Boroda ТС
Новичок
Карма +0/-0
Offline
Сообщений: 9
Москва
|
|
« : 07 Июня 2005, 18:29:03 » |
|
?ОДА? К РАДОСТИ ИЛИ РЕКВИЕМ?
Здравствуйте, уважаемые господа и коллеги. Все мы обладатели самобеглой коляски, которая в далекие ныне 70-80 года прошедшего столетия задумывалась как автомобиль-мечта советского человека ? ?комби? с двигателем УЗАМ и коробкой передач ВАЗ ? самыми надежными и долговечными агрегатами того времени. Прошло почти три десятилетия с момента начала проектирования этого автомобиля (одновременно с проектированием новых для того времени моделей ВАЗ-2108 и М-2141) и тому, во что воплотилась эта мечта, посвящен мой рассказ. Немного о себе. По образованию я инженер-электронщик, за рулем 9 лет, до ИЖа эксплуатировал (и самостоятельно ремонтировал) ЗАЗ-968М (1988 г.в.) и М-2141 (1997 г.в.) с двигателем УЗАМ-1700. Имея такой опыт, хочу поделиться впечатлениями от использования новой ?Оды? (приобретена 22.04.2005 г.). Перед нами новая ?Ода? цвета красный гранат, с двигателем ВАЗ-2106 и КПП Омского производства. Автомобиль укомплектован панелью приборов 2110, заправлен эксплуатационными жидкостями (кроме омывателя), из инструментов ? домкрат, баллонный ключ и лампа-?переноска?. Машинка может заводиться, разгоняться, тормозить, световые приборы исправны, явных дефектов нет ? все это демонстрирует механик автосалона в полутемном подвале ТМП ? 18 Москвы. Поскольку во мраке особенно подробно разобрать ничего нельзя, впрочем, как и найти отличия от трех таких же стоящих рядом ?Од?, делаем свой выбор. Обрадованный механик вывозит нас на свет, услужливо прощается, и далее у машинки начинается новая самостоятельная жизнь. Я сел за руль. Вроде все удобно, органы управления под рукой, пытаюсь отрегулировать наружные зеркала, оказывается, из салона они регулируются только ?вверх-вниз?, а для другой регулировки надо опустить стекло ? неудобно. Да и после регулировки какая-то малая у них обзорность ? в М-41 куда проще настройки и лучше обзор. Запускаю двигатель, в салоне более шумно, чем в М-41, но тише, чем в ЗАЗе. Нажимаю педаль сцепления ? она более тугая и менее ?информативная?, чем в М-41 и в ЗАЗе. Включаю 1 передачу ? ход рычага значительно больше, чем в М-41 и в ЗАЗе и напоминает ВАЗ-2101. Вот я уже еду, при этом в диапазоне 1200-1800 об/мин двигателя КПП воет, особенно на 2 передаче. Переключаю передачи, величина хода рычага КПП при переключении напоминает то, как это происходит в ?Икарусе?. Синхронизация хорошая, кроме переключения со 2 на 1 передачу ? тут надо вспомнить ЗАЗовский способ переключения с ?перегазовками?. Но вот светофор и надо замедляться. Отпускаю газ, машинка начинает тормозить двигателем и делает это также, как и любая другая. Для окончательной остановки нажимаю педаль тормоза, а она почти свободно уходит к полу, замедление начинается только в конце ее хода, тормоз очень слабый, надо ехать осмотрительно и использовать двигатель, ну а дома-то я разберусь! В М-41 и в ЗАЗе тормоз был куда более энергичный. Вот машинка около дома, номера получены и начинается ее
?ПОСЛЕПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА?.
Используя принцип ?Доверяй, но проверяй?, решил определить фактическое наличие смазки в КПП и заднем мосту. Ее на заводе не пожалели, залили как положено. Но вот доступ к отверстиям для слива масла из КПП затруднен, а из двигателя и вовсе невозможен, поскольку эти отверстия перекрыты неким подобием защиты картера. Этот металлический лист закрывает собой двигатель и коробку передач, однако его толщина чуть более консервной банки и крепится он шестью шурупами-саморезами спереди и двух болтами сзади. Ясно, что подобная защита эффективна только от грязи и ни для чего более не нужна, да к тому же ее нужно каждый раз демонтировать при смене масла. К тому же расположенная под автомобилем рулевая рейка (гениальнейшее техническое решение ? столь ответственный и боящийся любой песчинки узел установить в самые неблагоприятные для него условия, в М-2141 она стояла между двигателем и салоном и практически не загрязнялась) от грязи этой ?защитой картера? почти не прикрывается. Чтобы избежать монтажно-демонтажных работ в дальнейшем, я снял этот металлический лист и разрезал его на 3 части, теперь передняя (по ходу автомобиля) часть прикрывает двигатель, задняя ? рулевую рейку и КПП, а среднюю выбросил. В задней части вырезал отверстие для слива масла из КПП, а спереди загнул ее вверх по месту так, чтобы не препятствовала сливу масла из двигателя и хотя бы немного прикрывала рулевую рейку. Заодно решил ?протянуть? автомобиль снизу и, оказывается, правильно сделал. Крепеж практически не затянут, даже ЗАЗ был собран качественнее, не говоря уже о М-2141, у которого были ослаблены только две точки. После этого я был уже готов к любым техническим новшествам и старался ничему не удивляться. Система выпуска таила сюрприз ? выпускной глушитель имеет разрывы по сварному шву. Чей это дефект (заводской или производителя глушителя) ? не знаю, оставил пока все как есть, вроде не ревет. Укладка запасного колеса организована приблизительно также, как и в М-2141, только пользоваться ей очень неудобно ? нужно добиться, чтобы колесо заняло строго определенное место на площадке, иначе вся система не установится в исходное верхнее положение. В М-2141 достаточно было просто уложить колесо на площадку и поднять ее. Мало того, в ?Оде? колесо должно укладываться только так, чтобы ?впадины? не было (стороной крепящих болтов вверх) ? а в М-2141 я укладывал в эту ?впадину? множество инвентаря и приспособлений. С тормозной системой я воевал долго, и борьба эта, кажется, увенчалась победой. С самого начала обнаружилось, что система заправлена очень грязной тормозной жидкостью желтого цвета со специфическим запахом. Сразу же пришлось ее заменить, а заодно почти все тормозные механизмы. Конечно же, задние колесные цилиндры, установленные заводом, имели диаметр 25 мм, а не 22 мм, как это положено. Заменил, отрегулировал ?ручник?, прокачал ? лучше почти не стало ? тормоза ?схватывали? в самом конце хода педали, замедление очень посредственное. Благодаря статье некоего установил оставшиеся от М-2141 и отработавшие уже 5 лет ВУ и ГТЦ ?Лукас?, результатом очень доволен. Странно, а почему новые ?родные? тормозные механизмы производства г. Кинешма не тормозят и текут?! Хотелось бы заметить, что доступ к клапанам передних тормозных механизмов затруднен ? приходится снимать колеса или использовать эстакаду, в то время как в М-2141 достаточно было повернуть колеса в крайние положения. Моторный отсек представляет собой нагромождение узлов и агрегатов, доступ ко многим из них затруднен сильно или очень сильно. Мне так и не удалось затянуть весь крепеж правого крепления двигателя ни со стороны моторного отсека, ни снизу, хотя инструментов и ключей у меня великое разнообразие. Крышка капота открывается в ?неправильную? сторону, что довершает убожество всей компоновки моторного отсека. Поверьте, сравнивая моторный отсек ?Оды? с таковым на классических ?Жигулях?, не говоря уже о ЗАЗе или М-2141, только диву даешься, каким образом конструкторы смогли разместить его содержимое столь хаотично и непродуманно. Попробуйте добраться к уже упомянутому правому креплению двигателя, блоку ЭПХХ или его электромагнитному клапану! Свободного места для установки дополнительных устройств (коммутатор электронного зажигания, сирена сигнализации и др.) практически нет. Кроме того, от всех тонюсеньких и хиленьких, сделанных словно их консервной жести кронштейников и креплений веет какой-то ненадежностью и убеждением, что все это разработано и изготовлено впопыхах на ?коленке?. Но окончательно убедил меня в этом способ крепление катушки зажигания к кузову ? саморезами через пластмассовые вставки. Такого я не видел нигде. Заменил саморезы болтами, теперь просто и надежно. Как специалист, имеющий непосредственное отношение к электрике и электронике, я был в ужасе, увидев сечение проводов ? такой мелкоте сечением до 1 мм2 в автомобиле просто не место. Помнится, пересев с ЗАЗа на М-2141 я тоже ворчал ? сечение проводов уменьшилось. Теперешняя картина вообще не лезет ни в какие ворота. Усугубляется ситуация тем, что в ?черном ящике? установлены предохранители на номинал от 7,5 А до 30 А. Максимальная нагрузка для провода сечением 0,5 мм2 не должна превышать 11 А, для провода сечением 0,75 мм2 ? 15 А. В случае короткого замыкания сгорит провод или дорожка в ?черном ящике?, а предохранители будут вечными. Многие контакты в разъемах на обжаты и не всегда обезпечивают надежность соединения. Работа завода по замене панели приборов от М-2141, которая устанавливалась раньше, на панель 2110 была проведена бездумно, потому что при всех выключенных потребителях от аккумулятора ею потребляется ток около 10 мА, он прекращается только в том случае, если отсоединить левый разъем от панели. Поочередное вынимание предохранителей не приводит к исчезновению этого тока, следовательно, эта цепь пожароопасная, т.к. не защищена. Ток прекращается только после того, как отсоединить толстый ?генераторный? провод от аккумулятора. Почему не могли запитать эту цепь от цепи включения зажигания? Помимо этого, панель (конкретно мой экземпляр) при включенном зажигании издает противный высокочастотный писк. Чтобы обезопасить себя от пожара, установил выключатель ?массы? от ЗАЗа (или грузового автомобиля). Вызывает недоумение подключение ламп заднего фонаря. В нем есть два ?красных? светофильтра: крайний (от оси автомобиля) отвечает за габаритный свет и стоп-сигнал (в нем установлена двухнитевая лампа 5+21 Вт), а ближний (к оси автомобиля) ? за противотуманное освещение (в нем установлена лампа 21 Вт). Часто бывают случаи (утомление водителя в ?пробке? в солнечный день и др.), при которых сложно отличить свет габаритного огня от света стоп-сигнала. Разумнее было бы объединить в одном (крайнем) светофильтре габаритный и противотуманный свет, а стоп-сигнал вынести в отдельный светофильтр, как это сделано в ВАЗ-2105 или М-2141. Вызывает нарекания указатель объема топлива ? в некоторых случаях (движение с большой скоростью, движение по ровному шоссе после стоянки на неровном месте) он занижает объем топлива. Чтобы точно определить его, лучше остановиться. Вероятная причина этой неполадки ? заедание поплавкового механизма в баке, этим вопросом пока не занимался. Плохо, что автомобиль не комплектуется электрической принципиальной схемой (с панелью приборов 2110), ведь без нее разобраться практически невозможно, а наблюдать какой-либо процесс и не понимать, как и почему он происходит, я с детства не люблю. Кузов автомобиля снаружи покрыт каким-то составом, возможно, консервирующим, отчего даже вымытый автомобиль имеет вид грязного, а как и чем удалить этот состав, нигде не написано. ЗАЗ покрывал свои изделия консервирующим составом на основе парафина, и в описании было подробно указано, как его смыть. Замки дверей пришлось отрегулировать, чтобы нормально закрывались. Вызывает нарекание отсутствие кнопки фиксации двери на верхнем торце ее внутри автомобиля, при закрытых дверях не видно, заперта дверь или нет. Управляется дверь как в ?Москвиче-412? ? изнутри единственной ручкой и снаружи почти такой же по форме, как и в ?М-412?, только слегка облагороженной пластмассой. А теперь вспомните, как Вы запираете левые двери без ключа в ВАЗе или М-2141. Вы захлопываете переднюю дверь, через открытую заднюю дверь нажимаете кнопки фиксации передней и задней двери и захлопываете заднюю дверь. Все просто и доступно. А вот как Вы должны поступаете в ?Оде?. Вы захлопываете переднюю дверь, садитесь на заднее сиденье (если оно не сложено, иначе все еще интересней), затем привстаете, изо всех сил тянетесь левой рукой к внутрисалонной ручке открытия передней двери, нажимаете ее от себя (ох и здорово это делать зимой в плотной одежде), в изнеможении откидываетесь на заднее сиденье, выходите из машины, нажимаете от себя внутрисалонную ручку открытия задней двери и захлопываете заднюю дверь. Очень напоминает старый М-412 или М-2140. Справа ситуация лучше, ведь можно зафиксировать ручки обеих дверей (запереть их) в распахнутом состоянии ? и тянуться никуда не надо. Уважаемые заводчане, ну почему Вы не сделали кнопки в дверях, как во всех нормальных машинах?! Заднее сиденье тоже имеет свою специфику. Приятно, что спинка его состоит из двух половинок, но на этом все его достоинства заканчиваются. И в ВАЗ-2109, и в М-2141 подушка сиденья откидывалась вперед, а спинка опускалась на его место. В ?Оде? почти также, только подушка не откидывается, а ее надо вынимать из пластмассовых (спереди) фиксаторов (!) и укладывать вперед. Чтобы перевезти в М-2141 длинномерные грузы, я за считанные секунды вынимал спинку и подушку заднего сиденья, приподняв их вверх. В ?Оде? секундные операции превращены в минутные ? для снятия спинки надо выкрутить четыре болта не в самом удобном месте? А ведь если немного подумать, можно привести способ установки спинок сиденья к нормальному. Сами сиденья отличаются хлипкостью и недоработанностью конструкции: хилый каркасик с несколькими приваренными стальными прутками. Изнутри ЭТО заполнено поролоном и скрыто под обивкой. Никакой металлической сетки под поролоном или каких-либо других ?страховочных? (от избыточной массы сидящего) средств не предусмотрено. Сколько жить этому сиденью? Решив провести антикоррозийную обработку багажника, снял заднее пластмассовое защитное обрамление, успешно все промазал, но не смог поставить на место ? пластмассовые пистончики крепления (являющиеся частью обрамления), начисто от него отвалились и всю конструкцию пришлось выбросить. Теперь из задних фонарей стали выпадать установочные патроны с лампочками ? на них тоже обломились пластмассовые крепящие лепестки, хотя к ним я не притрагивался. С еще большими неудобствами я столкнулся, решив провести антикоррозийную обработку боковых стенок багажника ? чтобы снять облицовку, пришлось демонтировать спинки задних сидений, вывернув 4 болта. Обратный монтаж облицовки оказался несложным, но все саморезы, крепящие ее, провернулись в своих пластмассовых посадочных местах и теперь облицовка багажника трясется и дребезжит. Полка багажника откровенно огорчила. Подвешенная на двух резиночках к двери багажника, она открывалась на очень малый угол, а попытки укоротить эти резинки приводили к тому, что при открытии двери все содержимое полки ссыпалось на заднее сиденье. Меня такая ситуация абсолютна не устраивала, поэтому я распилил полку лобзиком продольно и соединил части петлями ? получилось также удобно, как в М-2141. Во время одной из поездок попал в сильный дождь и через уплотнитель лобового стекла просочилась вода, образовалась лужа и в багажнике ? вода проникла через разрез уплотнителя около замка задней двери. Даже ?Запорожець? этим не страдал! Промазал силиконовым герметиком лобовое стекло по периметру, теперь дождь не страшен. Когда я проводил антикоррозийную обработку пола в салоне, обнаружил, что шумоизоляция пола мокрая ? безжалостно выкинул ее всю, пол просушил, промазал, между полом и ковриками проложил пластмассовые сетки (для кухонных раковин), это гарантирует сухость и отсутствие коррозии. Открывая дверь после дождя, удивился, что на ноги мне вылилась лужа. Осмотрев порог, дверь и ее уплотнитель, пришел к выводу, что иначе и быть не может ? это место образует герметичную снизу нишу, в которой скапливается вода, текущая по уплотнителю двери. Ни ЗАЗ, ни М-2141 не удивляли меня такими сюрпризами. Выход из положения ? разрезать уплотнитель снизу и тщательно покрыть антикором металлические части этого места. Рабочее место водителя не доставляет хлопот (кроме сиденья, которое заскрипело на второй день), пока дело не дошло до установки автомагнитолы и дополнительных приборов ? цифрового тахометра и эконометра. Опуская подробности ?пластмассой войны? замечу, что это очень неприятная и неблагодарная работа ? декоративную накладку над панелью приборов со вставленной в него магнитолой снять практически невозможно: провода от магнитолы должны быть сравнительно короткими, иначе их не засунуть в малое отведенное для них пространство, если же их отсоединить, то сама торчащая магнитола будет препятствовать нормальному снятию декоративной накладки. Вообще вся пластмасса, которая используется в автомобиле, совершенно не обработана, острые края ее травмируют руки и рвут уложенный багаж, а саморезы, крепящие ее, проворачиваются после первого вворачивания. Ни в ЗАЗе, ни, тем более, в М-2141, такого убожества не было: в ЗАЗе были винты, а в М-41 саморезы ввертывались в металл и могли делать это много раз. Домкрат, которым комплектуется автомобиль, поначалу исправно действовал, резьба была смазана, но после шестого подъема на ровной площадке (!) он начал заклинивать, его ?повело?, вскоре рассыпался подшипник, а потом от чрезмерных нагрузок лопнули ушки крепления ручки. Теперь пользуюсь домкратом типа 2101 и очень им доволен. Подводя итог, хочу сказать, что автомобиль по своим ходовым качествам неплохо ведет себя на дороге (если не нужно тормозить). Но все его достоинства кончаются, как только в нем появляется неисправность. Может случиться, что владелец станет жертвой (хорошо, если только в финансовом отношении) конструкторской безголовости и халтурной сборки. Вообще, по сравнению с М-2141 в автомобиле не заметно хоть сколько-нибудь прогрессивной конструкторской мысли, она, в основном, сводится к обслуживанию почти кустарного производства и латанию кусками необработанной пластмассы незанятого пространства автомобиля. Обидно за производителя, который так низко уронил непререкаемое в СССР качество своих изделий. Отговорки завода, что в самое ближайшее время он исправит все недостатки, выглядят как объявление ?Лифт не работает, ближайший лифт в доме напротив?. Считаю, что в данный момент автомобили ?ИЖ? имеют самое плохое в России качество сборки по сравнению с легковыми автомобилями других заводов. Желаю всем владельцам ?Ёжиков? терпения, а заводу ? много лучшего качества, а если этого добиться нельзя, то хотя бы официального признания невозможности что-либо исправить в лучшую сторону.
|