Два дня потратил, чтобы разобраться в чем же разница в реализации полного привода у рено и ниссан.
Схема полного привода Ниссан, так называемый "ALL MODE 4x4" (здесь и далее все картинки будут под спойлерами, чтобы не перезагружать текст):
Как видно, в схеме присутствует G-сенсор. Так вот, он не один! В режиме AUTO блок управления двигателем (ECU) через датчики измеряющие скорость колёс, угол поворота рулевого колеса, плюс продольные и поперечные ускорения и раскачки (yaw), следит и предугадывает проскальзывание колёс. Система ALL MODE передает момент на заднюю ось при резком ускорении до 50%, а при сильном проскальзывании передних колес аж до 75%!
В режиме LOCK муфта блокируется и момент распределяется 50 на 50 между осями. Так что система ALL MODE, которая работает в нормальном режиме AUTO, гораздо круче режима LOCK. Вот почему за 9 лет я включал LOCK всего несколько раз
.
В режиме AUTO, при лёгком ускорении электромагнитное сцепление включается на величину до 50%, разделяя крутящий момент сообразно условиям. Во время сильного ускорения, блок задействован полностью (на 100%), чтобы дать максимально допустимое распределение крутящего момента: 50/50.
А когда автомобиль ведут в режиме AUTO на более-менее постоянных скоростях, небольшой «тяговый» ток прикладывается к электромагниту, чтобы обеспечить мгновенную готовность системы к действию (тот самый "преднатяг", который отсутствует у Рено). Описание взято
отсюда.
Вчера я в программе CVTz50 посмотрел перераспределение момента между осями в разных режимах. Режим 2WD, распределение момента 100 на 0:
Режим LOCK, распределение момента 50 на 50:
Режим AUTO в момент самого обычного не очень интенсивного разгона на сухом асфальте, распределение момента 60 на 40:
В зависимости от интенсивности разгона пропорции распределения момента меняются.
Вот этой системы и нет у Рено, точнее есть только у Колеуса, так как он на платформе Ниссан Икс-трэйла сделал. Жалко, что нет, очень полезная штука, превращает подключаемый полный привод практически в постоянный полный. Но надо помнить, что система ALL MODE хороша для хороших дорог, на бездорожье муфта все равно отключится из-за перегрева. Кстати, пора поговорить и о мифах режима LOCK.
Есть такая маркетинговая фишка: ниссаны в режиме LOCK могут ехать до 40 км/ч, а рено аж до 80 км/ч. Однако это совсем не так. Посмотрите на этот график:
Видим, что при превышении скорости 10 км/ч напряжение на муфте икс-трейла падает вдвое! По сути включается режим AUTO. При этом лампочка на приборке 4WD LOCK продолжает гореть и погаснет только после 40 км/ч. При снижении скорости до 10км/ч блокировка автоматически включится.
Информация взята
отсюда. Еще у этого автора есть
схема со светодиодами, которая тоже подтверждает отключение режима LOCK после 10 км/ч.
Результаты замеров напряжения на Дастере (взято
отсюда):
Режим 4ВД Лок
1) Машина стоит - напряжение на муфте = 0.
2) Машина трогается, начало движения. Напряжение на муфте = 13В.
3) При скорости примерно 10 км/ч, напряжение = 13В. Поведение при увеличении Кн подтормаживания 13 В.
4) При скорости примерно 40 км/ч, напряжение = 13В. При увеличивании кН подтормаживания можно достичь передачи момента примерно в 2.5 кН, далее падает напряжение на муфте, либо начинает проскальзывать одно из колес и двигатель душится ЕСП, все начинается заново. Напряжение ниже 10В не падало.
5) При скорости примерно 60 км/ч, напряжение = 0-1.
Т.е. мы видим, что в режиме LOCK на Дастере муфта честно блокируется до 40 км/ч (но не как не до 80). Вероятно этим конструкторы компенсировали отсутствие системы ALL MODE и преднатяга муфты, которая позволяет кроссоверам ниссан мгновенно реагировать на изменившиеся дорожные условия. Следует отметить, что блокировка муфты совсем не означает, что момент в этот момент передается на заднюю ось: конструкция муфты передает момент только если передние колеса крутятся быстрее задних. По сути блокировка муфты до 40 км/ч у дастера - это есть преднатяг, причем жесткий, сразу на 100%
.
Такая реализация работы режима LOCK на бездорожье несомненно плюс.
В любом случае, и на ниссанах, и на дастерах бездорожье рекомендуют преодолевать внатяг на первой передаче на скорости до 10 км/ч в режиме LOCK.
Ну и не следует забыть, что если машина зарылась, то электроника вырубит муфту уже через 2 минуты. Т.е. у вас есть не более 2-3 минут, чтобы выбраться без посторонней помощи.
Отсюда:
120-180 секунд передачи максимально возможного тягового усилия задним мостом Дастера отключают муфту по причине перегрева. Напряжение сразу падает до "0".
Лично мне больше нравится более интеллектуальная система ALL MODE у ниссан - она лучше для города. А если приходится часто ездить в лес за грибами и на рыбалку, то сойдет и схема от рено, только надо не забывать заранее включать режим LOCK.