Ещё один вариант доработки системы охлаждения
К этой модернизации меня подвёл случай.
Вентилятор системы охлаждения, у меня включался, по-моему, поздновато. Не скажу, что это меня сильно беспокоило – нет, скорее немного напрягало. Понимал, что запаса по температуре нет. Вот случай и представился. Ситуация тривиальная, на дороге авария и как следствие – пробка. Температура растёт. Уже должен включиться вентилятор, но по чему-то не включается. Ну, вот, сейчас… ещё немного… конец предсказуем – пар из под капота.
После этого случая (хотя причина была в отказе реле вентилятора), поставил датчик включения вентилятора «похолоднее» 87°-82° (был 92° – 87°), чтобы был «запас».
Всё хорошо! По указателю температуры – от «чуть меньше 90°», до 90° Двигатель не перегревается, но и вентилятор стал включаться заметно чаще. Задумался, как продлить ресурс вентилятора при таком тепловом режиме двигателя?
В Интернете у «волгарей» нашел статью о мягком старте ветродуя (
http://www.gazclub.ru/faq/?mess_id=392), и решил её немного развить. Почему бы не дать вентилятору ещё один режим работы – малооборотистый. Подкупает простота конструкции и доступность исполнения.
Был приобретён металлический патрубок для дополнительного датчика включения вентилятора «ГАЗ», два больших хомута, вариатор 1402.3729, датчик типа ТМ108 (87°-82°), реле типа 90.3747. Провода и клеммы нашлись в гараже.
На Рис.1 черным цветом обозначена штатная проводка, дополнительные элементы обозначены красным цветом. Р – реле вентилятора, Д – датчик включения вентилятора (92°–87°) установленный на радиаторе, М – электромотор вентилятора, Рдоп – дополнительное реле, Ддоп – дополнительный датчик включения вентилятора (87°–82°) установленный в металлическом патрубке, Вар – вариатор.
Монтаж занял часа два – прокладка проводов, установка вариатора на кожух вентилятора, обжим клемм. Дополнительное реле разместилось на шпильке штатного, дополнительный датчик включения вентилятора установленный в металлический патрубок «Волги» врезан в верхний патрубок радиатора. Перед установкой вариатора, в кожухе вентилятора просверлил отверстие Ø10 мм, для вентиляции вариатора.
Положительных эмоций – масса! Теперь после открытия термостата (примерно через минуту) тихонько включается вентилятор, и температура держится около 90° без раскачек. Нет броска напряжения в бортсети автомобиля. Замерил ток – в штатном режиме 9,5 А, в дополнительном 4,4 А.
Эксплуатация показала, что вентилятор включается (при неработающей печке), как только скорость автомобиля падает до 15–20 км/ч и работает почти бесшумно, штатный указатель температуры всё время показывает 90° – не больше и не меньше.
Так же были выявлены и недостатки. На моём экземпляре 2126 штатная схема вентилятора охлаждения радиатора, подключена к бортсети минуя замок зажигания, а т.к. дополнительная схема была подключена к основной, то после остановки двигателя вентилятор продолжал вращаться довольно длительное время, потребляя ток аккумулятора.
Для устранения этого недостатка в схему был введён дополнительный переключатель режимов работы электромотора вентилятора. В «железяке» нашел трёхпозиционный выключатель отопителя ПАЗ Валдай (82.3709-04.09), который замечательно встал вместо заглушки в приборную панель, рядом с ЦПС. На Рис.2 синим цветом, обозначены элементы доработки. Теперь независимо от положения ключа зажигания, когда выключатель находится в позиции «I» - клавиша вверх, электромотор вентилятора работает в штатном режиме, в позиции «II» - клавиша в среднем положении, система работает в доп. режиме, в позиции «III» - клавиша вниз, принудительное включение электромотора вентилятора на 100% мощности. Можно придумать и другой алгоритм работы переключателя, плюс в «выключателе отопителя ПАЗ Валдай» есть ещё одна секция, которая осталась не задействованной.
Другой недостаток дополнительного режима работы вентилятора создаваемая им высокая температура воздуха под капотом и следствие этого тяжелые условия для работы бензонасоса.
Для исправления этого недостатка (по моему мнению) необходимо смонтировать обратную магистраль циркуляции топлива в бак и возможно изготовить теплоизоляцию корпуса бензонасоса.
Следующий этап модернизации – установка в клавишу переключателя двухцветного светодиода для индикации включенного режима.