Германской судостроительной компании Везер были заказаны 2 минных заградителя. В 1906 году был спущен на воду первый - Наутилус. Водоизмещение 2 тыс. тонн, скорость 20 узл. Вооружение 8 88-мм пушек и 391 мина.
Военному кораблю была придана несколько фривольная внешность небольшого двухтрубного пассажирского парохода
Второй – Альбатрос, спущенный на воду в 1907 году, был выполнен уже в традиционной манере военного судостроения – с тараном. В остальном - те же 2 тыс тон и 20 узл скорости. Вооружение 8 88-мм пушек и 288 мин. Бронирование отсутствовало. Экипаж 11 офицеров и 197 матросов.
Артиллерийское вооружение было достаточным для того чтобы отогнать миноносец времен русско-японской войны, но, впрочем, основное оружие минзага – мины.
Минзаг Наутилус удачно провоевал всю Первую Мировую ставя минные заграждения у берегов Англии и на Балтике и был продан на слом в 1928 году.
У Альбатроса была другая судьба.
1 июля (18 июня по ст.ст) 1915 русcкие крейсера Адмирал Макаров, Баян, Богатырь, Олег, Рюрик и эсминец Новик под командованием контр-адмирала М. К. Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля. Рюрик и Новик в густом тумане оторвались и в дальнейшем шли самостоятельно.
В этот же день для постановки минного заграждения у маяка Бокшер вышли германские корабли — броненосный крейсер Роон, лёгкие крейсера Аугсбург и Любек, минный заградитель Альбатрос и 7 эсминцев под командованием коммодора Карфа. Поставив мины, Карф донёс по радио о выполнении задачи и повёл корабли в базы. Аугсбург, Альбатрос и 3 эсминца шли группой. Роон, Любек и 4 эсминца от основной группы отстали.
Эта радиограмма была перехвачена русской службой связи, раскодирована, и местонахождение германских кораблей передано Бахиреву. Последний, отменив обстрел Мемеля, повёл бригаду русских крейсеров на перехват германских кораблей. Штаб флота, следивший за радиообменом кораблей противника, корректировал курсы русских крейсеров.
2 июля в 7 ч 30 мин у о. Готланд русские корабли идя курсом на норд обнаружили Аугсбург, Альбатрос, 3 эсминца, идущие курсом зюйд, и через 5 минут открыли по ним огонь. Карф, оценив обстановку, приказал Роону и Любеку соединиться с отрядом, Альбатросу укрыться в шведских территориальных водах, а сам на Аугсбурге пошел на прорыв, пытаясь отвлечь на себя русские крейсера.
Крейсер Аугсбург был оснащен турбинами и на испытаниях показал скорость свыше 26 узл, что было выше максимальной скорости русских крейсеров в 22-23 узл. У Альбатроса такой возможности не было.
Адмирал Бахирев решил не гоняться за журавлем-Аугсбургом и сосредоточиться на синице-Альбатросе.
В итоге боя сомнения не было. 8 88-мм пушкам Альбатроса Бахирев противопоставил 4 203-мм орудия, 40 152-мм орудия и 64 75-мм пушки. Бортовой залп составлял 4 203-мм, 24 152-мм и 32 75-мм.
У Альбатроса было не много вариантов действий. Поднять белый флаг. Но это было не по-немецки. Открыть кингстоны и самозатопиться. Прорваться в Швецию, до которой было каких-то 50 км. Фрегаттен-капитан Вест решил прорываться, пока не потопят.
Адмирал Бахирев решил не давать Альбатросу ни малейшего шанса, поэтому сразу взял его в клещи, расположив Адмирала Макарова и Баян с юга от него, а крейсера Олег и Богатырь отправив загонщиками с севера.
Не имея возможности вести эффективный артогонь, а за все время боя лишь 1 снаряд попал в крейсер Адмирал Макаров, разбив на нем прожектор и ранив 1 комендора, и не имея превосходства в скорости, Вест полагался только на маневрирование. 45 минут (до 8-20) удавалось избегать попаданий.
Первое попадание пришлось в кормовую часть. После чего Альбатрос получил множество попаданий разворотивших кормовую часть. Попаданием в румпельное отделение было выведено из строя рулевое управление и перешли на управление машинами. В 8-30 была сбита фок-мачта и разрушен мостик. Был ранен командир. В 8-45 прямым попаданием был разрушен лазарет. Через подводные пробоины в корпус поступала вода. Корабль получил крен на левый борт и дифферент на нос.
В 8-45 Альбатрос вошел в территориальные воды Швеции и в 9-12 выбросился на берег о.Готланд.
Всего за время боя в Альбатрос попало 6 203-мм снарядов и 20 152-мм снарядов.
Погибли 1 офицер и 27 матросов. Было ранено 4 офицеров и 51 матрос. Двое раненых умерли через несколько дней.
Альбатрос на мели.
23 июля 1915 года Альбатрос, после заделки подводных пробоин, был снят с мели и отбуксирован в Швецию.
Экипаж был интернирован в Швеции и просидел в лагере до конца войны, вернувшись на родину в 1919 году.
В 1919 году Альбатрос вернулся в Германию, чтобы в 1921 году быть проданным на слом.