По поводу того, что я написал почитай
Ермак В.Д.
Взаимодействие психики человека с окружающим миром
(Аспектная структура информационного потока)
Р а з д е л ы у ч е б н и к а
С мировоззренческих позиций рассмотрена структура информационного потока взаимодействия психики человека с окружающим миром. Субъективный подход к анализу восприятия информации позволил выделить восемь информационных составляющих (аспектов) потока. Приведены примеры анализа аспектов.
Вот выдержка
Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Это понятно даже без системного подхода, на уровне здравого смысла. Но вот то, что в отсутствие взаимодействия мир для человека не существует - это для здравого смысла не так очевидно... И тут уж системный подход и системные принципы совсем не помешали бы [1].
Взаимодействие = взаимное действие - окружающий мир действует на нас, мы действуем на окружающий мир...
Как же мы взаимодействуем с окружающим миром? С некоторыми упрощениями механизм взаимодействия выглядит следующим образом.
Из теории систем известно, что взаимодействия (коммуникации) в системах состоят из вещественной, энергетической, информационной и ритмической составляющих [1]. На нас действует свет (волны электромагнитного поля), звук (колебания воздуха), запахи (химические вещества), механические воздействия и т.п. Мы говорим - они несут информацию об окружающем мире. Именно несут - точное выражение!.. Информационные технологии пользуются важным понятием - носитель информации. В качестве носителя, вообще говоря, могут реально использоваться поле (электромагнитные волны - свет, электрический ток, радиоволны и другие поля) и вещество - воздух (звук), бумага (письмо), магнитные ленты, фотопленка, различные предметы и объекты и др. Свойства носителя определенным образом изменены (амплитуда или частота волны меняется, на камне высечено, на бумаге написано, участок магнитной ленты намагничен и др.) - носитель модулирован информацией, поэтому на нем можно различить (с него можно считать - непосредственно или с помощью приспособлений) сигналы. Считываниeм сигналов и формированием первичного информационного потока заняты наши органы ощущений. Восприняв воздействие (увидев при посредстве света текст на бумаге, мимику или движения человека, услышав речь или другие звуки, почувствовав прикосновение и др.), они считывают сигналы с носителей, формируют первичный информационный поток и направляют его в психику для обработки, в результате которой в психике формируется наше субъективное представление об окружающем мире. Здесь важно отметить, что до органов ощущений (и после органов воспроизведения - см. ниже) имеет место просто реальный мир, а информация появляется как результат взаимодействия, в нашем случае, органов ощущений с окружающим миром (одно из определений информации, введенное в свое время автором, гласит: “Информация есть метрика взаимодействия” [4]). Субъективный образ мира, по-видимому, представляет собой модель [2], отражающую структуру той задачи, проблемы, вопроса, которые следуют из воздействия и ради которых воздействие фактически имело место; информационное наполнение модели определяется не только первичным информационным потоком, но и структурой психики [3] и теми рабочими программами, которые заложены в соответствующие психические функции. Принятие решения в отношении оказанного на нас воздействия и формирование реакции (решение задачи, проблемы, ответ на вопрос и т.п.) происходит не произвольно, а на основании сформированного субъективного образа мира и в соответствии со структурой психики [3] и рабочими программами психических функций. В результате формируется вторичный информационный поток, который направляется к нашим органам воспроизведения (речь, мимика, поведенческие акты, возможно, какие-то мыслеформы, если они существуют и т.п.). Таким образом, можно говорить о субъективном характере взаимодействия психики с окружающим миром. Тот факт, что вторичный информационный поток отражает структуру психики и рабочие программы психических функций, делает возможной идентификацию типа информационного метаболизма (ТИМ) психики; однако, при идентификации (определении типа) все же не следует забывать, что вторичный поток зависит также и от первичного, в связи с чем корректное применение, пожалуй, единственной эффективной идентификационной методики, основанной на принципе “черного ящика”, является обязательным условием достоверного определения ТИМ психики в реальных условиях. Так замыкается обратная связь в системе “человек - окружающий мир”.
Таким образом, оказывается, что и субъективное представление об окружающем мире, и реакция на воздействия зависят, от первичного информационного потока (т. е. по сути от того, как мы воспринимаем информацию из окружающего мира) и от структуры психики. В структуре психики мы уже в первом приближении разобрались [3]. А поскольку и без науки хорошо известно, что воспринимаем мы все окружающий мир по-разному, то для того, чтобы разобраться в чем же состоит эта разница, следовало бы присмотреться к первичному информационному потоку уже хотя бы потому, что он первичен, а еще потому, что определяет структуру “программного обеспечения” психики.
Это учебник
Есть и другое...
http://www.orc.ru/~uniso/MAGFORCE.HTM