МАШИНА #3. МОТОЦИКЛ ИЖ ПЛАНЕТА 3. PART2“ГОЛУБАЯ МЕЧТА ПИОНЕРА ОТ МОИСЕЯ МАРКОВИЧА”
Ему родители покупают мотоцикл. И покупают такой, которого еще нет в продаже.
А в продаже не было никаких, за исключением новинки, мотороллера Вятка- Электрон, сиротливо стоящей в дальнем углу магазина. При скромной цене в 270 рублей, что было всего на сорок рублей дороже предыдущей модели называемой “просто Вятка”, желающих купить, почему то, не было. А мотороллер был неплохой, что показало будущее.
Саша рассказал, в автомагазине будут продаваться мотоциклы ИЖ. Они уже поступили на торговую базу и слух об этом уже распространяется среди привелигированной части населения, той, коя, в государстве тотального дефицита, приближена к святая святых- Торговой Базе.
Я часто заезжал с папой на Запорожце в автомагазин, папа закупал там запчасти “про запас”, так же, как это делали сотни других автовладельцев города и области. Скупали все, что появлялось нового на прилавке. Если один из покупателей покупал валик помпы на Жигули, то три-четыре других автовладельцев тут же покупали то же самое. Автомобилей в городе становилось все больше и приобретение запчастей стало не тратой денег, а их долгосрочной инвестицией. Такой же надежной, как жидкий рубль- водка. Но в отличии от водки, которая имела свойство даже при непродолжительном хранении испаряться вместе со стеклом тары, то запчасти могли храниться неограниченно долго, лежа на полках в гараже и ублажая своим видом ласковые взгляды своего владельца.
В это аспекте ВАЗ 2101 был самой непредсказуемой машиной, она была новинкой, чуть ли не диковинной, и какой узел у нее будет ломаться было загадкой. А это рождало полет фантазии которая мгновенно опустошала кошелек его владельца.
Автозапчастная Финансовая Система в государстве, где правил дефицит и “блат”, имела преимущество перед Финансовой Системой Рубля. Это выражалось в том, что авто-запчасть всегда можно обменять и на водку и на рубль. А, вот, рубль можно обменять только на водку, и то, в определенное время суток. Рубль же обменять на запчасть неимоверно сложно, почти невозможно, или же, с невероятной переплатой рубля, а это намекало о неполноценности рубля и о зыбкости Рублевой Финансовой Системы. Этой диспропорции финансовых систем, а точнее прочности Финансовой Системы Автозапчастей способствовало качество изготовляемых автомобилей, уж, что-что, а ломаться отечественные машинки любили, а, значит, запчасти всегда востребованны.
Автовладелец стоял перед выбором или наесться, или отремонтировать свою машину, или с горя, напиться. А вы что бы выбрали?
И стояли “товарищи” в очереди, чтобы купить два жигулевских ремня генератора “про запас”.
Сашина новость была откровением для меня. Мне не приходило в голову, что мне уже пятнадцать и я становлюсь взрослым и, всего лишь, через полгода, когда стукнет шестнадцать я буду иметь право получить удостоверение водителя мотоцикла. И вот, она, свобода! Куда хочу, туда и еду! ЗАЗ у нас был уже полтора года. И у нас, к тому времени, был гараж, где, если потесниться Запорожцу, то можно втиснуть и мотоцикл.
Дома я рассказал родителям, про поступающие в продажу мотоциклы. Отец был нейтрален, предоставив решение вопроса маме. Мама была категорически против. Она, как все мамы, боялась, что ребенок на этом исчадии ада разобьется и, разобьется, непременно, насмерть. Упрашивал ее несколько дней.
Мама сдалась. Я стал каждый день после школы наведываться в магазин автозапчастей.
Я уже упоминал, что это был единственный в городе автомагазин, островок надежды страждущих. Там всегда было много припаркованных автомобилей и, чтобы, найти место для парковки, нужно было постараться. Парковались, позднее, когда автопарк города вырос, на соседних улицах.
Сама улочка была в центре города, небольшая, вся в зелени и, до появления этого магазина, тихая. Носила он имя одного из вождей Моисея Марковича Володарского, талантливого краснобая, успешно подтасовавшего результаты выборов в Петроградский Совет. И застреленного то ли по банальным политическим мотивам, то ли по героическим половым, во всяком случае, расследование закрыли не доведя до конца. Погиб в самом расцвете сил в двадцать семь лет, так рано. С таким потенциалом сколько могло еще эпохального совершить это молодое петроградское дарование. Ну, ничего, свято место пусто не бывает.
Боль утраты национального героя смягчает обелиск на его могилке с надписью "...любимый вождь петербургских рабочих В. Володарский” и носящая его имя улочка в моем родном городе на которой располагался автомагазин, а чуть подалее наркодиспансер, куда нужно регулярно наведываться за справочкой, чтобы доказывать государству, что я не алкаш и не наркоман.
Спустя годы, с переносом магазина в новое здание в другой район улочка Моисея Марковича затихла, движение автомобилей прекратилось, а тогда там кипела жизнь. Если до появления Жигулей автовладельцами были водители- профессионалы, то с появлением массового автомобиля появлялось все больше автолюбителей, не имеющих ни знаний ни опыта ремонта, ни опыта обслуживания машины. Автовладельцы стали не просто покупать “железки” и уезжать прочь, а начали около магазина кучковаться с целью обменяться сведениями и знаниями о машинах, поломках, запчастях. Стояли и азартно что то друг другу объясняли, часто на пальцах.
Это общение на улице Володарского походило на уголок Одессы, небольшой сквер близ Дерибасовской.
В сквере собирались одесситы мужкого пола от тридцати и старше. Стояли они одной группой, кругом, и плотно прижавшись друг к другу, живот к спине. В центре стояло трое, ядро, видимо, самых авторитетных, и яростно обсуждали большой футбол. Особенно доставалось в обсуждении тренерам и самим игрокам. Эти одесситы знали о футболистах всю подноготную, вплоть до таких деталей, когда и какой футболист и какую девочку в каком классе за косу дернул. Остальные участники этого могучего круга внимательно слушали, изредка бросая реплики. Тройка реагировала на реплику мгновенно подтверждая или отвергая statement осмелившегося выкрикнуть. Чем ближе к центру ядра поклонник футбола находился, тем большим правом на реплики он обладал. Крайние, внешнее кольцо, распустив локаторы, наслаждались слушанием, права голоса они не имели.
Были эти одесситы, уже, не в “пикейных жилетах”.
И вот оно! Войдя в очередной раз в магазин я увидел, стоящих “на попа” и упакованные в жиденькие досочки, мотоциклы. Это были голубые ИЖ Планета Три. Безупречные в своей красоте, пахнущие неведомыми мне, запахами, мотоциклы. Они были без колясок, но какое это имело значение, когда я широко раскрытыми глазами пожирал каждую детальку, каждый болтик мотоцикла! Бензобаки белого цвета с синенькими эмблемочками. Глушители и диски колес хромированны и для консервации покрыты пушечным салом.
Рули у мотоциклов были сняты и прикреплены к доскам. Серенькие мягонькие рукоятки и какие то рычажки на руле. Рулевые переключатели были сняты с рулей и закреплены отдельно. Предел мечтаний! И, самое главное,- цена! Стоил ИЖ Планета Три 670 рублей.
О! Какой ИЖы источали аромат! Не понимаю, почему косметическая промышленность не выпускает дезодорант с запахом нового мотоцикла? ®© 2017 Just in case to stake out an idea.
Немедленно позвонил маме на работу, благо, телефоны-автоматы на каждом углу, а двух копеечная монета- не проблема.
© 2017, March 24.