У российских водителей появитсябольше прав «Аргументы и факты»
МВД предложило ввести ряд новых категорий прав и запретить иностранцам работать без российских водительских удостоверений
Желающих получить права в России ждет давно ожидаемая неожиданность: МВД подготовило ряд поправок к Закону «О безопасности дорожного движения». С ними можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. В частности, отдельные права появятся для машин с автоматической коробкой передач. Самоподготовка в вождении транспортного средства отменяется: к экзамену в ГИБДД допустят только тех, кто прошел обучение в автошколе. Неприятный сюрприз ждет любителей погонять на мопедах: даже для 49-кубовых «табуреток» появится отдельная категория «М».
«Автобус» и «микроавтобус» — это две большие разницы
Сегодня в России выдают права по девяти категориям. «А» — для мотоциклов, «В» — для легковых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов, а количество сидячих мест, за исключением водительского, не больше восьми. Обладатели прав категории «С» могут водить грузовики — машины, максимальная масса которых больше трех с половиной тонн. Права категории «D» выдаются водителям автобусов, в которых более восьми мест. Также есть категории «ВЕ», «СЕ» и «DE». Буква «Е» обозначает, что водитель соответствующей категории прошел обучение и может управлять машиной с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг. Есть еще категории «Tm» и «Tb» — трамвай и троллейбус.
По мнению авторов поправок, действующая система категорий устарела, сообщает «Российская газета». При нынешнем уровне развития автомобильной техники понятия «грузовик» и «автобус» теперь весьма растяжимы. То есть водитель с правами категории «D» может водить и «бычок», и тяжелый магистральный грузовик, оснащенный бортовым компьютером. А эти явления, так сказать, разного порядка.
Та же история с автобусами, чей «калибр» варьируется от «Газели» до двухэтажных громадин, обслуживающих международные рейсы, и с мотоциклами, которые порой и на мотоциклы-то не слишком похожи.
Именно поэтому существующие категории прав решили разделить на подкатегории. Будущему водителю микроавтобуса ни к чему вникать в тонкости управления большим автобусом, тратя время на получение необходимого навыка вождения.
Итак. В категории «А» появится подкатегория «А1». Она включает в себя легкие мотоциклы, рабочий объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров, а мощность — 11 киловатт (около 15 л. с.). Из категории «С» выделяется подкатегория «С1» — разрешенная максимальная масса не более 7500 кг. «D1» — автобус, оборудованный не более чем 16 сидячими местами. «С1Е» — автомобили категории С1 с прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса не более 12 тонн. «D1Е» — автомобили категории «D1» с прицепом, не предназначенным для перевозки людей. Все остальные требования к прицепу такие же, как в предыдущей категории.
Кроме того, появится совершенно новая категория «М» — специально для водителей мопедов и скутеров. Придется сдавать экзамен на знание правил дорожного движения; как обстоят дела с практической частью, пока неясно. При этом любая из других открытых категорий даст право на управление мопедами.
Кто чем сможет рулить Получить права на управление мопедом или легким мотоциклом можно будет с 16 лет. Открыть категории «А», «В», «С1» и «С» — с 18 лет. А вот водителем автобуса можно будет стать только тем, кому исполнился 21 год.
По категориям объем требований для получения прав выглядит так: Категория «А» — не моложе 16 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта;
Категория «В» — не моложе 18 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта; нередко права этой категории получают водители маршрутных такси
Категория «С» — не моложе 18 лет, наличие медсправки, навыки вождения данного транспорта, обязательна предварительная подготовка в автошколе
Категория «D» — не моложе 20 лет, наличие медсправки, опыт вождения, предварительная подготовка в автошколе; на эту категорию должны сдать водители пассажирского транспорта
Категория «Е» — не моложе 20 лет, наличие медсправки, стаж управления транспортным средством не менее 12 месяцев категории B, С или D
Категория М (точные параметры пока не определены) — отсутствие противопоказаний по здоровью, навыки вождения, знание ПДД
Полная категория покрывает подкатегорию. То есть тому, у кого есть категория «С», не придется пересдавать, чтобы сесть за руль грузовика категории «С1».
При этом поправки к закону о правах не предусматривают введение подкатегорий для самой массовой категории – «В». Сегодня она разрешает управлять всеми легковыми автомобилями. До сих пор получение прав этой категории предусматривало сдачу экзамена по вождению на машине с механической коробкой. Между тем «автомат» набирает все большую популярность. Поправки в закон дадут им возможность сдавать экзамен на машине с «автоматом». Правда, и водить они смогут только «автомат». Для того, чтобы пересесть на «механику», потребуется переподготовка.
Что касается иностранных водителей (в том числе приехавших в Россию из ближнего зарубежья), то им для работы на территории РФ придется получить права российского образца.
Если введение подкатегорий будет одобрено законодателями, то программы обучения значительно упростятся. Для тех, кому не требуется получение полных категорий, обучение станет и проще и дешевле.
Предложенные МВД поправки не допускают сдачу экзамена на вождение трамвая и троллейбуса экстерном. Придется записываться в автошколу, а, пройдя обучение, сдавать на права организованно. В ГИБДД считают, что таким образом удастся повысить качество подготовки водителей и нанести удар по торговле правами.
И вот он – талон, «Талон №2»
Также в планах ГИБДД — возвращение к балльной системе подсчета нарушений ПДД, которая работала в СССР. Тогда наряду с водительским удостоверением выдавали «Талон №1», который означал, что у водителя не было ни одного штрафа. Если он нарушал правила поведения на дороге, то вместо «Талона №1» выдавали «Талон №2».
За четыре нарушения лишали прав, даже если нарушения были незначительными. В 1970-х годах на смену пришла «дырчатая» система, когда за нарушение ПДД в правах делали отметку компостером.
Впрочем, эксперты полагают, что в современных условиях такая система работать не будет: стремление избежать «прокола» даже за мелкое нарушение приведет к колоссальному росту коррупции.
Источник:
http://news.mail.ru/society/3386061