Немного про УМПО, в которое (по слухам) обратно вливают УЗАМ:ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) выиграло тендер и заключило контракт на поставку правительству Индии 180 реактивных двигателей. Сумма контракта превысила $200 млн. Двигатели будут устанавливаться на легкие истребители Tejas проекта LCA, созданные индийскими конструкторами.
Работы над программой создания легкого ударного истребителя Light Combat Aircraft (LCA) Индия начала еще в 1983 году. Он потребовался для замены устаревших советских истребителей МиГ-21 и МиГ-23 и британских Jaguar. Проект был разработан индийской корпорацией HAL в 1990 году. Однако у индийских специалистов возникли проблемы с производством двигателя для истребителя, из-за чего было решено купить его за рубежом. Для первых двух экспериментальных самолетов Индия закупила за $152 млн 11 двигателей в США у компании GE Aircraft Engines. В январе 2001 года первый опытный истребитель проекта LCA поднялся в небо. Однако к тому моменту Вашингтон ввел в отношении Дели санкции в связи с развитием индийской ядерной программы.
Отсутствие двигателя сильно затормозило реализацию программы LCA и вчетверо увеличило ее стоимость. Если в 1985 году стоимость одного истребителя оценивалась в $2,3 млн, то к настоящему моменту она выросла до $18,4-19,6 млн. Кроме того, задержка появления в индийских ВВС легкого истребителя потребовала провести модернизацию устаревших МиГ-21, на что Индия уже истратила около $500 млн.
С технологической российской помощью был разработан индийский двигатель GTX-35VS Kaveri, который прошел испытания в России. Однако быстро освоить его серийное производство индийская компания GTRE не смогла. Поэтому для оснащения первой серийной партии истребителей Tejas решено было провести международный тендер. Наиболее приемлемым Индия посчитала предложение Уфимского моторостроительного объединения: средняя цена одного двигателя составит порядка $1,1 млн. Кроме того, УМПО уже поставляет двигатели для тяжелых истребителей Су-30МКИ, которые поставляет в Индию корпорация "Иркут". УМПО имеет при HAL свое представительство и сервисный центр. Видимо, УМПО обязалось проводить обслуживание двигателей для Tejas в том же сервисном центре.
Как рассказал корреспонденту "Ъ" представитель УМПО, поставки по контракту с Индией должны начаться в 2005 году. "Получение нового заказа на поставку 180 двигателей усилит позиции УМПО на рынке. Не исключено, что эти поставки станут лишь началом совместных планов,? заявил источник в УМПО. ? В дальнейшем не исключено производство уфимских двигателей на индийских предприятиях по российской лицензии".
По планам индийских ВВС, первая эскадрилья истребителей Tejas должна вступить в строй к концу 2005 года. Всего же к 2010 году ВВС Индии намерены приобрести у HAL около 500 Tejas. Пока не определено, какое количество из них будет оснащено двигателями производства УМПО, а какое ? двигателями индийского производства Kaveri.
Источник: газета "Коммерсантъ-Казань"
(Цитировано по
http://www.aviaport.ru/news/AviaContracts/76390.html)