tr13 ТС
Ветеран форума
Карма +0/-0
Offline
Сообщений: 1055
Челябинск / Северок
Шоссер
|
|
« : 31 Января 2006, 15:12:04 » |
|
22 непреложных правила маркетинга с комментариями о ЕЖе, КИянке и их отце ИЖМАШе .
1. Правило первенства: Лучше быть первым на рынке чем быть лучшим. Не знаю как это соотнести с ЕЖом и КИянкой ибо оба на рынке небыли первыми, и даже вторыми.
2. Правило категории : Если вы не можете быть первым в какой-то категории, создайте новую категорию где будете первыми. ЕЖ. Тут все относительно ясно. Еж был вполне себе первым в категории бюджетных авто для определенного сорта людей (не особо обращающих внимание на имидж и готовым приложить руки). Но вот маркетологи тут не при чем. КИянка. Она явно первая в категории недорогих авто собранных отверткой которую держали сильно кривые руками, да еще и на заводе заложенном по кредитам. Тут уж маркетологи постарались. Но остается вопрос - та ли эта категория куда намеревались поместить свою машину создатели?
3. Правило сознания. Лучше быть первым в сознании чем первым реально на рынке.
Что интересно, Еж пытался этим правилом пользоваться, не специально конечно. Но в конце 80-х и начале 90-х он скорее был в восприятии, а реально на рынке появился только в конце девяностых. Причем что интересно, многие его покупатели запали на него, когда его еще не существовало на рынке. КИянка. Тут все вообще запущено. Ибо маркетингом и не пахло.
4. Правило восприятия: маркетинг это не сражение продуктов, а сражение их восприятий. ЕЖ. Мда. Восприятие ЕЖа находится примерно на полтора метра ниже плинтуса. Почему? Хорошие инвестиции в отечественную прессу всегда приносят необходимый результат. Вот такой маркетинг, чуть с уголовным уклоном. КИянка. Восприятие, несмотря на вложение бабок, лучше не стало. Шли долго в одном направлении. Теперь 300 миль пилить в обратном. Дойдут-ли?
5. Правило фокуса: Наиболее плодотворной концепцией в маркетинге является обладение словом в сознании покупателя (аля ксерокс). ЕЖ. ЕЖ явно обладает словом в мозгу покупателя. Правда это слово варьируется от "ведро с болтами" до "миленькая машинка ежик". КИянка. Ввиду самоцензуры слова полученные от нескольких респондентов не приводится. А по серьезному, ни одна из наших машин не обладает никаким "словом".
6. Правило эксклюзивности: Две компании не могут обладать одинаковым словом в сознании покупателя. Тут все вреде бы и так очевидно. Но ведь могут если захотят. "Ведро с болтами" люди одинаково применяют и к ВАЗу, и к ИЖМАШу и к ГАЗу.
7. Правило лестницы: стратегия которую вы используете зависит от ступеньки которую вы занимаете. По иному, есть успешные стратегии не только для лидеров. С ЕЖом до 2003 стратегия была более менее понятна. С ВАЗ-ом никто не конкурировал. Спокойно наращивались объемы, проводились небольшие модернизации. С 2003 года стратегия на лестнице называлась двумя словами - свободный полет вниз. КИянка. Полет продолжается. Если в полете кричать что "Мы летим и это круто!" это будет еще более точным описаниям происходящих событий.
8. Правило дуализма. В итоге рынок становится гонкой двух лошадок. Спорное правило. Но часто работает кое-где :-). В СССР фактически было два основных массовых завода (ВАЗ и Москвич), только рынка небыло :-).
9. Правило противоположности: Если вы сражаетесь за второе место ваша стратегия определяется лидером. Что касается ИЖМАШа она и так было неявно сразу, а с 2003 года стало юридически и фактически так, ибо ВАЗ-СОК стал просто контролировать все. Причем, что ужастно, СОК начали валить позже чем он развалил ИЖМАШ.
10. Правило деления: Со временем категория станет двумя или более разными категориями. Что мы и наблюдаем на рынке авто. Все основные категории искусственно делятся. Журналисты и маркетологи хотят кушать, а покупатели хотят понимать почему платят лишние $3-5 тыс. Потому что их авто, оказывается, принадлежит "средне-верхнему бизнес классу для домохозяек с двумя детьми" :-)
11. Правило перспективы: Маркетинговые усилия дают результат и в довольно длительной перспективе (как пример - распродажи). ЕЖик тут является ярчайшим примером. Если ты приучил людей покупать его за небольшую цены и не объяснил почему ее резко повысил, то ты получил катастрофу (хотя это именно то чего хотел наш всеобщий любимец, господин Д.) КИянка будет очень сильно страдать от предыдущей политики ИЖМАШа.
12. Правило линейного расширения: Есть неостановимое желание расширить покрытие бренда на другие товары (и это не есть хорошо). Ярчайший пример Шнива и Вива. Два недоразумения GM. Еще хороший пример - грузовичок на базе четверки.
13. Правило жертвенности: Нужно дать что-то если ты хочешь получить нечто. Нельзя задирать цены только потому что у тебя зачесалось. Объясни, что внедрена новая сверхсовременная технология позволившая наконец-то сделать нетопоршащуюся крышку бардачка, что несоменно радикально увеличило безопасность переднего пассажира и позволило заработать дополнительные 2e-10 звезды на тесте EuroNCAP.
14. Правило атрибутов: Для каждого атрибута есть эффективная противоположность. То есть, если вы рекламируете Мерседес как супер-крутую-тачку-за-бешеные-бабки, то нет ничего зазорного в рекламе ЕЖа как дешевой-машики-за-небольшие-рублики. Если у вас проблемы с пассивной безопасностью, то рекламировать надо возможность развить 170кмч (и тогда уже никакая пассивная безопасность не поможет).
15. Правило искренности: Если вы допускаете существование негативных вещей, клиент воспринимает это позитивно. Ну чего тут сказать. Весь наш автопром это редкие вкрапления позитивных вещей в негативную действительность. Дак и скажи честно. "Наш ЕЖ ломается чаще Тойоты! Но подбив все бабки вы будете недоумевать, а так ли это на самом деле?" 16. Правило сингулярности: В каждой ситуации, только один шаг приведет к требуемым результатам. Причем шаг известный еще с 2003-го. Увольте вы к чертям дядю Д.
17. Правило непредсказуемости: Пока вы не пишете планы за своих конкурентов мы не можете предвидеть будущее. СОК писал планы за своего основного конкурента (ВАЗ). Но даже это не дало ему возможности предсказать даже свое будущее. А так хотелось...
18. Правило успеха: Успех часто приводит к заносчивости, а заносчивость к облому. Что мы видели в 2003 году, когда и было подписано соглашение с KIA. СОК собирался купить пол Росии, в документах планировал выпускать 200 тыс и более ЕЖей. И чего мы видим теперь?
19. Правило облома: Облом должен быть ожидаем и переживаем. Правило очень скоро пригодится руководителям ИЖМАШа. Надеюсь переживут.
20. Правило шумихи: Ситуация часто противоположна описанию ее в прессе. Другими словами, восхваления часто предшествуют краху. А о самых успешных компаниях фиг чего найдешь. Судя по тому что ИЖМАШ начали хвалить...
21. Правило ускорения: Успешные маркетинговые программы делаются на подъемах, а не спадах. Судьба ЕЖа это четко подтверждает. Успех ЕЖа неразрывно связан с форой полученной в 1998 году нашим автопромом, и последующим его подъемом.
22. Правила ресурсов: Без адекватного финансирования идея не приведет к результатам. КИянка прямо вопит об этом. Ну не надо "расходовать не по назначению" (новый вариант слова воровать) деньги кредитные!
Надеюсь что это было полезным чтением.
Авторство перевода(не дословного) и комментариев мое. Правила (c) Al Ries and Jack Trout.
|