К ВОПРОСУ О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ - взгляд с другой стороны
Форумы Автоклуба ИЖ.2126.ru
20 Февраля 2025, 07:28:30 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости: ВНИМАНИЕ Почта на домене 2126.ru прекращает свою работу
   Начало   Главная Поиск Правила Камасутра Блоги Чат (1) Галерея Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: К ВОПРОСУ О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ - взгляд с другой стороны  (Прочитано 2843 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Романов ТС

*******

Карма +1050/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35870

Москва

« : 27 Июля 2005, 14:11:25 »

Без сокращений, из нового номера журнала "Вопросы наркологии"

К ВОПРОСУ О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ
Иванец Н.Н., Зеренин А.Г.
ННЦ наркологии Росздрава
(директор ? член-корр. РАМН, профессор Иванец Н.Н.)
В течение последних четырех лет вошел в силу ряд нормативных актов, существенно изменивших порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В декабре 2001 г. были утверждены новый Трудовой кодекс РФ и новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Именно эти документы изменили требования к работникам в связи с употреблением ими спиртных напитков, а также порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность расторжения работодателем трудового договора в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (статья 81, п. 6/б). Отметим, что прежний КЗОТ предусматривал расторжение трудового договора при нетрезвом состоянии работника (статья 33, п. 7).
Основной контингент освидетельствуемых на состояние опьянения ? это водители транспортных средств. Их освидетельствование в настоящее время производится на основании ст. ст. 12.8, 12.32, 27.1.6, 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). В частности, статья 12.8 предусматривает санкции за управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения; при этом закон не разделяет алкогольное или наркотическое опьянение.
Статья 12.26 предусматривает санкции за невыполнение водителем требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. На основании п.6 ст. 27.12 КОАП медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством, и оформление его
результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наряду с санкциями для водителей автотранспортных средств КоАП предусматривает санкции: при состоянии опьянения для судоводителей (статьи 11.9, 11.3); в отношении граждан, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача (статья 6.9); в связи с вовлечением в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ несовершеннолетних (статья 6.10); в отношении граждан в связи с распитием алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах (статья 20.20); при появлении в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21); при появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних (статья 20.22)... В то же время в перечисленных в этом абзаце статьях, не упомянуто проведение медицинского освидетельствования.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения предусматривает также Федеральный Закон ?О занятости населения в Российской Федерации? с дополнениями от 17.07.99 ? 175 ? ФЗ.
Федеральный Закон от 08.01.98 ? 3 ? ФЗ ?О наркотических средствах и психотропных веществах? в статье 44 определяет, что на медицинское освидетельствование может быть направлено лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача.
Медицинское освидетельствование данного лица проводится по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления лица на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление.
Решение о направлении на медицинское освидетельствование может быть обжаловано в суде или опротестовано прокурором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
?Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов? утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.02 ? 930. Как видно из наименования этих Правил, они определяют порядок освидетельствования только в отношении лиц, управляющих транспортным средством.
Правилами установлено, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг (работники ГИБДД ? ГАИ освидетельствования не проводят).
Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства. По результатам освидетельствования составляется акт.
Министерством здравоохранения Российской Федерации 21.06.03 в целях приведения в соответствие с действующим законодательством РФ нормативных правовых актов Министерства здравоохранения СССР был издан Приказ ? 274 о признании недействующим на территории РФ Приказа Минздрава СССР от 08.09.88 ? 694 ?О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения?.
14.07.03 Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от 26.12.02 ? 930 издает приказ ? 308 ?О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения?.
Этим приказом введены в действие ряд документов, касающихся вопросов медицинского освидетельствования (всего 9 приложений).
Некоторые требования, содержащиеся в документах, утвержденных приказом ? 308, вызывают вопросы у врачей, проводящих освидетельствование. В наибольшей мере нуждаются в разъяснениях положения, связанные с требованиями следующих документов:
- акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (учетная форма ? 307/у) (Приложение 1);
- инструкция по проведению медицинского освидетельствования и заполнения вышеупомянутого акта (Приложение 3);
- программа подготовки врачей по вопросам проведения медицинского освидетельствования (Приложение 7);
- требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования (Приложение 9).
Ответы на наиболее типичные вопросы будут приведены во второй части нашей статьи.
Отметим, что все требования к порядку и методике проведения медицинского освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, отражены в нормативных актах, утвержденных Постановлением Правительства РФ ? 930 от 26.12.02 и Приказом Минздрава РФ ? 308 от 14.07.03.
В связи с Приказом Минздрава РФ ? 399 от 12.08.03 ?О признании не действующими на территории Российской Федерации документов Минздрава СССР? Временная инструкция Минздрава СССР ?О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения? и Методические указания Минздрава СССР ?Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения? от 01.09.88 ? 06-14/33-14 признаны не действующими на территории Российской Федерации в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами.
Освидетельствование других лиц, не относящихся к водителям, которое осуществляется в связи с действием статей КОАП либо в связи с действием иных законодательных актов, продолжает проводиться в соответствии с вышеупомянутыми Инструкцией и Методическими рекомендациями Минздрава СССР от 01.09.88 ? 06-14/33-14.
Вопросы применения различных технических средств при проведении медицинского освидетельствования отражены в циркулярных информационных
письмах Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава РФ от 02.02.04 ? 10-04/6 ? инф. и 12.05.04 ? 10-04/6 ? инф. К письмам приложены перечни разрешенных к применению медицинских изделий для измерительных и индикаторных исследований на наличие наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в организме человека, подготовленные по данным Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России.
Многие вопросы, поступающие от врачей психиатров-наркологов и от врачей общей практики, связаны с недостаточным знанием ими содержания приведенных выше нормативных актов.
Вот один из частых вопросов: могут ли врачи поликлиник, больниц и других лечебно-профилактических учреждений выдавать заключение о состоянии опьянения граждан?
На этот вопрос однозначный ответ содержится в Правилах медицинского освидетельствования ..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.02 ? 930. П. 4 этих Правил констатирует: ?Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг?. Иными словами, в медицинских учреждениях, в лицензии которых имеется разрешение на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Часто нас спрашивают: обязательны ли наличие протокола о направлении на освидетельствовании и подпись водителя в этом протоколе?
П. 3 указанных Правил требует: ?Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому представлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителям транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении?. Таким образом, должным образом оформленный протокол и
подпись водителя обязательны. Подпись водителя свидетельствует о согласии на медицинское освидетельствование.
Отказаться от освидетельствования водитель может и в его процессе. Соответствующее действие медицинского работника, проводящего в подобном случае освидетельствование, предусмотрено п. 10 Инструкции (Приложение ? 3 к Приказу ? 308): ?В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись "от освидетельствования отказался"?.
Отметим, что до последнего времени водители нередко отказывались от прохождения медицинского освидетельствования. Это было связано с тем, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения в КОАП (ст. 12.:cool: предусматривалась более строгая санкция (лишение водительских прав), тогда как за отказ от освидетельствования наказание могло ограничиться штрафом (КОАП ст. 12.26). К настоящему времени это несоответствие санкций устранено поправками, внесенными законодателями в ст. 12.26 КОАП.
Ссылаясь на формулировку пункта 11 инструкции (приложение 3 к приказу ? 308), в котором сказано, что ?основой заключения о состоянии опьянения служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований?, некоторые суды признают недействительными результаты освидетельствования, проведенного без лабораторных исследований, ? на основании того, что клинические признаки опьянения являются якобы субъективными.
В данном случае при защите экспертами своих заключений в суде им следует компетентно довести до сведения членов суда следующие медицинские факты:
а) состояние опьянения характеризуется нарушением функциональных способностей человека (нарушением настроения, поведения, работоспособности, речи, походки, способности координировать свои движения и др.); именно такие нарушения функций выявляются во время врачебного осмотра водителя и именно в связи с такими нарушениями его отстраняют от управления транспортным средством в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, предусмотренное п. 12 акта медицинского освидетельствования, является лабораторным исследованием, так как оно проводится с помощью лабораторных методик и приборов; его результаты вполне достаточны для подтверждения факта наличия или отсутствия алкоголя в организме человека. Измерение концентрации алкоголя в крови водителя необходимо только в тех случаях, когда он находится в тяжелом состоянии, не позволяющем провести предусмотренные актом у/ф 307у исследования. В остальных случаях определения концентрации алкоголя в крови не требуется, так как:
- во-первых, законодатель не установил количественного критерия допустимого содержания алкоголя в биологических средах водителей или иных лиц;
- во-вторых, нет четких корреляций между концентрацией алкоголя в крови (в выдыхаемом воздухе) и выраженностью клинических признаков опьянения (функциональных нарушений).
В связи с необходимостью отстранения от управления транспортными средствами лиц с опасными для вождения нарушениями функций, вызванными состоянием опьянения, ст. 11 Инструкции требует: ?При наличии клинических признаков опьянения и невозможности лабораторным исследованием установить вызвавшее опьянение вещество, заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков?.
В наиболее типичных и частых случаях освидетельствования наличия клинических признаков опьянения и положительных результатов исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя ? в соответствии с п. 12 акта ? достаточно для вынесения заключения о состоянии опьянения. Лабораторные исследования биологических жидкостей при этом не требуются.
Проведение лабораторного исследования биологических сред, предусмотренное п. 13 акта медицинского освидетельствования, относится в первую очередь к случаям, когда при наличии клинических признаков состояния опьянения исследование выдыхаемого воздуха не выявляет в нем наличия алкоголя. В этих случаях исследуют преимущественно мочу на наличие в ней психотропных веществ; кроме того, при
тяжелом состоянии освидетельствуемого исследуют кровь для определения в ней алкоголя и его концентрации.
Следует обратить внимание на то, что количественным критерием, позволяющим вынести заключение об опьянении в отношении водителя, находящегося в таком тяжелом состоянии, которое не позволяет выявить клинические признаки опьянения, является концентрация алкоголя в крови 0,5 промилле и выше. Если же в такой ситуации окажется не водитель транспортного средства, а другое лицо, которому проводится медицинское освидетельствование в соответствии с действующими требованиями вышеупомянутых Временной инструкции и Методических указаний Минздрава СССР от 01.09.88 ? 06-14/33-14, то количественный критерий для него составляет 1,0 промилле алкоголя в крови. Почему это так? Дело в том, что для освидетельствования водителей транспортных средств применен количественный критерий, рекомендованный Венской Конвенцией о дорожном движении, ? 0,5 промилле. Другой критерий ? 1,0 промилле ? соответствует такой концентрации алкоголя в крови, при которой в подавляющем большинстве случаев начинают выявляться клинические признаки опьянения.
Много вопросов задается также о том, в какой редакции должно выноситься заключение по результатам освидетельствования (п. 15 акта).
В этом заключении должен содержаться четкий ответ на вопрос, поставленный перед медицинским учреждением, проводящим освидетельствование, статьей 12.8 КОАП: находится ли водитель в состоянии опьянения? Конкретных ответов на этот вопрос может быть только два:
- установлено состояние опьянения;
- состояние опьянения не установлено.
Вид опьянения (алкогольное, наркотическое и пр.) в заключении не указывается.
Заключение ?трезв?, по нашему мнению, в данном случае может быть вынесено только при отсутствии клинических признаков опьянения, отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе и при отрицательных результатах исследования на наличие в моче психотропных веществ.
В то же время такое подробное лабораторное исследование при отсутствии клинических признаков опьянения данным видом освидетельствования не требуется, так как ответ на вопрос, поставленный ст. 12.8 КОАП, вполне достаточен при заключении: ?состояние опьянения не установлено?. Такое заключение при отсутствии клинических признаков опьянения может быть вынесено независимо от результатов лабораторных исследований.
Что касается применения тех или иных технических средств при проведении освидетельствования, наибольшее число полученных нами вопросов касается использования индикаторных трубок. Применение их при проведении освидетельствования вполне легитимно. В частности, ?Набор трубок индикаторных одноразовых для контроля трезвости по выдыхаемому воздуху? имеет регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ? ФС 01010631/0677-04 от 21.09.04 и сертификат соответствия системы сертификации Госстандарта России РОСС RU ME 27. Н00955 ? 0285640 от 28.10.04 (ранее они назывались ?индикаторные трубки контроля трезвости? или ?трубки Мохова-Шинкаренко?).
Как показывает практика, в настоящее время, когда законодателем не определен количественный диагностический критерий опьянения по концентрации алкоголя, применение измерительных приборов для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при проведении медицинского освидетельствования подчас ставит врача, его проводящего, в затруднительное положение. Например, вынесенное заключение ?состояние опьянения не установлено? при отсутствии клинических признаков опьянения, но при определении высоких концентраций алкоголя (выше 450 мкг/л) в выдыхаемом воздухе (соответственно, выше 1 промилле в крови), нередко приводит к конфликтам с работниками правоохранительных органов. Еще один повод для конфликтов возникает при расхождении показаний прибора медицинского учреждения с показаниями прибора работника ГИБДД.
Безусловно, введение допустимого уровня содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе водителей транспортных средств в значительной мере объективизировало бы медицинское освидетельствование.
Во Всемирном докладе о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, изданном ВОЗ в 2004 г., рекомендуется именно такой подход для снижения дорожно-транспортного травматизма.
При этом подчеркивается, что ?предельно допустимый уровень в 0,5 промилле для взрослого за рулем и 0,2 промилле для молодежи, как правило, рассматривается в наше время в качестве наилучшего практического подхода?.
При ожидаемом установлении отечественным законодателем предельно допустимых уровней содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе для водителей транспортных средств результаты, полученные с помощью избирательных к алкоголю измерительных средств, будут играть основную роль в процедуре медицинского освидетельствования.
ЛИТЕРАТУРА
Записан
Denis
Ветеран форума
******

Карма +460/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1074

МО г. Коломна

Chevrolet Lanos 2006 г.в. черный.

« Ответ #1 : 27 Июля 2005, 15:10:03 »

Что то все запутанно... фиг поймешь:))))
Записан

Люди говорят - не в деньгах счастье, но я хочу убедиться в этом на своем опыте!
ПАК
Ветеран форума
******

Карма +16/-0
Offline Offline

Сообщений: 4199

Moscow


IZH 2126-20 GT

« Ответ #2 : 28 Июля 2005, 07:29:54 »

так в чем вопрос или тема в чем?
Записан
Романов ТС

*******

Карма +1050/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35870

Москва

« Ответ #3 : 28 Июля 2005, 10:29:40 »

Цитировать
Оригинальное сообщение от  ПАК
так в чем вопрос или тема в чем?

Например в этом:

...некоторые суды признают недействительными результаты освидетельствования, проведенного без лабораторных исследований, ? на основании того, что клинические признаки опьянения являются якобы субъективными.
....довести до сведения членов суда следующие медицинские факты:
а) состояние опьянения характеризуется нарушением функциональных способностей человека (нарушением настроения, поведения, работоспособности, речи, походки, способности координировать свои движения и др.); ...
Записан
ProtoTip
Русские не сдаются!
Moдератор
Ветеран форума
*****

Карма +502/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4786

Житель планеты Земля.

Автобус №11

« Ответ #4 : 28 Июля 2005, 10:49:08 »

дело в том, что судьи основываются на показаниях людей в суде или на предоставленных им материалах.

судья же не был в момент остановки машины или в момент проведения экспертизы рядом с водителем и сам не видел, что и как там чудил или не чудил....и очень вероятно что человек не пил вообще, а милиция и медицина говорят, что пьян.....злоупотребления не исключены.

вот как быть судье в этом случае?

т.е. по закону суд смотрит заключение медэксперта, пьян или не пьян, а все остальные предположения не катят вообще!

если пьян, то лишение прав.....если не будет представленно доказательств иных....ну например заключение другой медэкспертизы что водитель не пьян.
Записан

Раздел "Право"
Мир Вашему дому.
Романов ТС

*******

Карма +1050/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35870

Москва

« Ответ #5 : 28 Июля 2005, 10:50:19 »

Так и статья то  - пособие медэкспертам!!!
Записан
ProtoTip
Русские не сдаются!
Moдератор
Ветеран форума
*****

Карма +502/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4786

Житель планеты Земля.

Автобус №11

« Ответ #6 : 28 Июля 2005, 10:57:07 »

законопослушным и неподкупным! еще надо добавить.
Записан

Раздел "Право"
Мир Вашему дому.
Романов ТС

*******

Карма +1050/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35870

Москва

« Ответ #7 : 28 Июля 2005, 10:57:10 »

Цитировать
...ну например заключение другой медэкспертизы что водитель не пьян.


lollollol
ст. 11 Инструкции требует: ?При наличии клинических признаков опьянения и невозможности лабораторным исследованием установить вызвавшее опьянение вещество, заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков?.
В наиболее типичных и частых случаях освидетельствования наличия клинических признаков опьянения и положительных результатов исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя ? в соответствии с п. 12 акта ? достаточно для вынесения заключения о состоянии опьянения. Лабораторные исследования биологических жидкостей при этом не требуются.
Записан
ProtoTip
Русские не сдаются!
Moдератор
Ветеран форума
*****

Карма +502/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4786

Житель планеты Земля.

Автобус №11

« Ответ #8 : 28 Июля 2005, 11:02:21 »

суд выносит решение на основании заключения медэксперта...и его абсолютно не волнует что и как там проводится.
следить за на рушениями в проведении экспертизы или незаконности в каких то пунктах инструкции должна прокуратура....если не по собственной инициативе, то хотя бы при обращении туда граждан усомневающихся в чем либо.

или вы хотите знать, что неправильно в этой инструкции?
Записан

Раздел "Право"
Мир Вашему дому.
ПАК
Ветеран форума
******

Карма +16/-0
Offline Offline

Сообщений: 4199

Moscow


IZH 2126-20 GT

« Ответ #9 : 28 Июля 2005, 11:14:44 »

выявление в пьном виде можно сделать везде, а заключение должно быть в суде только от эксперта, сделанного только в соотвествующих лабораториях, иначе в любом суде, всеми остальными протоколами можно попу подтереть.
Записан
Романов ТС

*******

Карма +1050/-14
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 35870

Москва

« Ответ #10 : 28 Июля 2005, 11:20:10 »

Цитировать
Оригинальное сообщение от  ПАК
выявление в пьном виде можно сделать везде, а заключение должно быть в суде только от эксперта, сделанного только в соотвествующих лабораториях, иначе в любом суде, всеми остальными протоколами можно попу подтереть.


На этот вопрос однозначный ответ содержится в Правилах медицинского освидетельствования ..., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.02 ? 930. П. 4 этих Правил констатирует: ?Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг?. Иными словами, в медицинских учреждениях, в лицензии которых имеется разрешение на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines

Яндекс.Метрика

Google последней посетил эту страницу 19 Августа 2024, 17:55:53