Раф
Редкий гость

Карма +0/-0
Offline
Сообщений: 42
02 (Башкирия)
|
 |
« Ответ #12 : 23 Мая 2005, 08:05:49 » |
|
Приехали Российский автопром на пороге системного кризиса Глеб Столяров Дмитрий Симаков Ведомости 23.05.2005, ?91 (1372)
Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. За I квартал 2005 г. продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь ? собирать иномарки.
В 2004 г. автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам.
Но чуда не случилось. В минувшую пятницу глава Минпромэнерго Виктор Христенко объявил, что продажи отечественных легковых автомобилей в I квартале сократились на 14% ? с 232 000 до 200 000. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое ? с
46 000 до 80 000, продажи подержанных иномарок ? в полтора раза с 63 000 до 90 000 автомобилей, продажи ?российских иномарок? ? на 17% с 24 000 до 28 000.
Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. По данным ?АСМ-Холдинга?, в I квартале ?АвтоВАЗ? снизил продажи на 9,7% по сравнению январем ? мартом прошлого года до 165 688 автомобилей, ?ИжАвто? ? на 41,2% до 10 127, ГАЗ ? на 39,7% до 10 027, УАЗ ? на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала ?Рослада?, которая собирает ?девятки?, продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.
В мае ?АвтоВАЗ? объявил об отмене субботней смены на заводе и снижении годового производственного плана с 730 000 до 700 000 автомобилей. Дилеры предприятия утверждают, что в середине мая на их площадках скопилось не менее 80 000 автомобилей, т. е. вдвое больше нормы. Как сообщил ?Ведомостям? источник на ?АвтоВАЗе?, завод готовит проект приказа, допускающий сокращение штата. А ?ИжАвто? уже объявило в пятницу о сокращении 4000 сотрудников до конца 2005 г., объясняя это падением объемов производства.
Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании ?УралСиб? Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в I квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.
По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. ?Они по привычке считают, что управляют рынком, ? отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. ? Но столкнулись с дешевыми иномарками ? Daewoo Nexia, Hyundai Accent?. По оценке инвесткомпании ?Атон?, ?автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества?. Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же ?АвтоВАЗ? ?рискует утратить основное конкурентное преимущество ? низкие цены?. ?Наш предел чувствительности по "десяткам" ? не более $8000 [за автомобиль]?, ? признает источник, близкий к ?АвтоВАЗу?. Но в 2005 г. вазовские автомобили перешагнули этот порог: по данным журнала ?Авторевю?, в московских салонах стоимость ?десяток? составляет $8250-10 600.
Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 г. его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда, говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Рубль стабилен и даже укрепляется, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.
Автопроизводители надеются выкарабкаться сами. ?Мы запустили программу снижения издержек, ? говорит собеседник "Ведомостей", близкий к "АвтоВАЗу". ? К осени она даст результат?. Он не исключает, что вслед за этим последует снижение цен. Но генеральный менеджер по маркетингу и PR ?Рольф-Холдинга? Валерий Тараканов считает, что через 3-5 лет все отечественные автозаводы, кроме ?АвтоВАЗа?, перейдут на производство нишевых автомобилей, а в долгосрочной перспективе и ВАЗ не выживет как самостоятельный игрок. Российский автопром уже смирился с этой участью. Группа ?СОК? на мощностях ?ИжАвто? летом начнет выпускать автомобили Kia Spectra, ?Северсталь-Авто? осенью ? внедорожник Ssang Yong Rexton. Представитель ?Северсталь-Авто? говорит, что компания намерена развиваться как независимый производитель, но ставку при этом делать на сборку иномарок и не планирует разрабатывать собственные модели. Похожим путем идет и ?АвтоВАЗ?. ?У нас уже есть партнер ? General Motors, кооперация с которым будет увеличиваться?, ? говорит источник, близкий к ?АвтоВАЗу?. Скоро партнеры построят в России завод по производству двигателей для ?АвтоВАЗа? и ?GM-АвтоВАЗа?, а также обещают разработать новый автомобиль для российского завода. На конвейер ?АвтоВАЗа? он может встать в 2009 г.
|