Щукарь ТС
Отец пчел
Главный модератор
Карма +1394/-43
Offline
Пол:
Сообщений: 10952
Саратов и область ВАЗ-2131 2018, "Золотая пчелка"
|
|
« : 10 Января 2009, 20:45:09 » |
|
Жизнь священников по большей части от нас закрыта. Мнения в обществе бытуют разные. Какие они? Чем живут? Веруют ли сами в совершаемые действия. Вот заметка от знакомого батюшки, из его ЖЖ. С его согласия понятно.
"Сегодня в больнице ко мне приходит жена одного больного при смерти. В слезах просит покрестить его. Больной инсультный, 66 лет. Говорит: «Сегодня глаза открыл, слышит нас, понимает». К вере явного интереса и стремления не проявлял, хотя против особенно тоже не возражал. Уверяла, что на вопросы он может отвечать глазами, что он теперь согласен покреститься. У меня сразу возникло скептическое предчувствие… Я предупредил, что, вообще-то, крестить такого поздно, жизнь вся прожита; окроплю больного только ради ее переживаний за него, а будет ли крещеным ее муж, так сказать, реально перед Богом, я сомневаюсь. Но тяжело таким отказывать, согласитесь! Тем более, жена говорит: «Ну ведь младенцев же мы крестим! А они ведь тоже ничего не понимают».
На месте увидел, что взгляд больного, под капельницей и в проводах в носу и во рту, довольно туманен и несмыслен. Он не смог бы ответить мне «отрекаешься ли от сатаны» и «веруешь ли Христу». Ну что тут делать?.. Прочитал из чина крещения молитвы, запрещающие действие дьявола, и дунул на него (чтоб хоть душа отходящего не очень терзалась бесами, хотя как там на самом деле будет – кто может знать?). Родственники молились вместе со мной. Затем прочел молитву из «чина крещения вкратце». Покропил больного во имя Отца, Сына и Св. Духа. Надел на него нательный крестик и на этом закончил. Святого мира у меня с собой не было.
Родственники облегченно: «Ну хоть теперь мы его отпеть можем»!
Контингент людей, попадающих в больницы и обращающихся в связи с этим к священнику, самый разный. Есть, разумеется, грамотные и начитанные в православном отношении, регулярные прихожане храмов ( с ними, естественно, никаких проблем нет), как есть и крещеные просто по традиции и о Церкви вспоминающие только тогда, когда прижмут обстоятельства и когда их телесная и возрастная немощь заставляет так или иначе задумываться о близком конце своей жизни. Чаще всего это – пожилые женщины. А есть и еще одна группа людей – это родственники больных, проявляющие собственную инициативу при вызове священника. Иной раз они могут быть более религиозно «продвинутыми», чем их родители, о которых они просят, тогда как сами больные толком и не представляют, в чем вообще смысл прихода к ним батюшки, допустим, ради их причащения. Просто уговаривают своих родных, и те вроде соглашаются. В общем, знают, что священник к больным приходит и что-то там делает. Слышали про причастие и просят причастить. Спрашиваешь их: а знают ли они, ЧТО это такое и в чем смысл причащения? Ведь это не таблетка, не медицинское лекарство… И оказывается, что часто вовсе не знают. Как катехизировать таких больных? Зачастую они уже и не вмещают ничего из истин веры, а некоторые и исповедоваться не могут, поскольку грехи свои не осмысливали. Реакция у них заторможенная, молиться сами не молятся: в лучшем случае, «Отче наш» знают.
Фактически, родные таких больных хотят реально что-то сделать и как-то помочь своим с точки зрения вечности. Ждут молитв Церкви о них. Это очень понятное и естественное желание! А что мы можем предложить этим больным в подобных случаях, кроме этого довольно механического причастия, по типу принятия таблетки? Негибкость наших богослужебных чинов и отсутствие разнообразия их чувствуется здесь с особой остротой. Ну почему нет до сих пор никаких служб об усопших, проживших вне церковного общения? Почему не молимся о некрещеных? (правда, есть некий канон мученику Уару, но почему Самому Богу не молиться так или иначе!?). Я нередко заменяю предполагаемое причащение, если вижу, что особого смысла в этом нет, или просто уже нет с собой Святых Даров, простым молебном о болящем, особенно когда есть еще вероятность, что больной некоторое время проживет. И предлагаю больному ознакомиться с Евангелием... А в некоторых случаях и канон на разлучение души от тела приходилось читать. Или же, предлагаю елеосвящение, которое провожу в русифицированном варианте. Некоторые части, особенно в каноне перед семью апостольскими и евангельскими чтениями, правда, с трудом или вовсе не поддаются русификации – я не знаю вообще, как их перевести и понять! Надо добраться до греческого Евхология и разобраться, – знает ли кто ссылку в сети?… Зато отрывки из Свящ. Писания читаю громко, просто по-русски, для родственников. Как правило, в палате с больным лежат еще люди – слышат или слушают... Слава Богу, никто никогда не возражал!
Отец Роман (roman_ip) в подобных случаях, несомненно, подтвердил бы, что все эти явления – последствия практического воплощения в церковной жизни «догмата о вечных адских муках» и запугивания им. Трудно с ним не согласиться! Люди думают: во что бы то ни стало надо покрестить больного, причастить его, отпеть усопшего ( нужное подчеркнуть :), и вроде как долг выполнили… При этом проявляется удивительная языческая наивность: как будто Бог тут же меняет отношение к человеку только потому, что над ним совершится некое священнодействие (при этом вся прожитая жизнь его остается, разумеется, за скобками)… И упаси Боже, если малое дитя умрет некрещеным, или больной в преклонных годах без причастия!
И все это также следствия утери смысла церкви как общины, собрания верных, едиными устами и сердцем участвующих в таинствах. Общины редки сейчас – зато есть приходы с «расходами», совокупность которых образует некую пирамиду… Благочестие даже среди вполне церковных людей среди нас настолько «заиндивидуализировано», что таинства воспринимаются многими именно с целью «освятиться», «защититься» и даже «обожиться», но для себя, своего собственного комфорта с явно эгоистическим оттенком, в отрыве от других, приходящих в тот же храм, допустим. Не мудрено ли, что причащение больных в таком случае совсем уж не обязательно прививает их к Церкви как Телу Христову, где каждый член нуждается в других и поддерживается другими!? Да и многие ли из нас, живых и «воцерковленных», в этой Церкви реально находятся? Вот, покрестил сегодня фактически уже мертвеца… И почему-то вспомнилось, как раз из одного из евангельских чтений таинства Елеосвящения: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов…» "
Увы, увы. Нелицеприятные честные слова.
|