Всем привет.
Поделюсь своим опытом восстановления КБМ. Конечно, в других регионах всё сложнее, но вдруг кому пригодится.
- некорректный КБМ обнаружился в 2013 году, страховая - на тот момент Ингосстрах - развела руками, у нас так в базе забито.
- в 2014 году был сделан письменный запрос в страховую, но на него Ингосстрах тоже отпиской ответил, удалось только выяснить, что неверный КБМ тянется из чужого договора, где я - только вписанный водитель.
- подорожание 2015 года побудило пожаловаться в ЦБ, это дало первые результаты: по двум полисам Росгосстраха, в которых я только водитель и не знаю, кто страхователь, КБМ исправили по запросу из ЦБ. Кроме того, к ответу из ЦБ был приложен список всех полисов, составленный РСА, в нём оказались даже полисы за 2011 год, которых не видно через базу, доступную на сайте РСА. Но действующих договоров правки не коснулись.
В процессе поисков правды, обнаружилась инструкция от РСА для страховщиков, по которой выходило, что они занижают мне КБМ на законных основаниях:
так, в 2014 г. меня вписали в полис к отцу, а
вписка посреди срока страхования приводит к потере 1-2 классов КБМ!Так убого составлены правила и алгоритм: даже если на момент вписки твой КБМ недавно улучшился, его проверяют не на дату вписки, а на дату заключения этого договора, и твой предыдущий кбм продляется на время действия полиса вписки, а потом, на следующий год, в этой цепочке снова применяется тот же КБМ, т.к. был "неполный год страхования" (закрытие договора раньше срока при продаже авто - тоже потеря года).
Так в базе получаются чередующиеся цепочки полисов с разным КБМ.
Т.к. в какой-то момент ИЖ полгода не страховался, цепочка с правильным КБМ оборвалась - во всех действующих полисах был КБМ разной степени неправильности. В итоге, разница между корректной и некорректной стоимостью составила уже 15%, но все действия страховщиков соответствовали инструкции, прицепиться не к чему.
в мае 2016 года прошла инфа, что с 2017 года собираются менять систему, но КБМ обещают выбирать "лучший из действующих полисов, если нет страховых случаев", а у меня во всех действующих был плохой, т.е. если не исправить до 2017 года, есть реальный шанс потерять свою скидку безвозвратно. был направлен запрос в РСА с описанием проблемы - "всё по инструкции, но КБМ в базе такой же, как три года назад". от них, как водится, пришла отписка "обращайтесь в страховую".
в общем-то, уже особо надежды не было, но тут попалась на глаза вот эта статья от 24 декабря 2015:
https://www.eg-online.ru/article/300833/Неправильный КБМ в ОСАГО система исправит автоматически
...
В случае несогласия страхователя ОСАГО с примененным в его отношении коэффициентом бонус-малус (КБМ) можно будет направить в систему АИС РСА запрос на автоматическое изменение указанного коэффициента. Соответствующие изменения были внесены в правила профессиональной деятельности Российского союза автостраховщиков (РСА) на недавнем заседания президиума Cоюза. Согласно нововведению после запроса система проведет автоматический поиск по базе данных и выберет договор на имя данного автовладельца с минимальным КБМ. При отсутствии в базе данных сведений о страховых выплатах после определения такого договора АИС РСА автоматически рассчитает КБМ для последующих годовых периодов путем последовательного присвоения лучшего класса КБМ.
...
Были большие сомнения, поможет ли это в моем случае - когда "всё по правилам", но тем не менее:
1) была подобрана страховая с удобной подачей запроса через интернет (по правилам "упрощенного алгоритма", введенного РСА 1 декабря 2015 года, не обязательно обращаться в свою страховую, можно туда "где собираетесь заключить договор", фактически - в любую, которая примет заявление),
2) написано заявление... мальчик из страховой предупредил, что РСА рассматривает их до 5 дней, но обычно быстрее.
3) короче, на следующий же день он перезвонил и сообщил, что РСА исправила КБМ в базе

В РСА взяли лучший КБМ в той цепочке, которая оборвалась в 2013 году и на ту же дату записали в базу верный КБМ за 2016 год - с учетом всех годовых скидок.

Сотрудник страховой меня предупредил, что этот, исправленный КБМ пропадёт из базы, если его не использовать в течение месяца, а также, он не был уверен, не затрётся ли этот КБМ, если у меня какой-то полис закончится раньше, чем я успею им воспользоваться. (так что подгадывайте по датам, когда лучше делать запрос, чтобы была возможность в тот же месяц оформить полис)
Сегодня мне привезли новые полисы) И всем желаю восстановить свою скидку. Если никуда от этого оброка не деться, пусть он хотя бы будет по закону.
P.S. Кстати, такое заявление - это ещё шанс для тех, кто поменял ВУ, но забыл уведомить страховую. У меня ВУ поменялось в этом году, все полисы в базе - на старом ВУ. Велено было старое ВУ указать в примечаниях, а в основной форме запроса - новое, действующее ВУ. В результате, мне проверили данные по старому ВУ, а запись в базу сделали уже с данными нового ВУ

(по старым, действующим сейчас полисам, я еще только собираюсь ехать, вносить информацию о новом ВУ - раньше было боязно, вдруг исправленный КБМ затрётся)