Итак неисправность: не выключается пятая передача. Проявляется только под нагрузкой - на стоячей всё работает.
Сначала думал делать на СТО-4 на Малой Балканской, уже договорился на понедельник, работа ~3500 руб плюс запчасти. Мастер сходу сказал, что это синхронизатор.
Но знакомый (бывший Москвичевод) отговорил. Тогда позвонил в СТО Скарта на Кушелевке - записали на воскресенье, 3950 + запчасти. Приехал, прождал час, загнали на мойку - 70 руб ополаскивание, 200 руб мойка. Сказал ополаскивать и пошёл оформлять заявку - дэвушка, записавшая меня по телефону, уже почти приняла заявку на ремонт КПП, когда молодой человек рядом вежливо заявил, что вообще то они только меняют коробку целиком, а ремонтировать её у них некому, и вообще коробка хреновая и даже после ремонта всё может остаться как было! В общем от ворот поворот. Когда пришёл за машиной - её уже ополоснули, выписали счёт на 70 руб - пошёл оплачивать - денег не взяли (типа моральный ущерб
. В общем легко отделался. Полез на форум, и с прискорбием узнал, что ремонтироваться в Питере негде - на Выборгском плохо, в СТО-4 ещё хуже. Встретил упоминание про Пушкин - решил попробовать.
Дорога - от метро Купчино доехал за 20 минут. Поворот направо с развилки на форуме указан правильно, а вот налево нет - надо повернуть на втором повороте (асфальтовом) тогда упрёшься в СТО-1. Первый поворот (грунтовый) приведёт к Волговскому СТО.
Первые впечатления - очень старое СТО. Смотреть машину не стали - сразу на подъёмник. Один техник (молодой) снял коробку, второй (средних лет) - спец по коробкам пришёл позже. Про неисправность сказал, что такого не может быть, тем более на шестнадцатой тысяче пробега - это сцепление. Действительно вилка сцепления и палец, на который она опирается были основательно стёрты, а также выжимной посуху потёр хвостовик первичного вала и перемещался с трудом. У меня сразу была мысль заодно поменять сцепление - поэтому согласился. Поехали на рынок в Московской славянке (5 минут езды). Купили сцепление VALEO, вилку, палец, герметик и масло CASTROL EPX 80W90. Поставили сцепление, завелся на вывешенной машине, включил пятую - назад не выходит, только после остановки колёс. В общем сошлись на том, что это всё таки коробка, надо купить все детали для пятой передачи и приехать в следующую смену. Повторное снятие КПП за его счёт, оплата только переборки КПП.
Обзвонил магазины из списка (был на форуме). Седова 10 можно вычеркнуть. Первым отозвался Ветеранов 95. Купил шестерню, муфту с блокирующим кольцом, ступицу, синхронизатор и комплект прокладок. Когда увидел всё это в сборе и подержал в руках - причина неисправности стала понятна. Когда приехал на СТО и разобрали коробку - всё подтвердилось. При включённой 5й передаче муфта входит в зацепление со ступицей тремя выступами по два зубца на каждом. При этом через это зацепление передаётся наибольшая мощность при наибольших оборотах. На этих шести зубцах стёрлись боковые поверхности и образовались ступеньки. Вот в них то и упирались зубцы ступицы при попытке выключить передачу. После замены всё заработало. Новое сцепление помягче заводского. КПП стала работать немного тише. Раньше на пятой передаче КПП очень сильно вибрировала, теперь нет. Возможно причина столь быстрого износа муфты - сильная вибрация ступицы из-за кривой шестерни пятой передачи.
Выводы:
1. Цена вопроса
сцепление - 2 000
вилка, палец, герметик - 180
масло 2 л - 360
запчасти 5 пер - 1 300
работа - 3 700 (1 500 снятие/установка + 2 200 переборка КПП)
ИТОГО: 7 540
2. Плюсы: я стоял над "душой" техников, контролировал почти весь процесс, вмешивался, рекомендовал, требовал - было одно лёгкое жужжание, в остальном слушались. Знаю, что ничего не спёрли, не сломали, не заменили, не колотили и т.д. (пример - не сошёл с посадки подшипник вторичного вала, ни двумя отвёртками, ни выбиванием выколоткой - вторичный вал не вынуть. После моего вмешательства удалось по одной детали снять 4, 3 и 5 передачи не вынимая вал из КПП. Что было бы в моё отсутствие - ???)
3. Минусы: после замены сцепления его не отрегулировали, швостовик штока рабочего цилиндра сцепления не зашплинтовал, один болт эластичной муфты недотянул, обойму сальника кардана не завальцевал, из пяти саморезов крепления защитной крышки привода переключения передач осталось три наиболее удобных, а сама крышка была поставлена поверх шумоизоляции, жгуты датчиков ручного тормоза, задней передачи и спидометра не были заправлены под кожух пола. В общем пришлось всё проверить и доделать. Слабое оправдание части этого - техник по КПП был после ночной смены. Кроме этого он сделал попытку "развести" на крестовину кардана, но молодой техник пресёк эту попытку. Знания масел на уровне середины прошлого века: GL-4, GL-5, для дифференциала или синхронизированной КПП - пустой звук, "хорошее" масло это импортное и погуще. CASTROL рекомендовал старший мастер, а не техники, поэтому и согласился.
4. Желательно знать, что неисправно и какие детали необходимы.
5. Посмотрев как всё это выглядит в следующий раз буду ремонтировать КПП сам. Ничего такого, что не смог бы сделать я, они не делали. Из инструментов только надо большой удлинитель для торцевых ключей и щипцы для разжимания колец, остальное есть.
Это мой первый опыт ремонта в сервисе. Сравнить не с чем, но особых иллюзий я не питал. Считаю, что один плюс равноценен, если не перевешивает все минусы. В закрытой ремзоне могли сделать что угодно и при этом оставить кучу косяков. В общем легко отделался и могу спокойно ехать в отпуск. Выводы делайте сами.
P.S. По поводу неоднократно упоминавшейся несоосности вала КПП и коленвала, способа крепления картера сцепления и даже регулировочных шайб ? мне дважды скидывали картер сцепления и один раз КПП с проставки, первый раз я попросил затягивать болты начиная с верхнего, второй раз не просил. Результат ? никаких изменений в звуке или вибрации. Как был небольшой шум первичного вала, так он и остался.