Оригинальное сообщение от AndruishkaОригинальное сообщение от ProtoTip
В Правилах дорожного движения в принципе так и написано: у пешехода - приоритет.
На самом деле, ПДД предписывают не так много случаев, в которых необходимо уступать пешеходам на зебре. На память помню только один - "при повороте на нерегулируемом перекрестке". Ну и конечно если перед тобой останавливается трамвай на остановке с открытыми дверями...
Andruishka видимо скоро купит вместо ИЖа - девятку и потому готовится давить пешеходов

14. Пешеходные переходы
и остановки маршрутных транспортных средств
14.1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому <*> пешеходному переходу.
--------------------------------
<*> Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 ПДД.
Требование п. 14.1 ПДД не имеет никаких исключений для водителя: он обязан пропустить любого пешехода, который пересекает проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Однако в силу п. 4.5 ПДД пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения.
14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
Замедление движения ТС или даже его остановка перед нерегулируемым пешеходным переходом могут быть вызваны необходимостью пропустить находящегося на проезжей части пешехода (см. комментарии к пункту 14.1 ПДД) либо иными причинами (поломка ТС).
В такой ситуации Правила обязывают других водителей, ТС которых находятся на соседних полосах, осуществлять определенный порядок действий - убедиться в отсутствии пешеходов на пути их предполагаемого движения и только после этого продолжить движение. К тому же, как известно согласно пункту 11.5 ПДД, запрещается обгонять на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов.
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
Норме п. 14.3 Правил должны следовать водители ТС, начинающие движение после остановки на запрещающий сигнал светофора или проезжающие пешеходный переход, как говорится, сходу. Обязанность водителя - дать возможность пешеходу, не успевшему перейти проезжую часть за время разрешающего сигнала светофора или регулировщика, освободить проезжую часть (см. также аналогичную норму в п. 13.8 ПДД).
14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
Водитель должен пересекать пешеходный переход лишь при наличии достаточного места за переходом для возможной непреднамеренной остановки из-за возникшего впереди затора.
Данное требование дополняет ряд других ограничений на движение транспортных средств в зоне пешеходных переходов, направленных на обеспечение безопасности пешеходов и на исключение помех для них (пункт 8.11 - запрещение поворота, пункт 11.5 - запрещение обгонов, пункт 12.4 - запрещение остановок и стоянок).
В данном пункте речь идет о непреднамеренном прекращении движения, а значит, на данную ситуацию требования п. 12.4 ПДД не распространятся. Следовательно, до ликвидации затора запрещен въезд только на сам пешеходный переход. Подчеркнем, что нормы комментируемого пункта Правил в равной мере относятся как к регулируемым, так и к нерегулируемым пешеходным переходам.
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
Естественно, что слепые люди во всех вариантах пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами.
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Преимуществом в движении перед ТС пользуются только те пешеходы, которые пересекают проезжую часть со стороны дверей маршрутного транспортного средства.
Преимущество пешеходов сохраняется, пока маршрутное ТС стоит на остановке. При этом не имеет значения, производится ли посадка и высадка пассажиров с проезжей части или с посадочной площадки.
При наличии посадочной площадки водитель обязан дать возможность пассажирам, вышедшим из маршрутного транспортного средства, перейти проезжую часть от площадки до тротуара.
В п. 14.6 ПДД речь идет обо всех маршрутных ТС, а не только о трамваях.
14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить группу детей.
Снижать скорость при подъезде к остановившемуся транспортному средству с опознавательным знаком "Перевозка детей" водитель обязан независимо от присутствия детей на тротуаре или обочине.
Необходимость остановки возникает и тогда, когда группа детей начала движение через проезжую часть дороги, а также в случае подачи сигнала лицами, сопровождающими детей, о намерении перейти дорогу.