14 день. 24 октября.Первоначально были планы выдвинуться в ущелье Актру со всеми вещами и основать там базовый лагерь для последующего похода на Голубое озеро, на ледники Б. и М. Актру и главное для восхождения на Купол трех озер. Но Bi4 и Леонид в условиях текущей погоды отказались подниматься на Купол, поэтому смысл в многодневном пребывании в альплагере Актру отпал. Было решено сходить без вещей одним днем на Голубое озеро и вернуться обратно.
Леонид, кстати, отказался не столько из-за погоды, сколько из-за своей новой манеры пренебрежительно ко всему относиться. Весь год после предыдущей поездки он провел в Израиле маясь там какой-то фигней, и вернулся обратно непосредственно перед отъездом. За год в другой стране он сильно изменился и не в лучшую сторону -- вроде того что он-то понимает, что такое настоящая жизнь, а что шелуха. Ко всяким проявлениям шелухи он относился с пренебрежением. Равно как и к деньгам, организаторской деятельности, серьезной подготовке к чему бы то ни было и тд: считая это обывательской бытовой шелухой. Поэтому все организаторские вопросы а также вопросы с техническим состоянием машины ложились на мои плечи, что начало меня немного раздражать. Сам же он имел привычку разбросав табак по всей торпеде и истоптав все продукты, что лежали у него под ногами, устроив в машине помойку и сломав небрежными движениями пару деталей обшивки, развалиться на сидении и, покуривая, небрежно поглядывать на все окружающее с пренебрежением и скукой. Также своими неаккуратными движениями он мог легко ударить топором, который я несколько часов точил и правил, по камню, или захлопнуть крышку багажника с размаху по хрупким вещам, поддав ей ногой, коли она не захочет закрываться, или что-нибудь по неаккуратности потерять (так он потерял в самом начале пути дорогой моему сердцу нож -- подарок от брата, просто небрежно кинул куда-то). На все замечания он закатывал глаза и просил не занудствовать. Это пренебрежительное отношение переносилось и на горы (хотя ни на одном восхождении Леонид не был), а как известно Горы подобного отношения не прощают. Поэтому мне самому расхотелось идти с Леонидом на Купол трех озер.
Проснувшись в 7:30 утра, я был на грани между готовностью встать и пойти в лагерь и желанием развернуться и уехать на Байкал -- потому что для меня лично поход на какое-то там озеро никакого интереса не представлял, моим главным ожиданием был Купол. Вся машина и все вещи, спальники и одежда изнутри были покрыты сантиметровым слоем инея. Бич, проснувшись, недвусмысленными слезами и мольбами изъявил желание побыстрее свалить из этого неприветливого места. Леонид, который, как оказалось ночью не смог сомкнуть глаз, был не против.


Оказалось что ниже вторая дорога вообще непроходима и завалена валунами в человеческий рост. Остался единственный путь -- опять выезжать на "основную" дорогу вверх. Но машина стояла под таким углом, что не то что не могла тронуться наверх по мокрой сыпухе вперемешку со снегом и льдом, она даже начинала скользить назад, даже если вовсю газовать. Поэтому чтобы остановиться вчера пришлось в быстром темпе накидать под колеса валунов.
Я полез в багажник за цепями, которые так и не успели проверить по пути (хотя все время были мысли, что надо проверить заранее). В результате пытаюсь надеть, одна цепь нормальная, а во второй две цепочки перепутаны местами на заводе -- одна выше другой, хотя должна быть ниже. Из-за этого цепь представляет собой клубок и ее ну никак невозможно имплантировать на место. Раньше я бы забрал цепи с собой и подверг дома тщательному колхозу, но в последнее время я стал просто выкидывать дешевые вещи и покупать качественные -- как правило, раз и навсегда. Приятно когда ты знаешь, что какая-то вещь или деталь снаряжения тебя не подведет. Цепи я повесил на дерево, как многие на Алтае вешают ленточки, чтобы задобрить духов местности. Спустя время и маты машина все же оказалась под горой.
Долил воды (а что делать).



Дальше через Курайскую степь решили поехать по другому маршруту, в результате чего выехали к броду, который вчера не пересекали. Тут надо было выбрать правильную скорость, чтобы проломить лед, но не утопить машину. Слава богу все прошло удачно, вода попала во вход фильтра но не дальше, только бампер об лед разбили.



Ну дальше без приключений тащились по степи до тракта, потом по тракту до Акташа.
По пути заехали на гейзерное озеро. Самая короткая дорожка начинается от базы отдыха и идет через два мостика которые принадлежат базе, либо надо делать большой крюк. Привратник сначала затребовал 20 рублей с человека за вход, но поскольку мы не торопились идти, а хотели сначала свернуть самокрутки в машине, он принял это за тяжелые и долгие раздумья, стоит ли поход на озеро 60 рублей и сказал, что была-не была, пустит нас бесплатно. Высунувшись из сторожки, он сказал, что до озера нас проводят кошка или собака, на выбор (этот зверинец вертелся на улице у входа). Я позвал собаку и она действительно целеустремленно побежала в сторону озера, впрочем тут же отвлеклась на помои, которые нечистоплотные постояльцы базы отдыха кидали прямо перед дверями своих домиков. Собаки везде одинаковы, пришлось идти одним.






Едем дальше, останавливаемся попить чай, выходим перед столовой Акташа из машины, иду показывать всем треснутый бампер и тут Бич осторожно интересуется, а куда это подевался передний номер? Е-мое, только этого не хватало, готовлюсь сесть в машину и поехать обратно на поиски, но мои попутчики так измучены, что пытаются убедить меня и себя самих, что номер унесло по реке, и умоляют сделать дубликат дальше по дороге.
Перевешиваю задний номер на решетку радиатора на проволочки, идем пить чай.
Решаем поехать посмотреть хотя бы на Красные ворота и на Улаганский перевал -- это начало дороги на юг Телецкого через Кату-ярык, которая была в нашем первоначальном плане.
Машина моментально греется до красной зоны, снимаю номер с решетки радиатора и перевешиваю на бампер.
Теперь машина хоть и не греется, но регулярно плюется тосолом. Причина неясна. Я нахожусь в состоянии напряжения последней степени, каждые пять минут останавливаясь и спускаясь по отвесным склонам гор к горным ручьям текущим внизу, чтобы наполнить три литровые баклашки, а затем и бачок. Начинаю проклинать себя за то, что опять поехал куда-то на неподготовленной машине, говорю себе что в таком возрасте пора перестать участвовать в подобных бессмысленных и беспощадных авантюрах. Даю себе слово, что в следующий раз поеду куда-либо только на Шишиге или 157-м ЗИЛе, предварительно разобрав их до винтика и починив каждую мелочь. Доезжаем до Улаганского перевала, перевал это громко сказано, так, небольшая полянка среди сопок, на которой все вешают ленточки чтобы задобрить Духов местности.






Не жарко. Пассажиры идут любоваться панорамой, я пытаюсь растянуться, закрыв глаза, на водительском сидении. Чувствую себя в жестяном тесном хлипком сундучке, повсюду вещи, машина продувается насквозь. Представляю как лежу в полный рост на мягкой кровати в теплом кунге 157-го "Колуна", в углу потрескивает буржуйка и вся машина излучает надежность, крепость и спокойствие. Представляю как построю дом, баню по-черному и заведу пасеку. Представляю карело-финскую лайку Морошку, которая ждет меня в Москве. Эти картины успокаивают.
Мои попутчики возвращаются, разворачиваемся и едем обратно, попутно заливая все новую и новую воду.





Сворачиваем на трассу, машина перестает греться, спокойно обсуждаем наши шансы попасть на Байкал. Решаем доехать до старой стоянки под Бийском, слить воду, с утра залить тосол и попытаться модернизировать систему охлаждения, врезав пароотводящий патрубок в верхний патрубок радиатора. Внезапно машина начинает резко греться, открываю капот -- патрубки надутые, снимаю пароотводящий патрубок -- внутри лед. Это меня немного озадачило, ибо много раз читал как люди ездят зимой заливая и сливая воду. Делать нечего, разворачиваемся и в наступивших сумерках потихоньку ползем в Акташ. Нашли там магазин запчастей, за десять минут до закрытия, купили тосол. Стали размораживать патрубок, а он ни в какую. Пришлось Леониду с патрубком пойти на поиски ближайшего кафе за кипятком, пока я сливал воду. Вообще система какая-то непонятная, сливаешь тосол с нижнего патрубка, сливаешь с блока, вроде он весь вытек, но потом начинаешь заливать, и если в этот момент открыть краник на блоке, оттуда вытечет еще добрых пару литров воды прежде чем пойдет тосол. Также через 100км после замены красного на синий перед поездкой, его цвет стал как будто смешали синий с красным в пропорции 50/50. В общем что-то странное.
Снял нижний патрубок, а в радиаторе тоже лед. Приятное ощущение -- находиться посреди ледяного поля без дров и без работающего двигателя. Ну в общем за пару часов как-то оттаяли всю систему, залили тосол и поехали дальше.
Температура не росла, следующие несколько часов я был спокоен и даже думал что проблема ушла, пока мы не заползли на вершину пер. Семинский и я не услышал знакомое бульканье из бачка. Пришлось на заправке купить столько тосола, сколько могло влезть в машину.
К утру доехали до старой ночевки под Бийском и завалились спать. К этому времени Бич уже почти исчерпал весь запас своих сил и все ресурсы организма, поэтому заявил, что продолжит путешествие на Байкал только если мы будем ночевать не в палатке, а в гостишках. Поскольку при этом весь смысл терялся, это стало последней каплей в решении не ехать дальше а возвращаться.
Леонид, который обычно принимал любой расклад и не имел свойство печалиться, на этот раз находился в скверном расположении духа, видимо ему не хотелось так скоро возвращаться. Надо сказать что Леонид действительно человек несколько более возвышенный и свободный от своего тела, то есть он может не есть и находиться на холоде сколь угодно долго ощущая лишь телесные неудобства, никакой же моральной смуты ему это не приносит. Поэтому ему сложно было понять решение не ехать дальше из-за какой-то пустяковой проблемы в машине и небольшого мороза. На психику Бича же холод действовал разрушающе. Я оказался между двумя этими людьми, и как руководитель путешествия должен был все время предпринимать какие-то шаги, чтобы сохранить хрупкий баланс и чтобы все не поругались.
Это стоило мне больших трудов и я все четче испытывал желание вернуться как можно скорее и наконец оказаться наедине с собой.
15 день. 25 октября.Устроили дневку. Весь день пекли картошку и лепешки на костре.

кратко о нашем путешествии
26, 27, 28 октябряДумаю нет смысла подробно описывать нашу дорогу назад, скажу лишь что поехали от Омска через север, Тюмень и Екатеринбург.
Бесчисленное множество раз тормозили инспекторы дпс, причем некоторые не заходя к багажнику сразу спрашивали почему нет заднего номера. Иногда отпускали сразу, иногда мурыжили по 20-30 минут..
Спали мы в машине по нескольку часов.
29 октябряВ 01:30 доехали до леса около урочища Чертово Городище. Это под Екатеринбургом, вроде бы магма оставшаяся от некогда бывшего тут вулкана. Сходили туда на осмотр. Вечером решил сделать огромную нодью и поспать у нее. Нашел добрый сушняк, за час перерубил своим маленьким походным топориком фискарс, который ни разу не подводил (он был выпущен в ту эпоху, когда фирма Фискарс еще не скатилась в помойную яму). Потом с трудом с помощью тросов дотащили бревно до стоянки. Я пошел искать следующее, но внезапно началась пурга. С тоской выпил пару бутылок пивка и залез в палатку спать.










Bi4, автор всех фотографий
бревнышко для нодьи
30 октябряВесь день ехали, к вечеру доехали до Кунгурской ледяной пещеры, где Бич хотел побывать. Это под Пермью. Остановились у входа в комплекс на ночной стоянке, приготовили на горелке ужин. Бич, прикинув сколько часов еще надо проторчать в машине до открытия утреней экскурсии, впал в плохое настроение и со слезами на глазах начал умолять уехать отсюда. Я ничего не сказав сел за руль и мы поехали в сторону Перми.
31 октябряПеред Кировом в сотый раз остановили гайцы; поскольку мне поднадоело сидеть "на измене" решил наконец заехать и сделать дубликат. Гаишники оказались самыми адекватными за всю поездку, объяснили просто и без подколок куда ехать. Сказали номер стоит 1000 рублей, на месте оказалось что 2000 за один и 2500 за два. Так себе цена за маленький кусочек металла, который мне самому в общем то и не нужен.
22 день. 1 октября.Мы ехали по трассе в сторону дома никуда не заезжая. Бич обессиленно спал на заднем сидении, Леонид насупился и уже второй день ни с кем не разговаривал. Я ехал и думал, что как-то странно заканчивается наше путешествие, так славно начавшееся. Бич оказался не таким уж крепким орешком, как мне это виделось ранее, и не мог с легкостью переносить тяготы кочевой жизни. Мой единственный друг Леонид сильно изменился и не в лучшую сторону, и я уже не чувствовал с ним такого родства душ как раньше. Я подумал, что наверное наши жизненные пути должны на некоторое время разойтись. При этом я не чувствовал никакой вражды или антипатии к Леониду.
Словно прочтя мои мысли, на подъезде к Москве Леонид наконец разлепил рот и сказал, что наши жизненные пути окончательно разошлись.
Когда мы доехали до дома Леонида, я пошел в ларек купить ему пачек 10 сигарет, потому что его личные сбережения плотно подошли к концу, и будущее его было довольно туманным. Он же однако сигареты не взял, заявив, что не желает иметь со мной ничего общего, и, не попрощавшись, забрал вещи и ушел. Признаюсь, такая неожиданная развязка нанесла мне серьезный удар, как гром среди ясного неба поразила она меня. Я оглушенный сидел за рулем и пытался понять, что же произошло.
Я добрался до дома в 23:30.
Так уж вышло, что все мои попутчики в течение последних лет отсеялись по тем или иным причинам. Следующие авантюры мне придется предпринимать в одиночестве или в компании моей собаки.
Спасибо всем кто прочитал.
Конец