EVGENIJ ТС
Редкий гость
Карма +277/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 88
Белогорье Воронежская обл. ИЖ 2126 - 20
|
|
« : 11 Декабря 2008, 15:26:16 » |
|
КАТОДНАЯ ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ
Многим автолюбителям известно, что достаточно появиться небольшой царапине - и ржавчина начинает прямо-таки поглощать автомобиль. И бороться с ней весьма трудно. Какие только хитрости ни придумывают автомобилисты - различные покрытия, мастики, антикоры... Да вот беда: чтобы обработать с должным качеством все наиболее поражаемые места, приходится порой разбирать весь автомобиль. Такая операция занимает немало времени, да и требует постоянного контроля. Кроме того, в процессе эксплуатации происходит постепенное разрушение покрытий. Из-за вибраций при движении появляются микротрещины, под ударами камней или песка краска откалывается. Поэтому вполне понятно желание автомобилистов приобрести чудо-прибор: один раз потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины.
Метод катодной защиты от коррозии уже давно применяется на самых разнообразных объектах. Например на кораблях устанавливают специальные протекторы, которые, растворяясь в морской вода, обеспечивают защиту корпуса судна. Подземные трубопроводы перед укладкой обрабатывают антикоррозийными составами и обматывают специальной лентой. На определенном расстоянии от трубопровода закапывают анод (электрод) - металлическую болванку, к которой подключают "плюс" источника постоянного тока, а к самой трубе - "минус". Благодаря разности потенциалов между электродом и защищаемым металлом в цепи образующегося электролита (влага, соль и т.п.) проходит ток. На аноде происходит освобождение электронов - реакция окисления, и саморастворение катода прекращается [1, 2].
При катодной поляризации металлу нужно сообщить такой отрицательный потенциал, при котором его окисление становится термодинамически маловероятным.Для железа и его сплавов полная защита от коррозии достигается при потенциале 0,1...0,2 В. Дальнейший сдвиг потенциала мало влияет на степень защиты. Плотность защитного тока должна быть в пределах 10...30 мА/м2.
Кроме того, со временем на металле за счет концентрационной поляризации по кислороду наблюдается дополнительное смещение потенциала в отрицательную сторону, что позволяет периодически выключать устройство (при ремонте автомобиля, зарядке аккумулятора и т.п.)[3].
Устройство защиты от коррозии состоит из электронного блока и защитных электродов. На корпусе электронного блока размещают световую индикацию работы устройства.
Устройство позволяет поддерживать значение потенциала влажных участков поверхности кузова на уровне,необходимом для полной остановки и прекращения коррозийных процессов за счет разрушения защитных электродов.
В качестве защитных электродов (анодов) могут использоваться как разрушающиеся материалы (нержавеющая сталь, алюминий), требующие замены через 4...5 лет, так и неразрушающиеся. В качестве неразрушающихся электродов можно применять карбоксил, магнетит, графит или платину. Защитные электроды выполняются в виде прямоугольных либо круглых пластин площадью 4...9 см2.
korroz1.gif
На рисунке приведена схема простого антикоррозийного устройства, которое может успешно справляться с явлениями коррозии. Конечно, в простейшем виде устройство катодной защиты может состоять из защитных электродов и проводов, подключаемых непосредственно на "плюсовую" клемму аккумулятора. Однако здесь трудно контролировать возможное короткое замыкание электродов с кузовом автомобиля и его работу в целом. Для этого в устройстве в цепь делителя напряжения R1, R2, R3 включен светодиод VD1, который в рабочем режиме светится ровным светом, потребляя незначительный ток от аккумулятора (около 2 мА).
Если вдруг один из защитных электродов замыкается на кузов автомобиля, светодиод VD1 прекращает светиться. В этом случае необходимо найти-и устранить замыкание. При повышенной влажности кузова светодиод VD1 может в небольших пределах изменять свое свечение, что указывает на работу катодной защиты. Кроме того, данное устройство имеет высокую надежность, поскольку дает при коротком замыкании выхода с кузовом ток перегрузки не более 25...30мА.
При установке и монтаже устройства следует помнить, что:
- один защитный электрод защищает площадь с радиусом около 0,25...0,35 м; - защитные электроды устанавливаются только на места, защищенные лакокрасочным покрытием; - использовать можно только эпоксидный клей или шпатлевку на его основе; - наружную сторону защитных электродов (где нет пайки) нельзя покрывать мастикой, краской, клеем или другим электроизоляционным покрытием.
Электронный блок устанавливается в любом месте автомобиля и присоединяется к общей схеме электрооборудования автомобиля. При этом необходимо, чтобы электронный блок оставался включенным даже при отключенном общем электрооборудовании автомобиля.
В целом устройство потребляет не больше чем часы автомобиля и гарантирует длительную эффективную работу даже при сильно разряженном аккумуляторе.
Литература
1. Красноярский В.В., Зобов Е.В. Электрохимическая защита сооружений и оборудования от коррозии. -1981. 2. Люблинский Е.Я. Электрохимическая защита от коррозии. -1987. 3. Тершин В., Бондаренко А. Ток защищает от коррозии // За рулем.-1993.-N 12. -С.23.
П.БЕЛЯЦКИЙ, 633190, Новосибирская обл., г.Бердск-9, а/я 833.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
miks
Ветеран форума
Карма +890/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 5004
СПб Сосновка-Тореза- Политехническая, еще Манола и Колодкино
Я
ИЖ 2126 уже не со мной; Stepway был, Qashqai 2021
|
|
« Ответ #1 : 11 Декабря 2008, 15:35:05 » |
|
Очень интересно. А где первоисточник с картинками?
|
|
|
Записан
|
Отсутствие правил не освобождает вас от их неукоснительного выполнения!
|
|
|
Кузьмич
Ветеран форума
Карма +943/-6
Offline
Пол:
Сообщений: 3846
г. Барнаул Алтайский край Россия
Были 2126, 21261-030 сейчас Форд фьюжн.
Барнаул
|
|
« Ответ #2 : 11 Декабря 2008, 15:51:08 » |
|
Когда то вычитал о протекторной защите от коррозии. Суть в том, что используются цинковые пластины которые прикручиваются под крепежные болты под днищем кузов. Пробовал, эффект вроде есть, только постоянно нужно подтягивать болтовое соединение. Вот что нашел в поиске. ПРОТЕКТОРНАЯ ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ Из описанного ранее механизма коррозии следует, что если два металла поместить в раствор электролита (простую или подсоленную воду), то один из них, а именно более активный, начнет испускать электроны и присоединять к образовавшимся ионам гидроксильные группы (ОН) из раствора электролита, а другой, менее активный, будет принимать электроны, присоединяя их к своим ионам. В результате более активный металл - анод - будет окисляться, а менее активный металл - катод - восстанавливаться. Таким образом, анод будет защищать катод от коррозии. В обычных условиях анодом является корпус автомобиля, и именно он прежде всего страдает от коррозии. Для защиты корпуса автомобиля необходимо обеспечить его контакт с более активным металлом. На практике наибольшее применение для защиты корпуса автомобиля нашли цинк и сплавы магния. Металл, который используется в качестве анода для защиты, называется протектором, отсюда и название данного метода. Вот целая статья об электрохимической защите автомобиля. http://www.pss.ru/index.cfm?page=362
|
|
« Последнее редактирование: 11 Декабря 2008, 16:00:33 от Кузьмич »
|
Записан
|
С удовольствием откатал 200 ткм на ИЖ 2126-030 и ИЖ 21261-03 на форуме с 15 сентября 2005 года
|
|
|
alex9972
Ветеран форума
Карма +497/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 1117
Москва ЮАО Каширское шоссе Сабурово
ИЖ Фабула "Балтика" 2005г. БСЗ
МОсква ИЖ 21261-30
|
|
« Ответ #3 : 11 Декабря 2008, 15:52:40 » |
|
Вот под этими пластинами у вас машина быстрее всего и сгниет.
|
|
|
Записан
|
Не езди быстрее, чем летает твой ангел-хранитель.
|
|
|
Кузьмич
Ветеран форума
Карма +943/-6
Offline
Пол:
Сообщений: 3846
г. Барнаул Алтайский край Россия
Были 2126, 21261-030 сейчас Форд фьюжн.
Барнаул
|
|
« Ответ #4 : 11 Декабря 2008, 16:03:43 » |
|
Вот под этими пластинами у вас машина быстрее всего и сгниет.
Умозрительное и слишком категоричное утверждение. Вокруг этих пластин как раз и не гниет.
|
|
|
Записан
|
С удовольствием откатал 200 ткм на ИЖ 2126-030 и ИЖ 21261-03 на форуме с 15 сентября 2005 года
|
|
|
miks
Ветеран форума
Карма +890/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 5004
СПб Сосновка-Тореза- Политехническая, еще Манола и Колодкино
Я
ИЖ 2126 уже не со мной; Stepway был, Qashqai 2021
|
|
« Ответ #5 : 11 Декабря 2008, 16:16:45 » |
|
Был такой совет на форуме. К сожалению не помню от кого. "Рекомендую где нибудь достать свинца килограмма 3-4е растопить на газу и залить в банку желательно плоскую впаяв внутрь толстый ( с палец) провод и этот провод подключить к кузову а банку обернуть в полиэтилен и засунуть под заднее сиденье. Немного остановит вернее замедлит процесс коррозии!"
|
|
|
Записан
|
Отсутствие правил не освобождает вас от их неукоснительного выполнения!
|
|
|
EVGENIJ ТС
Редкий гость
Карма +277/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 88
Белогорье Воронежская обл. ИЖ 2126 - 20
|
|
« Ответ #6 : 11 Декабря 2008, 17:09:19 » |
|
СХЕМА очень проста: Берём 2 резистора МЛТ 0,5 номиналом 910 Ом и соединяем их параллельно. Включаем резисторы между "+" АБ и пластинами. Между точкой соединения резисторов и пластин на корпус включаем светодиод АЛ 307 и резистор номиналом 4,3 кОм.Светодиод и резистор соединяются последовательно. "+" светодиода к соединению пластин с резисторами(910 Ом) Это индикатор.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
miks
Ветеран форума
Карма +890/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 5004
СПб Сосновка-Тореза- Политехническая, еще Манола и Колодкино
Я
ИЖ 2126 уже не со мной; Stepway был, Qashqai 2021
|
|
« Ответ #7 : 11 Декабря 2008, 17:27:41 » |
|
Как я понял, между пластинами и корпусом должен быть изолятор в виде краски и водно-солевая смесь в качестве электролита?
|
|
|
Записан
|
Отсутствие правил не освобождает вас от их неукоснительного выполнения!
|
|
|
Кузьмич
Ветеран форума
Карма +943/-6
Offline
Пол:
Сообщений: 3846
г. Барнаул Алтайский край Россия
Были 2126, 21261-030 сейчас Форд фьюжн.
Барнаул
|
|
« Ответ #8 : 11 Декабря 2008, 17:34:48 » |
|
Как я понял, между пластинами и корпусом должен быть изолятор в виде краски и водно-солевая смесь в качестве электролита?
Я понял это несколько иначе. Или припаянные пластины или токопроводящий клей.
|
|
|
Записан
|
С удовольствием откатал 200 ткм на ИЖ 2126-030 и ИЖ 21261-03 на форуме с 15 сентября 2005 года
|
|
|
miks
Ветеран форума
Карма +890/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 5004
СПб Сосновка-Тореза- Политехническая, еще Манола и Колодкино
Я
ИЖ 2126 уже не со мной; Stepway был, Qashqai 2021
|
|
« Ответ #9 : 11 Декабря 2008, 17:44:44 » |
|
Тогда я совсем запутался? "- защитные электроды устанавливаются только на места, защищенные лакокрасочным покрытием; - использовать можно только эпоксидный клей или шпатлевку на его основе; Если вдруг один из защитных электродов замыкается на кузов автомобиля, светодиод VD1 прекращает светиться. В этом случае необходимо найти-и устранить замыкание."
"Из описанного ранее механизма коррозии следует, что если два металла поместить в раствор электролита (простую или подсоленную воду), то один из них, а именно более активный, начнет испускать электроны и присоединять к образовавшимся ионам гидроксильные группы (ОН) из раствора электролита, а другой, менее активный, будет принимать электроны, присоединяя их к своим ионам. В результате более активный металл - анод - будет окисляться, а менее активный металл - катод - восстанавливаться. Таким образом, анод будет защищать катод от коррозии."
|
|
|
Записан
|
Отсутствие правил не освобождает вас от их неукоснительного выполнения!
|
|
|
EVGENIJ ТС
Редкий гость
Карма +277/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 88
Белогорье Воронежская обл. ИЖ 2126 - 20
|
|
« Ответ #10 : 11 Декабря 2008, 17:46:07 » |
|
Пластина прикладывается к кузову без дополнительной изоляции и фиксируется со стороны пайки. В качестве изоляции используется "родное" лакокрасочное покрытие. Появилась влага+соль - устройство в работе!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
miks
Ветеран форума
Карма +890/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 5004
СПб Сосновка-Тореза- Политехническая, еще Манола и Колодкино
Я
ИЖ 2126 уже не со мной; Stepway был, Qashqai 2021
|
|
« Ответ #11 : 11 Декабря 2008, 17:51:19 » |
|
Понял Пластинами нужно облеплять авто снаружи - как танк броней. Только как их крепить?
|
|
|
Записан
|
Отсутствие правил не освобождает вас от их неукоснительного выполнения!
|
|
|
Кузьмич
Ветеран форума
Карма +943/-6
Offline
Пол:
Сообщений: 3846
г. Барнаул Алтайский край Россия
Были 2126, 21261-030 сейчас Форд фьюжн.
Барнаул
|
|
« Ответ #12 : 11 Декабря 2008, 17:55:06 » |
|
Для самостоятельной реализации протекторной защиты необходимо, прежде всего, иметь несколько пластин протектора — цинка или сплава магния. Площадь каждой пластины должна составлять несколько десятков квадратных сантиметров, толщина - не менее 0,5 мм. Далее очищают от грязи и краски те места кузова автомобиля, которые наиболее уязвимы для коррозии. Обычно это задние части внутренних поверхностей крыльев, скрытые полости (чаще всего пороги) и т.д. На выбранные места необходимо напаять или наклеить с помощью тонкого слоя токопроводящего клея пластины протектора (рис 1). На этом все работы по установке протекторной защиты закончены. В процессе эксплуатации необходимо только регулярно проверять состояние протектора.
Для электрохимической
Для защиты кузовов используются аноды в виде небольших металлических пластин, припаянных к концам длинных проводов, вторые концы которых закреплены в точке Б (см. рис. 4) устройства. Каждую пластину, в свою очередь, необходимо с помощью клея (эпоксидная смола) приклеить к заранее выбранным и очищенным от грязи местам кузова автомобиля, наиболее подверженным коррозии (рис.5). При установке анодов особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы не допустить короткого замыкания анодов на корпус. Для проверки правильности монтажа необходимо при отключенном от аккумулятора устройстве замерить с помощью омметра сопротивление между точкой Б и корпусом автомобиля. Это сопротивление должно быть равно сопротивлению R2, т.е. порядка 2 к0м.
|
|
|
Записан
|
С удовольствием откатал 200 ткм на ИЖ 2126-030 и ИЖ 21261-03 на форуме с 15 сентября 2005 года
|
|
|
EVGENIJ ТС
Редкий гость
Карма +277/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 88
Белогорье Воронежская обл. ИЖ 2126 - 20
|
|
« Ответ #13 : 11 Декабря 2008, 18:15:13 » |
|
Танк создавать не надо. Гниёт в основном в закрытых полостях.(пороги,двери,арки и Т.Д).Для примера возьмём дверь. Очищаем (не повредив краску)от грязи внутреннюю часть двери. Прикладываем пластину с припаянным проводом и по краям пластины фиксируем её несколькими каплями эбоксидки. Всю пластину обмазывать не надо. Иначе защита будет только под пластиной. Не забудьте дверь соединить с кузовом проводом. Электрический контакт должен быть надёжным!!!!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
konon
Ветеран форума
Карма +314/-0
Offline
Пол:
Сообщений: 1017
Московская обл. Чехов
был иж 2126-030 стал УАЗ 390995 дотюнинговался...
буховоз
|
|
« Ответ #14 : 11 Декабря 2008, 18:25:48 » |
|
принцып ясен, но кто-н-буть уже поставил такое чудо?? хоть фотки покажите.
|
|
|
Записан
|
спасибо форуму
|
|
|
|