ОАО "ИжАвто" начало сегодня промышленную сборку корейских легковых автомобилей KIA Spectra. Сборка будет осуществляться на основании лицензии, выданной южнокорейской компанией KIА Motors российским производителям в соответствии с "Соглашением о техническом сотрудничестве и предоставлении лицензии". Само соглашение о сборке легковых автомобилей между "ИжАвто" и KIA Motors было подписано еще в 2003 году, а первую пробную партию из 600 машин в Ижевске собрали в 2004 году. Тогда же ижевские производители приступили к переоборудованию конвейерных линий под промышленную сборку корейских моделей. По завершении этого процесса, с 1 августа в Удмуртии начали производить автомобили пилотной серии ? пока это 80 машин, прошедших все необходимые тесты и испытания.
Каковы характеристики нового автомобиля? Седан класса D KIA Spectra будет комплектоваться двигателем объемом 1,6 л мощностью 101 лс. Он будет производиться в трех комплектациях. При этом, начиная с сегодняшнего дня, на автозаводе будут производиться автомобили только "второй" комплектации. С середины сентября появится "первая" - базовая, а чуть позже ? и "третья". С 2006 г на заводе начнется производство люксовой комплектации KIA Spectra. В зависимости от комплектации новые автомобили будут включать в себя автоматическую коробку передач, АВС, климат-контроль, обогрев зеркал и сидений, литые диски и противотуманные фары. В зависимости от наполнения автомобиль будет стоить 11,5-14,5 тыс долл. В продажу автомобиль поступит 1 октября 2005 г. Именно к этому времени на складах дилеров будет сформирован достаточный товарный запас. В 2006 г объем производства вырастет до 25 тыс, а после выхода на проектную мощность в 2007 г он составит 40 тыс машин в год. При работе в две смены это означает 12 автомобилей в час. В целом проект рассчитан на 5 лет, за которые на предприятии будет произведено 148 тыс автомобилей KIA Spectra. В перспективе "ИжАвто" не исключает возможности расширения модельного ряда автомобилей KIA, которые собираются на автозаводе. Эксперты полагают, что речь идет, прежде всего, о Kia Rio и Kia Sportage. Как заявил гендиректор "ИжАвто" Михаил Добындо, решение о расширении модельного ряда будет приниматься с учетом успешности стартовавшего сегодня проекта.
"ИжАвто" находится под управлением группы СОК. Как заявил ее президент Рустем Шиянов, "стратегической задачей группы СОК является поиск конкурентных способов производства автомобилей на российских предприятиях и для россиян в партнерстве с лидерами мирового автопрома". Что касается KIА Motors, то она также не скрывает своих интересов в этом проекте. В официальных планах компании - к 2008 году продавать в России до 100 тыс автомобилей, а к 2010 году войти в пятерку крупнейших автомобилестроительных предприятий мира. Похоже, что россияне совместно с корейскими партнерами серьезно озаботились этими задачами, и не жалеют средств для их реализации - объем инвестиций в проект составил около 100 млн долл.
Нынешнее производство скорее можно охарактеризовать как "отверточная" сборка. Согласно договору с KIA Motors, первые полгода "ИжАвто" будет собирать машины из поставляемых компонентов. Затем, на втором этапе /около года/ штамповку, окраску и сварку кузова должны освоить в Ижевске. На последнем этапе - не менее 60 проц комплектующих будут производиться на месте сборки. Эксперты полагают, что в Удмуртии есть все возможности наладить соответствующие связи между промышленными предприятиями, а это даст хороший стимул развитию экономики республики. План разработан в рамках новой концепции развития отечественного автопрома. Напомним, что недавно таможенная пошлина на ряд ввозимых автокомпонентов была снижена на 3-5 проц, а на многие ? вовсе отменена. Этим и воспользовались авторы совместного проекта. Как известно, "Иж-Авто" подписало соглашение с Минэкономразвития о предоставлении предприятию таможенных льгот на ввозимые комплектующие с условием предпринять все меры для ускорения локализации производства.
В связи с переориентацией на продукцию корейского автопрома, в Ижевске прекратили производство легковых автомобилей собственной марки "ИЖ". Кроме того, по информации ряда СМИ, с начала 2006 года на "ИжАвто" намерены завершить и сборку классических моделей "АвтоВАЗа" ? сегодня завод выпускает Лада-2104 и Лада-2106. Все это укрепило мнение многих экспертов рынка о том, что удел отечественных автозаводов - производство иномарок по лицензиям мировых брендов. Напомним, что с запуском проекта KIA Spectra "ИжАвто" станет четвертым /после завода Ford во Всеволожске, Hyundai в Таганроге и СП "GM-АвтоВАЗ"/ предприятием, осуществляющим полноценное производство иностранной модели автомобиля. Правда, удар по тезису о крахе отечественного автопрома нанес "Ульяновский автомобильный завод", начавший буквально на днях производство нового "русского джипа" "Patriot". Однако внедорожники ? товар особый. Как известно, в условиях российского бездорожья "уазики" пользуются традиционным успехом. Проигрывая в дизайне и комфортности, они, по мнению их поклонников, в части надежности на наших дорогах дают фору многим импортным аналогам. Да и нельзя не "добавить ложку дегтя" к "бочке радости" поклонников отечественного автопрома ? даже "Patriot", несмотря на "говорящее" название, на 20 проц будет состоять из иностранных комплектующих.
В случае же с классическими семейными седанами, каковвым является KIA Spectra, ситуация совершенно иная. По мнению многих автолюбителей, российские модели подобной категории существенно проигрывают импортным аналогам, поэтому все, кто имеет желание и возможность, стараются заменить российскую модель на иномарку, пусть даже совместной сборки. Поэтому "ИжАвто" выбрал свой путь. Если, как было сказано выше, завод полностью откажется от производства отечественных автомобилей, это станет его конкурентным преимуществом за право производить другие модели KIА Motors. Сейчас конкурентом удмуртского завода в этом вопросе является завод в Калининграде.
Какая судьба ждет KIA Spectra на российском рынке? Производители уверены в успехе ? по словам исполнительного директора KIA Motors Джанг Мун Парка, "в ближайшее время KIA Spectra станет одним из лидеров российского автомобильного рынка". Как отмечают в "ИжАвто", данная машина была выбрана для начала массового производства после тщательного анализа ситуации на российском рынке. Говоря о популярности KIA Spectra в мире, производители отмечают, что в 2002 г она была признана лучшим автомобилем года в США. Эксперты более осторожны в оценках ? они отмечают, что шансы на успех у автомобиля есть, но в данной ценовой нише у него немало конкурентов. Прежде всего, это Huindai Getz, Renault Logan, да и другие модели той же KIA. Все эти автомобили позиционируются как товар для среднего класса ? семейных людей, имеющих доход от 1,5 тыс долл в месяц. Возможно, на KIA Spectra обратят внимание потенциальные покупатели автомобилей вышеупомянутых марок и 10-й модели "Жигулей". Для последних, ижевская продукция может стать первой иномаркой. Те же, кто предпочитает иномарки б/у, получат возможность приобрести совершенно новую машину. Тем более, в России собственные седаны D-класса сейчас не производятся ? единственная подобная модель "Москвича" уже снята с производства. Правда, многие знатоки высказали удивление малым, по их мнению, для такого автомобиля объемом двигателя, однако, как полагают их оппоненты, для семейного автомобиля объем 1,6 л не является таким уж серьезным недостатком.
Очевидно, что российские автопроизводители выбирают оптимальный, на их взгляд, путь выживания. Они используют свои мощности для производства сравнительно недорогих иномарок, поскольку совершенствование собственного модельного ряда до уровня соответствия требованиям, предъявляемым взыскательными российскими покупателями, слишком затратно. Необходимых ресурсов и возможностей у большинства из них нет, а уже существующие устаревшие модели не пользуются особым спросом, в том числе, из-за излишней для такого качества дороговизны. Действительно, многие эксперты утверждают, что продукция отечественного автопрома нашла бы своего покупателя, будь она чуть дешевле. Ведь б/у модели того же "АвтоВАЗа" до сих пор пользуются спросом среди малообеспеченной части населения, особенно, за пределами Москвы и других крупных городов. Люди, не имеющие достаточных средств на покупку новой машины, зачастую выбирают 3-5 летнюю "девятку" за 3-4 тыс долл. Иногда это может быть первая машина, на которой "учатся водить" ? позже ее продают и покупают более дорогую модель, уже, как правило, иномарку. Некоторые же сохраняют верность отечественным автомобилям, поскольку считают, что они дешевле и проще в обслуживании, и к тому же лучше приспособлены к реалиям российских дорог. Увы, российские машины не дешевеют, а лишь дорожают, поэтому, похоже, недолог день, когда их окончательно потеснят пронырливые иномарки. Впрочем, окончательные акценты в этой борьбе расставит лишь время.
Взято с
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=640&ct=articles