А чего про "классическую" эволюцию рассказывать? Всё банально просто: имелось всего два варианта диаметра цилиндров (76 и 79 мм) и два варианта коленчатых валов (с ходом кривошипа 66мм и 80мм). На этой основе создали 4 варианта двигателя: 76х66=2101 (1198см3), 79х66=21011 (он же 2105 только с ремнём привода ГРМ; 1294см3), 76х80=2103 (1452см3) и 79х80=2106 (1569см3). На это дело накладывается два варианта степени сжатия, зависящей от головки цилиндров: до 1978г. была степень сжатия 8,8 с конца 1978г. пошла универсальная головка блока цилиндров с маркировкой 21011 и степенью сжатия 8,5 (по ходу дела отмечу, что у всех двигателей "классики" степень сжатия одна и таже, т.к. компенсация увеличения степени сжатия у длинноходных двигателей 2103 и 2106 сделана с помощью увеличения высоты блока цилиндров и поршень в ВМТ не доходит до выхода из блока 2мм, а у 2101 и 21011 - вровень; компенсация по диаметру цилиндра (т.е. 76 и 79 мм) выполнена за счёт проточки днища поршня 21011/06 79мм или выполнения выемок под клапана в поршне двигателя 2105.
Отсюда и разнящиеся данные по мощности двигателей + принятый новый ГОСТ в 1981 году (ГОСТ 14846-81 нетто), которые запутали ситуацию в конец + к этому ещё постарался Авто-ВАЗ в 1997 году, который пересчитал все свои "лошадки" с учётом использования вместо Аи-93 нынешнего Аи-92... Потом ещё есть разноголосица при установке электровентилятора системы охлаждения и без оного, т.е. на помпе охлаждения! Не хило
Да? Ну, попробуем разобраться в этой хренотене, итак:
1. До 1981 года и степени сжатия 8,8
- двигатель ВАЗ-2101 = 62л.с. при 5600 об/мин, макс.крутящий момент кГм при 3400 об/мин = 8,9.
- двигатель ВАЗ-21011 = 69л.с..... 9,6кГм.
- двигатель ВАЗ-2103 = 77л.с...... 10,8кГм (по некоторым источникам при 3500 об/мин.)
- двигатель ВАЗ-2106 = 80л.с. (при 5400 об/мин)....12,1кГм (при 3000 об/мин).
2. После 1981 года и степени сжатия 8,5
- двигатель ВАЗ-2101 = 58,8л.с. при 5600 об/мин, макс.крутящий момент кГм при 3400 об/мин = 8,7.
- двигатель ВАЗ-21011 = 63,7л.с..... 9,4кГм.
- двигатель ВАЗ-2105 = 64,8л.с......9,4кГм.
- двигатель ВАЗ-2103 = 70,2л.с...... 10,6кГм.
- двигатель ВАЗ-2106 = 74,5л.с. (при 5400 об/мин)....11,8кГм (при 3000 об/мин).
После перехода с Аи-93 на Аи-92 все "классики" в зависимости от типа привода вентилятора системы охлаждения потеряли от 0,1 до 0,5 л.с., также потеряли максимального крутящего момента от 0,2 до 0,4 кГм.
Последний классический (с натягом так сказать) двигатель - это двигатель ВАЗ-21213 (82х80=1,69л) и его длинноходовой собрат ВАЗ-2130 (82х85=1,78л). По данным 1999 года:
- степень сжатия 21213 - 9,3 ; 2130 - 9,4
- максимальная мощность при 5200 об/мин ВАЗ-21213 - 78,9л.с., ВАЗ-2130 - 82,3л.с.
- максимальный крутящий момент кГм при 3200 об/мин ВАЗ-21213 - 12,9 ; ВАЗ-2130 - 14,2.
По непонятным причинам все данные двигателей в описании ВАЗ-21213,21214,21217,2129,2130,2131 издательства "Третий Рим" сильно занижены, например известный нам дв. ВАЗ-2106 (вариант ВАЗ-21217 Нива) имеет 73 л.с. и максимальный момент 11,4 гКм. Может Нивы имеют самые слабые конвейерные движки?
З.Ы. 1 л.с. - это сила которую развивает лошадь длиной 1 метр и весом 1 кг.