вот что думают сами ГАИшники на счет термина "нечитаемость регистрационных знаков" - означает невозможность идентифицировать номер транспортного средства и региона его регистрации в силу повреждений регистрационного знака, следов коррозии на нем и других причин.
На самом деле это - наиболее "скользкий" для водителей пункт правил. Дело в том. что ввиду погодных условий номер может быть попросту забрызган грязью или снегом в процессе эксплуатации автомобиля. Таким образом, он может стать объективно нечитаемым. Как в этом случае будут действовать инспекторы ДПС и не приведут ли такие случаи к конфликту между инспекторами и водителями. Но основания для опасения все же есть: водитель не всегда может отследить чистоту номерного знака своего автомобиля во время движения. В свое время в таком случае тут же на посту заставляли мыть изгвазданный номер (мера на пять минут, но лучшего на наших дорогах до сих пор не придумать).
В период с весны до осени любимая претензия инспекторов - "нечитаемый номерной знак". Так они называют номерные знаки, которые, благодаря погоде и неубираемой грязи на дорогах, быстро теряют свой ярко-белый цвет, хотя и сохраняют отчетливую видимость цифр. Здесь инспектор может как выдумать на ходу что-нибудь вроде "знак должен быть отчетливо виден в сумерках с расстояния 30 метров", либо сослаться на статью 12.2 КоАП РФ, где сказано: "Государственный регистрационный знак признается нестандартным или нечитаемым при несоответствии его требованиям государственного стандарта".
Тем не менее, стандарт (ГОСТ 50577-93) устанавливает лишь конструктивные параметры регистрационного знака и способы его крепления. То есть, сам по себе знак, как изделие, всегда имеет нужный цвет, размер и т.п. (если, конечно, он не поврежден). Наличие на регистрационном знаке пыли/грязи не может являться основанием для признания этого знака нечитаемым. Если инспектор ДПС не может рассмотреть цифры и буквы на знаке - он может либо очистить его от грязи самостоятельно, либо попросить сделать это водителя. Управление транспортным средством с загрязненными регистрационными знаками нигде не запрещено, и требовать очистить знак инспектор не имеет права.
тут еще один момент.
я нашел два варианта ГОСТа, какой из них старее еще понял.
во втором варианте есть нюанс про читаемость только заднего немера
4.15. Для крепления регистрационных знаков должны применяться
болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые
гальванические покрытия. Допускается крепление знаков с помощью
рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать
имеющиеся на регистрационном знаке надпись "RUS", изображение
Государственного флага Российской Федерации, буквы, цифры или
окантовку. Не допускается закрывать знак органическим стеклом или
другими материалами. Запрещается сверление на регистрационном
знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном
средстве или в иных целях. В случае несовпадения координат
посадочных отверстий регистрационного знака с координатами
посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков
должно осуществляться через переходные конструктивные элементы,
обеспечивающие выполнение требования 4.13 и 4.16.
4.16. Задний регистрационный знак (кроме типа 16) должен
устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток
обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при
освещении штатным фонарем освещения знака транспортного средства.
Примечание. Требование не распространяется на надписи "RUS" и
"Транзит", а также изображение Государственного флага Российской
Федерации.
Т.е. требование прочтения с расстояния 20 м распространяется только на задний номерной знак и только на момент установки.
ВАРИАНТ ДВА: