16.15. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Ответы на вопросы содержит технический регламент Тамо-женного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспорт-ных средств», действующий с 01.01.2015 (далее ТР ТС).
Прежде всего, нас интересует п.6 «Определения». Читаем: «Компоненты транспортного средства» – составные части конструк-ции транспортного средства, поставляемые на сборочное производ-ство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации».
В таблице 4 раздела 2 приложения №1 ТР ТС приведен список компонентов, содержащий в том числе детские удерживающие устройства, дневные ходовые огни, тягово-сцепные устройства, тахо-графы, о которые для примера рассмотрим ниже.
Прочие элементы, не относящиеся к компонентам, например, кенгурятники, по ТР ТС являются предметами оборудования.
Читаем далее п.6 ТР ТС: «Внесение изменений в конструкцию транспортного средства» – исключение предусмотренных или уста-новка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей [то есть в соответствии с определением – компонент прим.автора] и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения».
Согласно п.2 ТР ТС любые действия с компонентами влияют на безопасность, и, следовательно, являются «внесением изменений в конструкцию». Исключение составляет только установка сменных (запасных) частей, которые на уровень безопасности не влияют, – п.20 ТР ТС.
Действия с предметами оборудования не является внесением изменений в конструкцию, если их установка не влияет на безопасность. Например, установка радиоприемника, как и различного рода динамиков, на штатные места, что отдельно оговаривается в инструк-ции к автомобилю, – п.6 ТР ТС.
Шноркель, лебедка, тонировочная пленка, в том числе вверху лобового стекла, к компонентам не относятся и являются предметами оборудования. Соответственно, сертификации они не подлежат, – п.81 ТР ТС. Следовательно, их самостоятельная установка должна быть оформлена как внесение изменений в конструкцию, если в экс-плуатационной документации на автомобиль они не упоминаются.
Теперь мы добрались до главного вопроса: нужно ли регист-рировать внесенные в конструкцию изменения в ГАИ?
Ответы находим в п.77 ТР ТС, и сразу, следует сказать, что не регистрируются в ГАИ изменения, которые делаются серийно.
Далее, в п.77 ТР ТС сказано, что в двух случаях регистрация самостоятельно внесенных в конструкцию изменений не нужна. Речь идет об установке:
1. Компонентов:
• предназначенных для этого транспортного средства;
• прошедших оценку соответствия в составе данного транс-портного средства.
Причем и первое, и второе должно быть подтверждено до-кументацией изготовителя компонентов.
2. Компонентов, предусмотренных изготовителем транспорт-ного средства в эксплуатационной документации.
Для первого случая наглядный пример – установка на ваше транспортное средство неоригинальных запасных частей. Если зап-часть предназначена именно для вашего транспортного средства, она прошло оценку соответствия в составе типа вашего транспортного средства, о чем говорится в сертификате или декларации (п.8 ТР ТС), то регистрация в ГАИ не нужна. Сертификат или декларацию прода-вец обязан вам предоставить по вашему требованию, – п.4 ст.7 и ст.10 закона «О защите прав потребителей».
Самый простой случай – замена «дворников», когда на упа-ковке перечислены модели транспортных средств, на которые их мож-но установить.
Аналогично обстоят дела и с установкой сигнализаций, и с ус-тановкой тягово-сцепных устройств. Как правило, копия сертификата заведомо прилагается к товарам подобного типа. Упаковку и копию сертификата сохраняйте на случай претензий со стороны ГАИ.
Тягово-сцепное устройство заведомо не устанавливается на автомобилях, на идентификационной табличке которых строка для разрешенной максимальной массы автопоезда оставлена пустой. Данная строка расположена ниже строки с разрешенной максималь-ной массой, –п.2.1 Приложения №7 ТР ТС.
Для некоторых компонентов, например, для газобаллонного оборудования (ГБО) даже при наличии сертификата соответствия на комплект ГБО в составе конкретного типа автотранспортного средст-ва регистрация в ГАИ внесения изменений в конструкцию обязательна, – п.9.8 ТР ТС и п.6.2 ГОСТ 31972-2013. Дополнительные требования для газобаллонного оборудования приведены в п.8 Приложения №9 к ТР ТС.
Пример по второму пункту – детские удерживающие устройст-ва, которые приведены в списке компонентов (Таблица 4 Приложения №1 к ТР ТС), и установка которых является «внесением изменений в конструкцию».
Открывайте инструкцию по эксплуатации вашего авто-мобиля и смотрите, что там написано относительно детского кресла. Если подробнейшим образом расписано, как его устанавливать, как отключать подушки безопасности при необходимости, то, естествен-но, регистрировать установку кресла нет необходимости. Если в ин-струкции к автомобилю упоминания о детском кресле нет, то фор-мально возникает обязанность каждую установку-снятие фиксировать в ГАИ.
По второму пункту можно пример с колесами. «Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуата-ционной документации изготовителей транспортных средств», – п.5.1 Приложения №8 ТР ТС.
Еще один пример действий с компонентами – установка днев-ных ходовых огней (ДХО). Требования к установке ДХО указаны в п.3.2 Приложения №8 ТР ТС, исходя из которого:
1. Запрета на самостоятельную установку ДХО нет. Установка в сертифицированных центрах, как того требует, например, ГБО – не обязательна.
2. Установка огней должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 48 (п.9.4 Приложения №9).
3. Огней должно быть два – раздел 1.3 приложения №4.
4. Огни должны включаться при пуске двигателя или при на-чале движения и гаснуть при включении фар, – п.3.15 Приложения №8 и п. 6.19.7.1 Правила ЕЭК ООН № 48.
5. Ходовые огни должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 87 (п.9.1 Приложения №9), что подтверждается сертификатом аккредитованной испытательной лаборатории, – п.58 Приложения №10.
Без выполнения этих требований дневные ходовые огни уста-навливать на автомобили запрещено. Потому при покупке огней, ищите в коробке сертификат соответствия требованиям ТР ТС (Пра-вилам ЕЭК ООН № 87). Без него покупать огни не стоит.
Если в комплекте к ДХО прилагается сертификат или декла-рация (возможно в виде чертежа и списка со ссылкой на Правила ЕЭК ООН № 48), что огни предназначены в том числе для вашего транс-портного средства, прошли оценку соответствия в составе вашего транспортного средства, то регистрация установки огней в ГАИ не нужна, – п.77 ТР ТС.
Для доказательства данного утверждения достаточно срав-нить п.9.2 и п.9.4 ТС ТР. Первый прописывает обязанность получить заключение аккредитованной испытательной лаборатории в случае изменения класса источника света (например, замена галогеновых ламп на ксеноновые) на их соответствие Правилам ЕЭК ООН. Второй указывает, что при установке внешних световых приборов (в том чис-ле ДХО) нужно выполнить требования ЕЭК ООН №48, а про обязан-ность получить заключение лаборатории – ни слова.
Аналогично можно устанавливать не «родные» дворники, амортизаторы, тормозные барабаны и так далее о чем уже говори-лось выше.
Если сертификата соответствия Правилам ЕЭК ООН № 87 и документа с упоминанием Правил ЕЭК ООН № 48 с названием марки вашего автомобиля в коробке с ДХО не обнаружилось, извольте пройти все этапы получения «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию», – п.75-80 ТР ТС.
Порядок получения «Свидетельства о внесении изменений в конструкцию» при внесении любых изменений следующий:
1. До начала работ:
1.1 Пройти предварительную техническую экспертизу. Экс-пертизу проводят только аккредитованные организации, список которых представлен на сайте
http://www.eurasiancommission.org/ru1.2 Получить разрешение в ГАИ на внесение изменений.
2. После выполнения работ:
2.1 Пройти повторную экспертизу.
2.2 Пройти техосмотр.
2.3 Получить свидетельство и занести его номер в ПТС.
Здесь уместно поднять вопрос о светящихся рекламных табло на задних стеклах такси, подсветке днища и различного рода гирляндах, которые некоторые водители вешают на свои автомобили. Они также устанавливаются в соответствии с п.3.2 Приложения №8 ТР ТС. Но Правил ЕЭК ООН для них не существуют, следовательно, их применение не соответствует требованиям п.9 Приложения №9 ТР ТС. Кстати, требования данного пункта распространяются и на работы при замене галогеновых источников света на ксеноновые.
Тахографы – больной вопрос для организаций, осуществляю-щих грузовые и пассажирские перевозки. Дело в том, что конструкция транспортного средства должна предполагать установку тахографа. Просто так на устаревший грузовичок или автобус его не воткнуть. В 100% случаев на устаревшей технике понадобятся серьезные изме-нения, влияющие на безопасность, например, замена датчика скоро-сти.
У ГАИ теперь беспроигрышный вариант в отношении старых грузовиков и автобусов: нет тахографа – штраф; есть тахограф, но нет «Свидетельства» на попутные его установке изменения в конст-рукцию, – опять штраф.
Для кенгурятников, креплений для велосипедов и прочих на-весов действует п.11 ТР ТС: «Запрещается установка на транспорт-ные средства категорий М1 и N1 конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 кг, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак и элементы его крепления».
Дополню, что компонентами транспортных средств являются бамперы; упругие элементы подвески (в т.ч. пружины); декоративные детали кузова и бампера, решетки радиатора, козырьки и ободки фар и т.д. Любые действия с ними (снятие, установка, модификация) – внесение изменений в конструкцию.
Если в момент выпуска автомобиля в эксплуатацию на терри-тории Таможенного союза на нем не было каких-либо обязательных по ТР ТС элементов, то в процессе эксплуатации контроль за данным элементом не производится, – п.74 ТР ТС. Например, на автомобиле с завода установлены ксеноновые фары, но отсутствовали обяза-тельные по ТР ТС омыватели. Претензий, что омывателей нет, при последующей эксплуатации быть не должно.