Нездоровая обстановка
http://info.sibnet.ru/?id=240996Мировой кризис не обсуждает только немой. Однако видимые трудности переходного времени, такие как сокращения, нервозность на работе и инфляция — всего лишь вершина айсберга. Основную махину составляют скрытые последствия. Обыватели о них не задумываются, а врачи начинают бить тревогу.
Ни секса, ни еды, ни денег
О том, что экономия и повышенная нервозность в период мирового кризиса отрицательно скажется на здоровье человека, первыми заявили американцы. По наблюдению сотрудника чикагской консалтинговой фирмы Лео Шапиро, стрессы неизменно приводят к нарушению пищеварения, в результате чего люди начинают скупать в аптеках слабительные препараты. Многие также начинают экономить на еде: покупают продукты с низким содержанием воды, отказываются от мяса, овощей, фруктов. Вместо этого наедаются бобовыми, кашами, макаронами и хлебом, что опять-таки плохо сказывается на процессе пищеварения. Чтобы избавиться от депрессии, люди начинают тоннами поглощать шоколад и пить крепкие напитки.
По Сибири волна сокращений и задержек с выплатой зарплаты прокатилась как раз перед Новым годом. Люди, порядком подзабывшие трудное время 90-х и привыкшие получать все и сразу (пусть и в кредит), с ужасом поняли, что наступает сезон жесткой экономии. Так, к примеру, на прошлой неделе работникам птицефабрики «Томской» начали выдавать зарплату товарами первой необходимости. Был даже составлен специальный набор самых востребованных, по мнению начальства, товаров. Среди них макароны, крупа, рис, печенье «чоко пай» — всего на тысячу рублей. Ознакомившись с этим перечнем, народ начал роптать.
— Мы с мужем и сыном вместе работаем на данном предприятии и теперь ума не приложим, куда девать шесть килограммов порошка «Тайд автомат» и девять рулонов туалетной бумаги, — негодует Светлана.
Недовольство граждан вызвало и то, что предложенные продукты были закуплены далеко не по минимальным ценам и к тому же без учета индивидуальных пожеланий граждан. «У меня на цитрусовые аллергия, а мне предложили взять килограмм апельсинов, — чуть не плачет коллега Светланы Наталья Иванова, — так можно и гастрит, и язву заработать».
Однако если сотрудники среднего и низшего звена никогда и не были избалованы изобилием продуктов в своем холодильнике, чаще всего рассчитывая на продукты с личного огорода, то ТОП-менеджеры предприятий, попавшие под сокращение, испытали настоящий шок.
— Не скажу, что мы шиковали, но на жизнь хватало всегда, — рассказывает сотрудница крупного новосибирского банка Диля Иванченко, — два раза в год ездили с мужем отдыхать на море, купили и обставили квартиру. А в этом году взяли крупный кредит на приобретение машины и дачи. Кто же мог подумать, что враз всё рухнет: мужа сократили на работе, а я забеременела и вынуждена теперь большую часть времени проводить на больничном.
По словам Дили, особенно тяжело ситуацию кризиса в их семье воспринял муж. Он почти перестал есть, потерял сон и целыми днями бегал по городу в поисках работы. «Плохо стало даже с интимными отношениями, — продолжает девушка, — да и какой может быть секс, когда все мысли заняты тем, как выжить и заработать денег».
Все болезни от нервов!
Свои опасения по поводу здоровья и жизни граждан уже несколько месяцев подряд высказывают врачи. Из разговоров сотрудников станций скорой помощи можно узнать о том, что в Томской области резко пошла вверх кривая самоубийств. И это несмотря на то, что власти региона настоятельно порекомендовали СМИ не развивать тему кризиса и не обсуждать данные темы со страниц газет или в эфире радиостанций.
— У меня сосед от всех переживаний решил повеситься, — ужасается томичка Елена Макарова, — жена еле успела его из петли достать. Он был успешным бизнесменом, играл на бирже, покупал акции, а потом за три дня при обвале рынка потерял четыре миллиона. Сказал, что жить так больше не может, что предал семью, ну и…. Хорошо, что жена пришла домой пораньше.
По неофициальным данным, увеличилось и количество обращений к психологам. Люди стали больше жаловаться на жизнь, на начальство, по вине которого остались без работы, на кажущуюся безнадежность ситуации и отсутствие денег.
— Прежде всего, мы стараемся всех успокоить, — говорит психолог Евгения Попова, — предлагаем вспомнить дефолт 98-го года, пытаемся пробудить в людях скрытые резервы, заставить думать над решением проблемы, может быть, получить другое образование или сменить род деятельности. Тех, кто попал под сокращение, буквально насильно заставляем встряхнуться и начать искать выход. Не скрою, что на здоровье многих людей кризис сказался губительно. Обострились хронические заболевания, стало прихватывать сердце. У моей знакомой клиенту, которому зарплату сократили в два раза, стало плохо. Пришлось вызывать скорую. И хотя потом оказалось, что ситуация в его фирме выровнялась, переживания для мужчины не прошли даром.
По наблюдению медиков, самыми слабыми местами человека, по которым больнее всего ударил кризис и переживания, связанные с ним, стали желудочно-кишечная область, полушария мозга и сердце.