Аристотель был греческим философом и не мог пройти мимо такого любимого греческого времяпрепровождения как театр.
Поэтому он написал работу под названием Поэтика, где составил правила как написать пьесу которая станет шедевром сценического искусства.
Собственно там написано много разных премудростей, но особо интересно предложение разделить пьесу на 3 действия - Завязка, Развитие, Кульминация.
Причем Завязка должна содержать в себе пролог, где главный герой (протагонист) должен охарактеризоваться в своих главных качествах. В конце пролога протагонист должен изменить свои планы и пойти туда куда не собирался, потому что ему предстоит бой с антагонистом, о чем собственно и написана пьеса. В Развитии, впрочем и в Завязке тоже, у протагониста появляются сподвижники, начинаются стычки с антагонистом, но основной бой должен произойти только в Кульминации.
Впоследствии эта теория получила развитие и сейчас уже имеется даже хронометраж, сколько в хорошей пьесе должно длится каждое действие. Так 1 действие должно длиться 1/4 хронометража, 2 действие - 1/2, 3 действие - 1/4. Пролог, как часть 1 действия должен занимать 1/6 хронометража.
Для того чтобы зритель не заскучал во время длинного 2 действия в середине его должно произойти событие, которое впоследствии сыграет свою роль в Кульминации.
Рассмотрим эту теорию на примере фильма Белое солнце пустыни, который снял режиссер Владимир Мотыль.
Продолжительность фильма 1 час 20 минут (80 минут)
Таким образом Пролог должен закончиться на 14 минуте.
Завязка - на 20 минуте.
Развитие - на 60 минуте.
Что мы имеем в фильме.
Сухов, шедший домой получает в попечение гарем и идет с ним в Педжент, куда вообще не собирался.
14:15
Характерные черты Сухова в прологе тоже показаны: "Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты!"
В Педженте сталкивается первыми басмачами, что собственно сразу показывает что антагонист скоро появится.
22:23
Собственно этот эпизод можно считать окончанием 1 действия и переходом ко 2.
Антагонист упоминается еще в прологе, но лично появляется только во 2 действии и протагонист вроде бы его даже побеждает. Но по законам жанра победы во 2 действии быть не может. Даже наоборот, 2 действие заканчивается полным поражением протагониста - Абдулла убивает Петруху и сбегает, Саид уезжает, Сухов остается один против всей банды и что делать - непонятно.
57:32
Ну а 3 действие - Кульминация, или месилово, где протагонист окончательно побеждает антагониста и всех его сподвижников.
Ну а что произошло в середине 2 действия?
40:30
Был заложен динамит в баркас, взрыв которого не только убил Верещагина, но и отвлек Абдуллу и Сухов его убил.
Таким образом видно что хронометраж действий фильма Белое солнце пустыни отличается от теории всего на +/- пару минут.