Преамбула: сновья коробка не выла, не шумела. передачи всегда включались нормально. первые признаки заметно лишнего шума проявились на 5-6 тык. в районе 50 тык отвалилась пружина кулисы и рычаг стал болтаться вправо свободно. гдето чуть раньше на холостом ходу к привычному завыванию добавился рокот угрожающий, но периодический. переборка постоянно откладывалась из-за нехватки своего времени и паталогического неверия в балгополучный исход переборки сервисменами.
поводом послужила невключение третьей передачи, случилось во время движения, потом признак на некоторое время пропадал.
согласно обозначившемуся поводу авто был поставлен на разборку кпп на земляной площадке без ямы и прочего в деревне возле гаража. спешки не было ибо был запасной автомобиль, изначально планировалось все делать не спеша, с чувством толком расстановкой.
Спасибо автору на форуме отписавшему способ - помощники держали силовой агрегат на веревках из салона, сам принимал роды снизу. тяжело, но терпимо.
Часть основная - заводские косяки: сальник хвотовика на заводе забит непонятным инструментом, в результате погнута металлическая обойма и дырка в резиновом эелементе, туда много чего утекло за 54 тык

хотя справедливости ради надо сказать, что за последние 30 тык уровень сильно не упал, но коробку смог отмыть только поливанием из брандспойта керосином. основная причина шума и рокота определна как следствие следующего - передний конец вторичного вала наполовину свое рабочей окружности гладкий, а на другую половину имеет все следы заводской бракованной отливки, ее затертые следы отчетливо видны. как следствие в гнезде первичного вала масса металлической стружки. визуальный осмотр переднего подшипника промвала также показал раковины и промятости на внутреннем и внешнем его кольце и даже на роликах.
итоге решил менять валы первичный и вторичный + подшипники все роликовые. справедливости ради скажу что на первичном валу под игольчатый подшипник следов выработки не было, просто второй раз снимать ккоробку на "пузо" не хотелось даже за деньги.
далее проверял кольца пружинные блокирующие ступицы и шестерни. все нашел в неизношенном состоянии. не понравилось, что стопорные кольца болтались заводские как по радиусу так и по оси. в то же время кольца из ремкомплекта садились очено плотно, вследствии чего было куплено 4 ремкомплекта и кольца стопорные взяты оттуда. м.б. прямой причины нет. но попутно частично решил две монтажные задачи сразу не очевидные. камасутра предпреждает, что монтажный зазор между буртиком вторично вала и шестренями 1-2 и 3-5 передачи должны быть в райне 0,05-0,15 мм. со старыми заводским кольцами зазор был около 0,45. после замены стопорных колец на плотную посадку стал 0,3, т.е. все равно в два раза больше нормы. разница в чем по шумам сказать не могу, но уменьшение монтажного зазора очевидно и наверное на пользу, плохо что камасутра не говорит на что это влияет в экслпуатации.
далее ревизии подверглись пружинные кольца - размышления у конструкции привели к выводу что эти кольца в свободном состоянии должны фиксироваться в ступице, но при движении ступицы к блокирующему кольцу должны лепестками тремя вжиматься внутрь и обеспечивать беспрепятсявенное прижатие к блокирующему кольцу и его торможению. эмпирически установлены что 4 из 5 колец клинили слегка в положении когда ступица на них уже наехала, стало быть не могло обеспечиваться 100% возможное усилие давления на синхронизатор, т.е. на боккирующее кольцо. доводил напильником снимая по чуть-чуть пружинное кольцо где затирало проверяя на верстаке чтобы в сборе шестерня-блокольцо-пружкольцо-муфта при надвинутой муфте пружкольцо свободно наезжало на блокирующее.
да еще до кучи гайка хвостовика открутилась от руки

стопорные усики стопорной шайбы были разделаны под одну плоскость с самой этой шайбой привет горе сборщикам ижмаша

также удивило отстутвие следов выходящего масла из отверстия первичного вала, при проверке дырка чистая, вот вопрос почему этот сапун не сапунит? возможно у меня сапуном лучше работала дыра в сальнике вторичного вала.
уже не удивило отсутвие смазки на шаровой опоре кулисы, смазал ессно литолом, ьам же обнаружены обломки пружины кулисы, которая через три месяца после своейц поломки попала под шток третьей передачи и мешала ее включению.
итого при сборке:
дефектован однозначно и заменен вторичный вал из-за выработки на переднем конце, заменен первичный вал до кучи, причем подшипник первично вала задний купленный в ногинске на поверку оказался гораздо хуже установелнного на заводе (оставил заводской), доработаны пружинные кольцп нежно напильником по месту, заменены стопорные кольца на ремкомплект с плотной посадкой, заменены сальники прокладки на герметик, затянута как надо гайка хвостовика со стопорной шайбой.
итого результат: на хх шумов практически нет, реально тише чем на иже в вазовской коробкой, в движении на определнных оборатх что-то слышно, но по сравнению что было небо и земля, масло по пробегу 500 км ни откуда не течет. результатом доволен, резюмирую омская коробка может нормально работать. да кстати по опыту с пружинными кольцами - все передачи с любой на любую скорость включаются без проблем, кроме перейти на скорости выше 30 кмч на первую передачу с небольшим усилием, но я так понял что тут никакой синхронизатор на никакой коробке не поможет.
не решил при переборке вопросы с монтажными зазорами между вторичным валом и шестернями 1-2 и 3-5 передачи, как решить и зачем это надо я не понял.
да кстати перебиралась трансмиссия полноприводная, на обычной должно быть проще с монтажем-демонтажем.