Инсинуация на почве окружающей реальности.
Итак, мы имеем прекрасную модель, основная идея которой - рынок все прекрасным образом отрегулирует сам и удовлетворит потребителя. Что же, модель эта явно работала раньше, и работала достаточно хорошо. Теперь наступил век 21-й, век информационных технологий. И мне кажется, что с прекрасной моделью все стало очень плохо.
Раньше потребитель мог сам решить, что ему хорошо и что плохо. СМИ были еще не так всемогущи, мозг промывать качественно не умели, ПиАр зарождался. Что же теперь? Теперь человеку очень трудно отличить собственные желания и критерии оценок от навязанных извне. И тут открывается широчайшее поле для манипуляций - человека можно убедить, что хорош именно зеленый унитаз - и человек будет покупать зеленый унитаз вместо удобного унитаза. 21 век - век виртуальных товаров и виртуальной упаковки.
Рассмотрим московский зоопарк. Как и в других общественных московских заведениях, на территории зоопарка есть пункты питания, обычные ларьки, где цена на продукты питания выше в 1.5-2 раза, чем за пределами зоопарка. Казалось бы - где конкуренция, достаточно поставить рядом ларек поменьше с едой на рубль дешевле - и процесс пойдет! Но этого не происходит. Более того - потребителей _убедили_, что в общественном месте все _должно_ стоить дороже и никого этот факт не смущает.
Еще один пример - бытовая техника. Накопительные нагреватели пользуются спросом уже лет 5. Однако, на рынке они представлены тремя-четыремя фирмами. И модели - ОДИНАКОВЫЕ. Продавцы на вопрос "А можно...?", не дослушав, отвечают - "На бок класть нельзя". То есть реально у людей потребность в несколько иных нагревателях - плоских. Но их не делают. Почему же производитель не отслеживает желания людей?
Стиральных машин - обилие. Десятки моделей! Но попробуйте разобраться, чем они отличаются внутри? Задача очень сложна и у меня есть сильное подозрение, что кроме кнопочек и "креативного дизайна" - ничем. То же с мобильными телефонами - вы встречали в интернете в описании телефонов характеристики приемопередающего тракта? Я - нет, все про полифонию и игры пишут.
В какую бы область я не ткнулся - я неизбежно попадаю в мир упаковки. То есть рекламируется внешняя сторона предмета либо характеристики, никак с целевой функцией предмета не связанные. Если еще в конце 90-х не составляло особого труда, почитав ТТХ, понять, что скрывается внутри - сейчас это становится просто титаническим трудом и зачастую - сизифовым. Консультанты не могут внятно объяснить, чем объясняется разница в цене в 100$ в той же бытовой технике. Бранд-нейм и кнопки с подстветкой никак не могут быть для меня достаточным объяснением.
Одна из вещей, поразившая меня в новой жизни - концепция "вещь стоит столько, за сколько ты сможешь ее продать". Так уж сложилось, что из институтского выпуска всего пара человек не стали менеджерами и я - один из них. Я до сих пор не понимаю, как можно продавать за 10k$ программу, разработка которой стоила 200$. Талант "впаривать", увы, я так и не смог у себя развить

Концепцию можно расширить - "вещь является тем, чем ты ее представишь". Это работает! Можно "впаривать" имидж, который весьма далек от реального товара - но люди покупают. Я и сам участвовал в этом - работает! Грубо говоря, можно продавать "вечную" титановую лопату - но народ будет покупать пластмассовую, потому что пластмассовую продает блондинка с голыми сиськами, всем своим видом показывающая, что досаточно укупить пластмассовую лопату - и все девки твои. Это работает.
Итак, мы добрались и до ИЖа. Считается, что ИЖ устарел морально на 25 лет. В соответствии с концепцией - это не имеет никакого значения. Мы живем в 21 веке и люди покупают не ИЖа, а имидж ИЖа. Виртуальный слепок. Автор этих строк лазил и в Ниссан-Примьера, и в Фольксваген-Гольф, и в Ауди, и в Опель. Что меня поразило - я не нашел там революционных технологий. Представьте себе пассажирский самолет 1950 года и 1975 - там можно увидеть разницу, то самое устаревание на 25 лет. Где вы видите его в ИЖе? Рулевая рейка, подвеска макферсон, бензиновй мотор (никаких термоядерных реакторов и прочей фантастики), стартер, генератор, аккумулятор - да все то же самое! В чем же устаревание?
Таким образом, не составит труда создать ИЖу имидж СОВРЕМЕННОГО автомобиля. Слова "полный электропакет" и "подушка безопасности" должны окончательно растопить сердце потребителя. ПОмните - мы продаем имидж.
Проблема с современностью и стильным дизайном решается просто, это чистый ПиАр. Безопасность? Сделать подборку роликов, где из изкореженных иномарок извлекают трупы - не составит труда. Да и справделивости ради - вы можете САМИ для СЕБЯ различить, где в безопасности машин кончается ПиАр и начинается истина. Мы все знаем, что "Мерседес" очень безопасен. Но на чем базируется это знание? Несложный эксперимент над собой - положИте перед собой чистый лист бумаги и попробуйте выписать туда те факты, на которых базируется ваше знание. Скорее всего, на листе бумаги у вас будут только отсылки на знакомых, которые что-то читали или собственные воспоминания о прочитанном в журналах. Краш-тесты, аргумент сильный, но в нем тоже есть некоторые вопросы. Так, в соответствии с этими тестами в "Жигулях" все очень и очень запущено... однако бывает и так, что машина в хлам, а людям - ни царапины. Везение? Но если все так плохо - откуда везение? Насколько должно повезти топору, чтобы он смог поплыть?
Истина с безопасностью, скорее всего, где-то рядом

То есть рядом несложных процедур безопасность ИЖа пожно поднять - силовые элементы в двери и "капсулу безопасности" кузова и т.п. Наконец, в безопасности своей машины вы не убедитесь до тех пор, пока не разобьете ее. А этого может не случиться никогда. Таким образом, имидж безопасной машины важнее реальной безопасности.
Качество... Качество сборки можно поднять, это сложно, но не невыполнимо. В конце концов, максимально автоматизировать производство. В качестве рабочей силы поставить китайцев. В Дмитровском районе подмосковья был такой эксперимент - вместо гербицидов китайцы. Результат - поля селективно прополоты, вплоть то травинки. Руками. Вот так. Наконец, следует помнить, что в новую эпоху вещи меняют не потому, что они испортились, а потому, что они вышли из моды. Какой смысл делать двигатель с пробегом 1млн км до капиталки, если машина все равно будет поменяна при пробеге 90тыс км?
И главное - сбыт. Нужно перестроить всю систему на продажу ИМИДЖА. Во-первых, ИЖ - это машина на год. Каждый год выходит новый ИЖ. Что в нем нового? Бампер, приборная панель, цвет кузова и т.п. Мелкие, не влияющие ни на что детали, подаваемые как главное. Стильно! Модно! Ты уже купил новый ИЖ? Только лохи ездят на старом ИЖе! Старая машина берется в зачет новой. То есть сдаешь старый, доплачиваешь - берешь новый. Куда девается потом старая машина? Все просто - продается по стоимости зачета +10%. Желающие купить годовалую или двухлетнюю машину за 1/3-1/2 цены найдутся. При этом вопрос качества несколько снимается - за год машина не сломается, а что потом - не волнует.
Фильм "Бумер" обошелся в какую-то очень смешную цифру, как бы не 700тыс$. Снять подобные фильмы про ИЖа не составит труда.
Имидж, мы продаем имидж. Это - работает. ПосмотрИте вокруг - вот серетарша с кактусом, поглощающим "вредное излучение от монитора". Ага, еще и кусок стекла, гордо именуемый "защитным экраном", прилепила. Вот толпы подростков, регулярно покупающие "новые" мобильные телефоны. Вот блондинка, у которой "такой миленький красненький телефончик" - она даже названия модели не знает, а уж тем более не в курсе, что там внутри. Ну а вы сами - покупая бытовую технику, вещи и т.п. - на чем вы основываете свой выбор? Какими _фактами_ вы располагаете?
Все, написанное выше - звучит фантастикой и сказкой. Но это - работает. В стране, где были МММ, Властелина и Довгань - возможно все. Ну а Европа... Там уже с обществом потребления тоже все хорошо. ТТХ никто и не читает. Скажи кому, что его супермодный телевизор работает по стандартам серидины прошлого века - так не поверит или даже не поймет, о чем речь. Да и вас самих николько же не смущает год принятия стандарта СЕКАМ, вы готовы покупать "новые" телевизоры (и покупаете!), отличающиеся от старых только кнопочками на пульте, формой и цветом корпуса, не так ли?
Почему же этого никогда не будет? Потому что рынок не обещает счастья всем. Собственно, он направлен на получение максимальной прибыли, а на желание клента - плевать. Пока на них нельзя было влиять - они удовлетворялись как-бы сами собой. Теперь этого нет. Потому вместо дешевых ИЖей, прошедших модернизацию, ВЫГОДНЕЕ обанкротить завод. Ну а то, что ИЖ дорого стоит - сомнение дикое. "Вещь стоит столько, за сколько ее можно продать". ЭСП с контроллером В РОЗНИЦУ обошлись мне в 140$. Значит ОПТОМ цена гораздо ниже. За установку берут долларов 100, на заводе это должно быть "бесплатно", то есть очень дешего. Однако, "фаршированные" машины стоят не на 50 баксов дороже.
Потому я уверен - сделать из ИЖа современную машину совсем не сложно и он не подоражает в разы от 3к$. ЭСП, контроллер, БК, опциональный кондишн, улучшенная коробка, словые элементы в кузов и инжектор на двигатель - это не так дорого. Но этого не будет никогда

Да, автор ничего не понимает в рынке и экономике, полез не в свою область и все такое

Согласен. Но неоднократно видел и даже участвовал в продаже имиджа. Наблюдал за гомосапиенсами, слушал их разговоры, вникал в критерии выбора. Описанное выше - работает. Человек - эта та скотина, которая голосует сердцем, а в сердце мозгов нет
