии такая система помогла отсудить сумму, эквивалентную 800 тысячам долларов, а теперь ее решили опробовать в Штатах.
Однако пока еще в судебной практике ни одной страны мира не выработалась традиция определения имени по IP-адресу. Кроме того, как пишет издание, крупные провайдеры отказались предоставить личные данные абонентов пламенным борцам с пиратством. Таким образом, доказательная сила у длинных списков имен нарушителей в суде будет невелика. Это подводит нас к другому вопросу.
Практически ни одна организация не способна параллельно вести десятки тысяч тяжб без того, чтобы не разориться и не проиграть. Как же US Copyright Group собирается выжить в такой масштабной баталии с нарушителями своих прав?
Ответ на оба вопроса прост. US Copyright Group не собирается судиться. У группы есть отработанная методика выбивания денег из пиратов. Она описана на официальном сайте, который символично называется SaveCinema.org ("Спаси кино").
Конечным результатом этой методики является массовая рассылка ответчикам писем с требованием прекратить распространение контрафактных копий фильмов и возместить ущерб во внесудебном порядке.
Практика показывает, что многие граждане, усомнившись в своей способности противостоять объединенному студийному фронту, рады заплатить требуемую сумму, хотя в офлайне никогда бы не пошли в кинотеатр на того же Уве Болла, известного провальным экранизациями всего, к чему он прикоснется.
В US Copyright Group свой метод называют "монетизацией альтернативных каналов распространения". Между тем идея внесудебного заработка на любителях файлообмена не нова.
Еще в 2008 году подобным же образом немецкая компания DigiProtect, работающая под лозунгом "превращать пиратство в прибыль", собирала с британцев плату за просмотр пиратских порнофильмов. Из-за несовершенства технологии мониторинга в число адресатов, с которых компания требовала деньги, попали пользователи, впервые услышавшие слово "файлообменник", и даже пожилые люди.
Впрочем, представив себя в роли ответчика в деле о незаконном распространении ленты с названием вроде "Анальный щекотунчик 4", многие сочли требуемые 500 фунтов стерлингов сравнительно небольшой суммой.
Сейчас, полтора года спустя, кинопродюсеры пытаются опробовать порномонетизацию на фильмах, которые отказались смотреть все, кроме пиратов. Надо думать, если у них получится задуманное, через пару лет доберутся и до блокбастеров.
http://lenta.ru/articles/2010/04/03/torrents/